Удивительно, как иногда побуждающей силой к путешествию является интересная информация на туристическом сайте или занимательная передача по телевидению. А вот с этой заметкой у меня получилось наоборот – фильм напомнил о путешествии и явился причиной для ее написания.
На одном из каналов некоторое время назад прошел сериал «Махабхарата», который очень живо напомнил мне о посещении северной части Пакистана.
Поездка в Исламабад явилась бонусом нашего пребывания в Карачи. Культурная программа была организована работниками посольства, которых мы, в свою очередь, принимали у себя в гостях незадолго до этого. Одним из удивительных исторических памятников, который нам удалось посетить, были руины города Таксила – столицы древней империи Гандхара.
Таксила – это сокровище мировой культуры. Таксила – это город с трех тысячелетней историей, о котором писали историки древнего мира, в том числе и Птолемей. Таксила – это образовательный центр, в котором жили и работали самые выдающиеся буддистские философы и мыслители. Таксила – это место, где на великом празднике змеиного жертвоприношения была впервые исполнена «Махабхарата». И еще Таксила – это место, где Будда «обрел свое лицо»…
Основателем Таксилы, согласно древнеиндийскому эпосу «Рамаяна», считается Бхарата, брат Рамы, назвавший новый город в честь своего сына Такши.
По другой легенде царь по имени Такса правил королевством Такса Ханда (современный Ташкент) и именно он явился основателем города Таксасила.
Так или иначе, но письменных источников о городе не так много и сведения, полученные о Таксиле, базируются на данных археологов. Археологические раскопки, начавшиеся в 1913 году британским археологом Джоном Маршаллом, дали ценный материал для изучения самых различных сторон жизни древнеиндийского общества, непрерывную историю которого можно проследить на протяжении более чем тысячи лет — с середины первого тысячелетия до н.э. до середины первого тысячелетия н.э.
В 1918 году Джон Маршалл заложил основы музея Таксилы, коллекция которого содержит много памятников древности.
Одним из результатов раскопок стали находки огромного количества ювелирных украшений. Нам посчастливилось побывать в зале музея, где выставлены эти украшения. Почему посчастливилось? Дело в том, что в небольшой охраняемый зал, находящийся за массивной дверью, не пускают. И только каким-то чудом мы оказались среди избранных. Более того, нам даже разрешили фотографировать.
Что достоверно известно о столице Гандхары?
В 518 году до н.э. Дарий Великий взял штурмом Таксилу и присоединил ее к древнеперсидской империи Ахеменидов. Граница империи была определена вдоль Инда, а на ее карте появилась новая провинция с центром в Таксиле.
В 326 году до н.э. Александр Македонский в своих завоеваниях посетил и Таксилу. Здесь он был очень хорошо принят, и это спасло город от разграбления. Кроме того, Александр получил поддержку правителя Таксилы во время своего похода в Индию. После этого события Таксила вошла в зону греческого влияния на следующие несколько столетий, вплоть до первого десятилетия нашей эры.
В 321 – 317 гг. до н.э. Чандрагупта Маурья основал Империю Маурьев, получив во владения область Таксилы благодаря политически выгодной свадьбе в обмен на 500 слонов. Советником Чандрагупты был знаменитый в индийской истории Чанакья — учитель и мыслитель из Таксилы.
Приблизительно в 250 году до н.э. Ашока, внук Чандрагупты, провозглашает государственной религией Буддизм. К тому времени исторический Будда, королевский сын Сиддхартха Гаутама, уже порядка 230 лет как умер. Изображения Будды того времени не существует. Именно, не существует, а не сохранились. В раннем буддизме было запрещено изображать божества.
Ранний буддизм проповедовал поиск пути к спасению, искусство медитации. Будда – это символ: колесо символизирует учение, цветок лотоса – чистоту, ступня ноги – просветление. Могущественным символом являлась Ступа – гора мироздания с осью мира и космической кроной.
Ашока приказывает построить Ступу Дхамараджика (Хамараджика), где по преданию захоронена одна восьмая часть Будды Шакъямуни. Ступа представляет собой насыпной курган, который, собственно, укрывает саму Ступу. Насыпали этот курган монахи и паломники, кельи которых находятся вокруг. И по сей день курган является самым большим сооружением среди подобных.
Канишка, наиболее выдающийся правитель из династии Кушан, провозглашает территорию вокруг Таксилы священной землей буддизма. Именно, в это время происходит разделение буддизма на два течения. Первое – Тхеравада-буддизм, исконное, следующее учению предков, считавших Будду образцом для подражания, но не более.
Второе – Махаяна-буддизм, почитавший Будду, как Бога. Это течение завершило превращение буддизма из философии в религию. Для махаянистов Будда не был просто человеком, как это утверждалось в буддизме Тхеравады, он был проявлением духовного существа, явленного людям в виде человека — Учителя, Будды Шакьямуни. Так, парадоксальным образом, Будда обретает облик в тот момент, когда переходит в потусторонний мир.
Путь к вечному спасению ведет теперь каждого к Будде, поэтому лицо его «становится видимым». «Обретение лица» Буддой пришлось на период расцвета Греко-бактрийского царства, оттого это лицо имело греческие черты, а одежда напоминала греческую тогу.
Фигурку приблизительного такого Будды, но размером с ладошку, можно приобрести себе на память в Таксиле. (фото из интернета — в музее Таксилы)
Человеческое изображение Будды увеличивает его популярность, и буддизм начинает миссионерскую деятельность. В горах вокруг Таксилы возникают монастыри – Мохра-Мараду и Джаулиан.
В Мохра-Мураду, к сожалению, нам не удалось побывать.
Монастырь Джаулиан наиболее хорошо сохранившийся до наших дней. Здесь, в святилище, множество скульптурных изображений Будды, расположенных вокруг большой Ступы.
В числе прочих здесь находится Будда желаний — в районе пупка у него имеется отверстие, и, как говорят, если положить туда указательный палец и загадать желание, оно сбудется. Хотя недавно я прочла, что в действительности это изображение Исцеляющего Будды.
Исцеляющему Будде поклонялись в Мьянме, Тибете, Китае и Японии. Согласно распространенному в этих странах мнению, некоторые заболевания могли быть вылечены при одном прикосновении к изображению. Находка «исцеляющего Будды» в монастыре Джаулиан указывает, что культ возник именно в Гандхаре около 3-4 вв. или раньше, и отсюда распространился по всему буддийскому миру.
Статуи были выполнены из сырой глины: пожары гуннов обожгли их и тем самым совершенно случайно спасли от разрушения временем.
В центре сидит Будда в позе медитации (дхьяна-мудра), сзади справа и слева от него стоящие Будды и две сопровождающие фигуры сзади. Тот, что слева несет метёлку от мух (чаури), в то время как другой, олицетворяет Ваджрапани и держит молнию в левой руке. На статуях были найдены следы красной и черной краски, а также позолоты. Оригиналы в виду своей ценности были перевезены в музей.
Согласно многим источникам монастырь Джаулиан являлся крупнейшим университетским центром Таксилы, привлекая в свои стены желающих получить познание закономерностей объективного мира. Принимались студенты, достигшие 16-летнего возраста. Вступительный экзамен был очень трудным, и только один из десяти абитуриентов набирал проходной балл «3».
Они изучали «Веды» и «18 искусств». Помимо «общеобразовательных» дисциплин в юридической, медицинской и военной школе, в монастыре преподавали стрельбу из лука, охоту, знания по управлению слонами и другие дополнительные науки. Из стен монастырского университета вышло множество талантливых врачевателей и мыслителей своего времени.
Таксила, как это не удивительно, также тесно связана с библейскими персонажами. Так, например в 4 году до н.э. через Таксилу прошел Гаспар, один из библейских волхвов, а уже в 46 г. н.э. апостол Фома посетил царя Гондовара Четвертого.
460-470 гг. н.э. кочевники эфталиты («белые» гунны) прибыли в Пенджаб, разрушая по ходу своего продвижения буддистские монастыри и центры, включая монастыри и ступы Будды, находившиеся в Таксиле, причинив городу значительный ущерб, от которого он так и не оправился.
Но, несмотря на капризы истории, город сохранил большое количество своих древних памятников. Еще около 50 археологических участков находится в радиусе 30 км вокруг Таксилы. Посетить их все не было никакой возможности – слишком мало времени было в наличии.
В 1980-ом году руины Таксилы внесены ЮНЕСКО в список Всемирного Наследия под №139.
Таксила сегодня – лишь очертания умершей культуры, но камни по-прежнему дышат, они сохранили, царивший в них дух. Даже тысячи лет спустя сюда стекаются паломники. Здесь ощущается необыкновенная атмосфера этого древнего места. И если вам посчастливилось окунуться в эту атмосферу, она останется в вашем сердце навсегда.