Ну, все, дорогие мои, хватит шастать по заграницам – пора уже и родину любить. Вон она какая у нас огромная и местами очень даже прекрасная!.. Есть где глазу отдохнуть и духовные скрепы укрепить. Мы ведь помним, что родина – это не только речки и лесочки, горы и луга... Это и то, как мы живем. Или – как жили. В полном единении с природой, созидательным трудом и «малыми народами», жившими по соседству. А по вечерам водили хороводы с песнями и мирно отдыхали, глядя на широкие уральско-сибирские просторы, каких нету больше нигде – ни в европах, ни в америках. Хотите в этом убедиться? Тогда Тальцы ждут вас!..
И это совсем не далеко по масштабам России-матушки. Пять с половиной часов лету до Иркутска, потом еще сорок с небольшим километров до Ангары, на берегу которой и встретит вас первозданная родина в виде этнографического музея под открытым небом. И будьте уверенны, все здесь почти как в жизни. В той — прошлой, конечно, жизни. Когда деревья были высоченными, реки чистыми, а деревенские девчонки – как на подбор, ядреные. Будете ходить по чистенькой деревне, заглядывая в добротные дома, любоваться добрыми молодцами в расшитых косоворотках и впадать в щемящую ностальгию, как будто именно ваше босоногое детство вдруг развернулось вокруг.
И я не шучу! Все именно так и будет. На это, собственно, и рассчитывали, когда строили этот комплекс. Буквально по бревнышку свозили со всей Иркутской области избы, подворья и амбары. Воссоздавали идеальную русскую деревню. Тут вам и церковно-приходская школа, и усадьба помещика, и дом городового казака (правда, так и не понял, что это такое!). А еще – сохраненные от затопления при строительстве Усть-Илимской ГЭС Спасская проезжая башня (1667) и Казанская церковь (1679) Илимского острога. Они теперь и обеспечивают на этой территории доминанту духовности и тех самых скреп, про которые мы уже сто раз слышали, но ни разу не видели.
Не забыты в Тальцах и коренные народы Прибайкалья — буряты, эвенки и тофы. О их счастливой жизни в прошлом рассказывают эвенкийские и тофаларские стойбища, бурятский улус-летник. Да и сами представители этих маленьких, но гордых народов, бродят то тут, то там по территории, демонстрируя посетителям свои выходные одежды. Любо дорого посмотреть, одним словом!..
Но неизбежен вопрос: как к этому относиться? Ну, ведь вряд ли все было именно так – красиво и ладно. Чаще все было очень даже наоборот. Так, как однажды вырвалось Лермонтова: «Прощай, немытая Россия!..». В сердцах, конечно, сказал поэт и имел в виду кое-что больше, чем быт и уклад русской деревни. Но задуматься обязывает.
И вот что получается. Мы в этом вовсе не пионеры. Подобные этнографические «деревни» есть во всех углах света – от Китая до Соединенных Штатов. Сам бывал и видел. Даже участвовал в разных мероприятиях – праздниках американских индейцев, хождениях по горящим углям болгарских огнепоклонников... Интересно все, весело и познавательно проходит.
Так почему же такое же не делать у нас? А потому, что только мы любую бытовую мелочь способны возвести в принцип, разглядеть в ней высокой пробы духовность. Мы не просто изучаем жизнь и обычаи наших предков, а ищем повод убедиться в их героичности. Тому и подрастающее поколение учим – чистому ура-патриотизму, без капли сомнений и дум. Только надо ли? Разве что для того, чтобы помечтать: вот наступят времена и будем мы жить в похожей на Тальцы сказочной стране с молочными реками меж кисельных берегов. А делать для этого ничего не надо будет. Только петь, плясать и веселиться!..
Еще в тему:
Родину любить по-шведски
Верхотурские скрепы
Ганина яма
Вперед в прошлое
Деревня огнеборцев
Угличские сказки
В чем смысл, брат?
Анатолий Струнин
Тальцы,
Иркутская область