Тарнув – следующий крупный город на пути нашего автопробега и место ночлега, находится примерно километрах в 175 от Пшемысля. Кстати, дорога между этими городами – современный автобан, проходящий по югу Польше. Построенный относительно недавно на средства Евросоюза, он находится в идеальном состоянии, и скорость 130 км/час на нем просто не ощущается. Но сыну не понравилось, сказал – скучно. Да, конечно, после Бещадских то серпантинов… Скучно, но быстро.
Немного истории. 7 марта 1330 королевская канцелярия короля Владислава Локетки выдает краковскому воеводе Спицимиру документ, согласно которому тот может заложить город Тарнув. Город был основан на холме, доминирующем над местностью на 226 метров. Старый средневековый макет Тарнува сохранился и по сей день. Основой для развития города служило наличие прохолящего через эту местность торговых путей, ведущих из Германии в Россию и из Венгрии к Балтийскому побережью.
Тарнув был частным поселением до 1787 г. Наибольшее развитие города пришлось на шестнадцатый век. Тогда владельцем Тарнува был Ян Тарновский, гетман, отличный хозяйственник и организатор. В 1536 году на территории города имелось 200 мещанских домов и жило около 2 тысяч жителей. С 1567 по 1787 год, более 220 лет, многочисленные пожары, бедствия, войны, и, прежде всего, жадность владельцев города, разрушали его процветание. Тем не менее, Тарнув с конца 18 века начинает заметно увеличиваться. В 1782 году он стал центром повята, в 1786 году — местом пребывания епископа. Размещены были здесь также многочисленные военные гарнизоны. В 1870 году здесь было уже 21779 жителей, и город являлся третьим по величине по численности населения в этой части страны после Львова и Кракова.
В конце октября 1918 года Тарнув стал первым городом в Польше, получившим официальную бумагу о вхождении во вновь созданное независимое польское государство. Во время Второй республики Речи Посполитой, в 1918-1939 годы, Тарнув продолжал расти, и стал крупным промышленным центром. 28 августа 1939 года на железнодорожной станции в Тарнуве взорвалась бомба, заложенная немецким диверсантом, были убиты 20 человек. Тарновчане, таким образом, утверждают, что Вторая мировая война началась именно у них. 14 июня 1940 года из еврейской бани Тарнува первая партия была отправлена в лагерь смерти в Освенциме. Заключенные из этого города в количестве 728 человек были первыми жертвами лагеря — имели самые маленькие номера узников.
После войны Тарнов был повятовым городом в Краковском воеводстве. В 1975 году в результате административной реформы, Тарнув стал центром Тарнувского воеводства. Население его в то время превысило 120 000. Но начиная с 1 января 1999 года город потерял свой статус. В настоящее время это город на правах повята в Малопольском воеводстве.
Рынок Тарнува — великолепная площадь в стиле позднего Возрождения. Многие дома в ее обрамлении покрыты рисунками в технике сграффито. Раньше здесь жили купцы, и в крытых галереях на первых этажах размещались их магазины. В доме №7 находится Центр туристической информации, где теоретически можно разжиться картой и сувенирами, но на практике я, будучи в этом городе уже второй раз (оба раза ближе к вечеру), так и осталась без магнитика.
По центру площади высится ратуша с 30-метровой башней, на которой каждую четверть часа бьет колокол. Внутри находится городской краеведческий музей (филиалом которого является замок в Дембно). У входа в ратушу есть надпись – «Храни, господи, твои входы и выходы». В строительстве ратуши участвовал выдающийся итальянский архитектор Джованни Мария Падовано, который строил также Сукенницы в Кракове.
В Тарнуве имеется и свой замок, построенный вездесущими Тарновскими на холме святого Марцина в первой половине 14 века, вернее его руины. Существовал он до середины 16 века, когда последний его владелец покинул его, переехав в загородную резиденцию в Дембно. Впоследствии он был почти полностью разобран на стройматериалы. Остались вполне живописные, поросшие кустами, развалины, с которых открывается отличный вид на Тарнув.
Как уже написано ранее, в городе много связано с евреями, Несмотря на то, что ни в Тарнуве, ни в самой Польше их практически не осталось, названия улиц, здания и памятники заботливо сохраняются. Между Плацем Рыбны и улицей Жидовской находится все, что осталось от Старой синагоги – Бима (возвышение в синагогах с кафедрой для чтения Пятикнижия и Пророков), аккуратно прикрытое навесом. Сама синагога была разрушена в 1940 году.
В городе есть своя пешеходная улица — Валы, до которой я так и не добралась ни в одно, ни в другое посещение, (надо было активнее порыться в Интернете, хотя бы в картинках Гугл), с парой любопытных памятников. Скамья поэтов (пересечение с улицей Коперника) со скульптурами Агнешки Осецкой (которую активно переводил Окуджава) и Яна Бжехвы (помните детскую книжку «Академию пана Кляксы»?) и памятник Роману Брандштеттеру (на пересечении с улицей Рыбной), писателю, поэту и переводчику Библии. Который, кстати, был евреем, принявшим католичество. Видимо придется ехать в этот город еще раз (я такие памятники, что называется, коллекционирую, а тут так лопухнулась, — обидно). И, главное, в последний приезд времени было достаточно, не знали, куда податься. Правда, стемнело рано.
Первый раз я была в Тарнуве в мае 2013 года. Поездка сюда из Кракова занимает около 2 часов на электричке (направление в сторону Пшемысля). Причем, все время нашего недолгого пребывания в этом городе в первый приезд непрерывно моросило. Вокзал в Тарнуве довольно симпатичный. От него к центру города ведет Краковская (какая же еще?) улица. На полпути встречается вот такой эффектный Костел Святого семейства, построенный в 1904-1906 годах по инициативе тарнувского епископа Леона Валеги по проекту архитектора Яна Сас-Зубрицкого (в неоготическом стиле).
Дальше Секлерская брама около сквера Шандора Петефи.
А вот в этой симпатичной кафешке- трамвайчике можно выпить свежевыжатого сока или кофе. Помню, когда мы там сидели с дочкой 1,5 года назад, официант с любопытством прислушивался к нашему русскому языку и спросил, откуда мы, туристы из России редко появляются в этих местах.