Увечье рук в качестве вида наказания использовалося не только в случае мелких правонарушений как легкое искупление вины, но и в процессе допросов. Пытка широко применялась в Испании, где отношение к приговоренным было "немилосердно". Часто, перед обезглавливанием или сожжением на костре, приговоренного долго мучили и отсекали руки.
Произошел сенсационный случай с менестрелем Жаном де Ля Виттом. Он предстал перед судом в Лангре в 1459 году. Его подвергли пытке, обрекли на увечье языка и рук, несмотря на то, что он не признал себя виновным в преступлении. Все это было сделано, чтобы он не смог ни рассказать, ни написать об этом. И все-таки местный мирской суд, осведомленный о невинности подсудимого, ратифицировал предание его смерти, дабы скрыть ужасный скандал. Он стал достоянием общественности благодаря чистой случайности.
В набор орудий пыток каждого инквизитора входили щипцы, клещи и ножницы различной формы. Клещи обычно использовались для отрезания носа и сосков. Щипцы округлой формы использовались для сжатия или отрезания пальцев или пениса.
К мужским половым органам относились в средние века с большим почтением, поэтому только редкие преступления наказывались кастрацией или отрезанием пениса. Одним из таких преступлений было участие в заговоре против короля. Подобные наказания применялись также за изнасилование, если только речь шла не о жене преступника. За применение насилия по отношению к собственной жене не наказывали.
Пятнадцатый век был эпохой, когда ведьмы и колдовство пользовались большим спросом. Народные верования в этой области были так глубоки, что торговля святым маслом, прахом, святым ухом, мощами, жиром летучей мыши и другими подобными веществами для черных месс и бесовских церемоний была обычным делом. Все ведьмы и маги считались еретиками, поэтому битва с ересями стала преимущественно борьбой с черной магией.
Орудий борьбы против ведьм и еретиков было множество, но наиболее предпочтительными все же оставались просто железо и огонь. Эти средства борьбы с дьяволом казались самыми эффективными. Разрыватель груди был в числе таких инструментов: раскалив добела его четыре зубца, палач разрывал на куски грудь жертвы.
В некоторых районах Франции и Германии до 18 века это приспособление называлось "Тарантул" или "Испанский Паук". Его использовали против незамужних матерей или виновных в совершении аборта.
Стул инквизиции, известный под названием "Стул ведьмы", высоко ценился как хорошее средство против молчаливых женщин, обвиненных в колдовстве. Этот распространенный инструмент особенно широко использовался австрийской инквизицией.
Обвиняемого раздевали и приковывали к стулу. Стулья были различных размеров и форм, все оснащены шипами, с наручниками, блоками для фиксации жертвы и, чаще всего, с железными сиденьями, которые в случае необходимости можно было раскалить. При малейшем движении острые шипы вонзались в плоть подозреваемого. Пытка длились несколько часов, причем палач мог использовать дополнительные виды пыток, как бичевание, дробление пальцев, вырывание щипцами кусков плоти из тела жертвы.
Обнаружены свидетельства применения данного орудия для медленного умерщвления. В 1683 году в австрийском городе Гутенберг судья Вольф фон Лампертиш вел процесс по обвинению в колдовстве Марии Вукинец, 57 лет. Она была посажена на "Стул ведьмы" на одиннадцать дней и ночей, одновременно палачи прижигали ей ноги раскаленным железом (Insletplaster). Мария Вукинец умерла под пытками, сойдя с ума от боли, но не сознавшись в преступлении.
Гаррота (орудие казни) использовалось в Испании до недавнего времени. Последняя официально зарегистрированная казнь с применением гарроты была произведена в 1975 году (по некоторым данным в 1977 году).
Смертника сажали на стул с руками, связанными за спиной, железный ошейник жестко фиксировал положение головы. В процессе казни палач закручивал винт, и железный клин медленно входил в череп осужденного, приводя к его смерти. Другая версия, более распространенная в последнее время, - упущение с помощью металлической проволоки. Этот способ казни часто показывают в художественных фильмах, особенно в фильмах о шпионаже.