Пакистан. Ч - 15. Исламабад против Талибана. Равалпинди
Из Исламабада в Таксилу
Возможно кто-то скажет, что путешествуя групповым туром по Пакистану в Лахоре и в Исламабаде мы провели совсем малое количество времени, не успев как следует познакомиться с этими городами. Но у меня лично такого ощущения не возникло.
На пятый день пребывания в стране нам предстояло отправиться дальше на север Пакистана. Водитель укладывает наши чемоданы на крышу микроавтобуса, привязывает их, накрывает брезентом. Рассаживаемся по местам и отправляемся в путь. Нормальный для бюджета отель
Первой остановкой на маршруте должен был стать город Таксила. Он расположен в 35-ти километрах от Исламабада. Плотность населения в этом районе довольно высокая, и посему в дороге нам довелось видеть много интересных сценок.Одна из таковых — цыгане на перекочёвке. Несколько семей, погрузив свои нехитрые пожитки на переделанные в грузовики мотоциклы, в поисках лучшей доли, двигались колонной непонятно куда. Растрёпанные и неухоженные они кардинально отличались от пенджабцев. Тут невольно вспомнилось, что родиной цыган считается Индия. От гида с интересом узнал, что провинция Синд закупает на 95% белорусские трактора. В провинции Пенджаб техника всё больше итальянская. Зато в в Карачи уже начали, совместно с Россией, выпускать Камазы.
Таксила место историческое — город причислен ко всемирному наследию ЮНЕСКО. Однако дорожных щитов с надписями: Таксила 10 км, Таксила 1 км, мы как-то не видели. Нужный поворот наш водитель с лёгкостью проскочил, и если бы не внимательность моих спутниц, неизвестно как сложился бы этот день.
Тут хочется добавить, что наш водитель являлся профессионалом самого высокого уровня. Воспоминания о нём остались самые лучшие! Но на урду Рафи читать не умел. Данный факт весьма показателен! Он является одним из маленьких штрихов к картине большого полотна под названием — современный Пакистан.
Мы же, попав-таки в городок Таксила, находим там музей. Проходим через пост охраны и далее рассматриваем большой плакат, где указаны основные достопримечательности. Археологические раскопки в этом месте начались в 19 веке и продолжаются до сих пор. В настоящем в долине Таксилы были найдены следы цивилизации от 600 года до новой эры до 500 года нашей эры. Таксила расположена на перекрёстке торговых путей, и посему никто точно не знает, когда здесь возникло первое поселение.
Приезжающие сюда туристы, а это в основном сами пакистанцы, отправляются на осмотр различных достопримечательностей долины, как с гидом, так и самостоятельно. Под открытым небом можно увидеть около 4000 объектов, рассказывающих о культуре персов, греков, скифов, парфян и кушанов.
Дабы осмотреть всё, нужно затратить минимум неделю. Мы же таким временем не располагаем, и потому идём в музей, где выставлены артефакты, найденные непосредственно в Таксиле.
По словам гида, Таксила примыкает к неспокойным пуштунским территориям, где раскопки проводятся с переменным успехом. С одной стороны это печально, с другой остаётся надежда, что археологи будущего найдут что-то такое, что дополнит наши знания или наоборот полностью опровергнет наше представление о прошлом.
Индийский поход Александра Македонского
Город Таксила когда-то являлся столицей почившего в веках государства Гандхара. Последнее занимало довольно большую площадь — от северного Пакистана до южных границ нынешнего Ирана. О седом прошлом этого государства нам мало что известно. Во время правления Ахеменидов Гандхара и Камбоджа попали под власть Персии, это произошло непосредственно во время походов Кира Великого (558—530 годы до н. э.) или в первые годы Дария I. К приходу персов Гондхара уже распалась на несколько государств, имена правителей которых нам ни о чём не говорят.
Человека, увлечённого историей, более всего интересует история "раскрученная", тогда как народы и полководцы "нераскрученные" его восприятие не цепляют. Соответственно, есть исторические фигуры, которые из века в век обрастают мифами и легендами, и интерес к ним не ослабевает. Одним из таковых является Александр Македонский. Арабы превращают его в набожного мусульманина, государи Грузии, Армении, Согдианы (территория разделена Узбекистаном и Таджикистаном), Афганистана гордились своим происхождением от Александра.
Македонский основал в Азии шесть Александрий: в Бергаме, Термезе. Ходженте, в Суккуре, возле устья Порали и Абадана. В свою очередь, если верить легендам, таких городов можно насчитать 12, 24 и даже 70. Его непосредственные преемники Анитох и Селевк, давали имя Александра населённым пунктам, которые они укрепляли или пытались колонизировать, дабы обеспечить сохранность империи.
Вот про Александра Македонского мы и поговорим, тем более, что Македонский в Таксиле был.
Зимой 328-27 г. до н.э. Александр в соответствии с персидскими обрядами женился в Бактрах на своей юной пленнице Роксане. Устроив пышные торжества, назначив сатрапов и наместников, он начал готовиться к вторжению в Индию. Пуштуны считают, что таким образом Македонский обеспечил себе спокойствие в тылу. Доля истины в этом есть, ибо армия македонцев сильно поредела в сражениях, по причине болезней, а также из-за основания Александрий и просто крепостей, где нужно было оставлять гарнизоны.
В любом случае из Европы пришло подкрепление, и вот в июле 327 г. Македонский издал приказ — покинуть Александрию "Кавказскую" (близ Баграма), предав огню всю бесполезную кладь. Некоторые историки считают, что Александра в его индийском походе сопровождала толпа в 120 тыс. человек, военных и штатских. Следует заметить, что теперь в его войске было куда больше азиатов, нежели европейцев.
Впереди были горы. Александр разделил армию на несколько частей. В июле 327 г. полководец Гефестион преодолел знаменитый Хайберский проход (рядом с Пешеваром), который открывал дорогу на Пенджаб. Сам Александр всё лето и начало осени потратил на то, чтобы овладеть тремя труднодоступными крепостями.
Если на территории Малой Азии его встречали как освободителя от Дария, то здесь ситуация была совершенно иной. Население оказывало ему ожесточённое сопротивление. Тем не менее Македонский сумел покорить горные племена, наименования которых в настоящем уже ни о чём не говорят.
Свидетели сохранили в памяти два эпизода: осаду Массаги (нынешняя Чакдара) в долине Свата, за которой последовало избиение 7 тыс. индийцев, и штурм и взятие Аорна, сооружённой на горном пике крепости, которой, как считается, не смог овладеть сам бог Индра (индийский Геракл).
Второй момент крайне важен. Уже при Александре жрецы из его окружения начали уподоблять индийские мифы об Индре и Шиве со своими греческими, где фигурировали Геракл и бог Дионис. В последующем это нашло своё отражение в индийском искусстве.
После того как армия прошла перевалы, часть местного населения стала переходить на сторону Александра. Царь Таксилы раджа Омфис и индусы с левого берега Инда поставили ему необходимый провиант, выступив в качестве проводников.
В некоторых случаях, читая про победы Александра Македонского, они кажутся элементом случайности или везением. Во всяком случае некоторые историки приходят к мысли о том, что хорошо обученная римская армия разбила бы его войско в пух и прах.
Спорить не буду, но отмечу, что поход македонцев в Индию был очень хорошо продуман и подготовлен технически, а многие мелочи по прошествии веков просто забываются.
Например, когда македонцы переправлялись через Евфрат, они использовали экипировку воинов Вавилона. Кожаные бурдюки наполненные воздухом, солдаты Междуречья издавна применяли для переправы. При наведении огромного понтонного моста через Инд, Македонский позаботился об изготовлении множества плотов из кожаных мешков, надутых воздухом и набитых сеном. В его войске имелись не только камнемётные машины, но и строители, которые быстро придавали грозный вид разрушенным и покорённым крепостям.
Перейдя реку, Царь всех царей принёс жертвы богам, а после встал со своим войском на квартиры в Таксиле, обитатели которой, в том числе раджа Омфис, встретили Александра весьма почтительно. С его помощью они надеялись порвать с феодальной зависимостью от раджи Пора.
Считается, что первые греки появились в этих местах за 20 лет до вторжения царя Александра, тогда как в Вавилоне и в других городах Междуречья греческие общины и греческие кварталы образовались задолго до этого. Соответственно, они с восторгом встречали армию своего соотечественника — царя Александра.
Отдохнув в Таксиле, в мае 326 г. до н.э. Македонский направил свою армию на юго-восток. Отметим, что царь Таксилы также выступил со своим войском, сопровождая Александра в походе. В последующем ражда Омфис был даже ранен.
Пор об их выступлении конечно узнал. На левом берегу реки Джелама он сосредоточил множество кавалерии, 30 тыс. пехоты и самое главное — 200 боевых слонов. Македонский, чтобы переправиться, применил уловку. Часть греков осталась на правом берегу, где они делали вид, что собираются переправляться и развели костры. Основное же войско вышло ночью под проливным дождём, прошло 28 км. по лесам в северном направлении, где его на плотах и на лодках переправили на другой берег.
Внезапно появившись на фланге, своими длинными копьями и стрелами кавалерия Александра одолела конницу противника, после чего пришла на помощь пехоте, сражавшейся со слонами.
Через 8 часов боя 80 слонов были захвачены в плен. Раджа Пор сдался. Александр проявил великодушие, вернув ему царство и превратив Пора в своего верного союзника. В свою очередь Пор прислал Македонскому 9 тыс. воинов, возместив таким образом его потери.Это была последняя большая победа Александра Македонского. После этого Александр основал по одну и по другую сторону Джеламы два города: в память о славном коне Буцефале (если верить Плутарху, Буцефал умер после этого сражения от ран) Буцефалию — на правом берегу, в том месте, где переправлялась кавалерия, поблизости от сегодняшнего Джалалпура, и второй, названный в честь победы Никеей — на левом.
В октябре того же года вновь вернувшись на место битвы с Пором, Александр распорядился привести в порядок все участки Никеи и Буцефалии, которые пострадали от муссонных ливней и выхода Гидаспа (Джеламы) из берегов. В Никее были построены 200 беспалубных кораблей, имевших по 30 вёсел с каждого борта. К ним добавились около 1800 местных баркасов и шаланд.
Впрочем, флот Александра Македонского — это уже немного другая история. Мы же отметим, что город Таксила в индийском походе Македонского является одной из поворотных точек.
Исторический музей города Таксила
Местные платят за билет 10 рупий, с нас берут 200. Ну и ладно, я шесть лет мечтал сюда попасть!
Внутри прямо у входа большая статуя Будды, найденная в здешних местах. Отдельные её части сверкают едва различимой желтизной. Как мы знаем, буддисты любят украшать свои святыни сусальным золотом. Из века в век мусульмане Таксилы драгоценный метал со статуй соскребали и отдирали, и посему в настоящем со следами золота в музее всего одна статуя.
Зайдя в созданный им музей, невольно поражаешься, что англичанин не вывез все это в Лондон или куда-то ещё. Собранные артефакты воистину поражают!
Единственный минус — в музее вахтёрами сидят полицейские. Они строго следят, чтобы никто ничего не фотографировал. С другой стороны, Пакистан страна сложная, и если бы сюда попал Аркадий Райкин, колбасу и селёдку в греческом зале он бы уж точно не разложил.
Полицейские располагались возле входа, и потому часть экспозиции сфотографировать мне не удалось, тогда как в закутках местный гид разрешил мне порадовать тех, кто в Таксилу никогда не попадёт.
Перейдём же наконец к самой экспозиции.
Сиддхартха Гаутама, именуемый «Буддой», родился на севере Индии в предгорье Гималаев в городе Капилавасту (его точное местонахождение не установлено), жил (приблизительно) с 623 по 543 год до н. э. Но тут идёт путаница!!! Сами буддисты не считают его первым Буддой, а всего лишь промежуточным (всего их 24). Первым считается Будда Дипанкара. Когда и где родился он — история умалчивает. Но жил он сто тысяч кальп назад.
Как бы там ни было, но новая религия после проповедей Сиддхартха Гаутамы, стала набирать силу, распространившись в этих местах чуть раньше греков, а может и одновременно с ними.
В разрушенном Персеполисе можно видеть изображения людей и животных, высеченные на камне. Искусство персов известно во всём мире! Знакомьтесь, это древний Иран
Армию царя Александра сопровождали: художники, поэты и мыслители. Они вступили в божественный диалог с местным населением. Греки не ставили себе задачей уничтожение чужой религии, они старались её переделать, по возможности сблизив со своей.
Греко-буддизм один из интереснейших моментов истории! Подобное учение существовало и развивалось с IV века до н. э. по V век н. э. на территориях современного Афганистана, Пакистана и северо-западной Индии (штат Джамму и Кашмир). Тут можно вспомнить Греко-Бактрийское, Индо-Греческого и Кушанское царства-государства, а также империю Маурьев.
Считается, что в I веке н. э. в Сиркапе-Таксиле проездом бывали пифагорейский мудрец Аполлоний Тианский и апостол Фома. Описывая жизнь Аполлония, его ученик Филострат сравнил Таксилу по размеру с Ниневией.
После греков Таксила стал одним из центров буддизма. На территории долины было построено несколько учебных буддийских монастырей. Здесь же, если верить экскурсоводу, появился первый в мире буддийский университет.
На одном из первых стендов рассматриваем сценку, как мать царевича Гаутамы увидела во сне слона. Рядом толкователи объясняющие, что царица родит сына. Далее счастливая мать изображена уже с младенцем.
Следующая вырезанная из камня сценка рассказывает, как царевич после свадьбы бросил свою жену. Яшодхара спит, тогда как будущий Будда седлает коня.
Все эти изваяния создавались с определённой целью — рассказать студентам об истории буддизма. Любопытно, но на одном из здешних барельефов рядом с создателем буддизма изображён грек.
На следующих стендах появляются фигурки Будды, где Учитель облачён в греческие одежды.
Рядом с ним люди, внешность которых скорее европейская нежели азиатская. Любопытный момент; ещё до вторжения в Индию Александр Македонский стал требовать от своих приближённых, дабы они, подавая пример азиатам, склонялись перед Его Высочеством. Для старой македонской знати подобное было неприемлемо, ибо с царём у них издавна были сформированы отношения товарищеские. Подобное никоим образом не подходило для азиатов. Соответственно, Македонский вынужден был развивать "культ личности". Конечно это стало отражаться в искусстве. Греческих ликов в музее довольно много. Кто знает, может в одном из таковых греческий скульптор изобразил самого Александра? Во всяком случае Афродита в музее точно присутствует. Можно видеть фигурки в стиле терракотовой армии — Китай также оказал влияние на этот регион. Мне же запомнилась фигурка Атланта, найденного в этих места. Могучий титан в виде декора что-то когда-то здесь подпирал. Теперь же он отдыхает на одной из музейных полок.Греческий Будда необыкновенно элегантен. Одетый в тогу, он даже медитирует как-то уж больно по европейски. Среди множества фигурок особенно выделяется Его ступня с идеальными пальцами.
В буддизме много легенд именуемых Джатаки. В некоторых случаях они изданы отдельными книгами. Конечно многое из всего этого было из века в век придумано и дописано. Тут нужно понимать, что буддизм при греках только-только начал развиваться. В последующем это религиозное учение разойдётся по миру и раздробится на секты, ну а здесь в Таксиле артефакты показывают, как буддизм формировался.
В музее Таксилы представлено самое начало буддизма, когда Будда все еще оставался Учителем из соседнего двора. Как бы там не было, но лики и точность прорези фигур впечатляют. В раннем буддизме уже существовал бодхисаттва — «человек с пробуждённым сознанием», который принял решение стать Буддой ради всеобщего блага (напомню, Буддой может стать любой человек — Будда это не Бог — Будда учитель). На одной из каменных сценок между Буддой медитирующим и Буддой проповедующим мы, если не ошибаюсь, как раз можем видеть подобного бодхисаттву. Фигурки из камня сохранились куда лучше глиняных, либо вырезанных из песчаника. Беломраморный Будда сидящий в позе лотоса, соединил ладони, положив их на колени — поза обозначает медитацию. Любопытно, что у множества скульптур имеется дырка во лбу. Когда-то по задумке создателей там был вмонтирован драгоценный камень, обозначавший третий глаз. Конечно камни давным-давно вытащили. А человеку живому и полному сил, чтобы видеть третьим глазом — нужно много над собой трудиться. Отметим, что именно в Таксиле найден знаменитый "Голодающий Будда из Гандхары" — один из главных экспонатов Лахорского музей.
Пакистан. Ч-1. Лахор. Первые впечатления. Исторический музей
Английские археологи более 100 лет назад нашли в Таксиле хорошо сохранившуюся буддийскую ступу прямоугольной формы. Пятиступенчатый барельеф рассказывает о буддийском построении мира. Космология буддизма не имеет непосредственной связи с учением. В свою очередь, буддизм хотя и населён бесчисленными богами, является религией абсолютно атеистической. Буддисты отрицают Бога Творца. Правда сей факт они тщательно скрывают!
Рядом в соседнем зале представлена ступа абсолютно другая, сочетающая как квадратные, так и закруглённые формы. На мой взгляд смотрится она немного нелепо. По всей видимости, какое-то время буддизм искал свой архитектурный стиль. На соседнем стенде можно видеть кирпичи, найденные в Таксиле. На каждом из таковых: клеймо, рисунок, либо просто надпись. Каждый кирпич рассказывает о своём народе, о своей эпохе. По словам местного гида, разница возраста между отдельными артефактами составляет 800 лет.
Однако самым интересным экспонатом (во всяком случае для меня) оказалась белая каменная стелла, вся исписанная арамейским текстом. Её привезли из монастыря Sirkap — это единственный образец текста на арамейском в Таксиле. В писании упоминается правитель Priyadarsi (типичное индийское имя) и его жена и сыновья. 3 в. до н.э – время правления императора Ашоки.
Греки не смогли одномоментно разрушить единство арамейского языка. Ко II веку до н. э. арамейский оставался ещё довольно близок к языку начала V века до н. э. В настоящем арамейский считается языком мёртвым, тогда как в древности на значительной территории Ближнего Востока он выполнял роль языка международного. На одной из веток арамейского разговаривал Исус Христос.
Необходимо отметить, что Ашока в буддизме фигура легендарная. Монархи Китая, Цейлона и Камбоджи, исповедовавшие буддизм, считали Ашоку своим образцом. В буддистской традиции он рассматривается как идеал благочестивого монарха, построивший первые ступы и учредивший паломничества к святыням Будды. Ашока («[рождённый] без боли») — правитель империи Маурьев с 273 по 232 год до н. э. После ряда военных успехов он подчинил значительную часть Южной Азии от современного Афганистана до Бенгалии и далее на юг до Майсура.
Ашока известен главным образом как великий покровитель буддизма. По мнению современных исследователей, для превращения буддизма в мировую религию этот правитель сделал больше, чем кто бы то ни было.
Ашока был первым царём Индии, который понял важность буддизма в укреплении империи и способствовал его распространению.
Первый буддийский император дважды собирал всебуддийский церковный собор. После себя правитель оставил множество трактатов, большая часть которых была обращена не к монахам, а к мирянам. По легенде во времена его правления было воздвигнуто 84 тыс. ступ. После смерти Ашоки буддизм из северной Индии перекинулся на близлежащие территории, где проживало 40 млн. человек.
Буддизм ушедший из Индии — тема весьма интересная, тогда как "нет пророка в своём отечестве" — очень точная фраза. В последующем на территориях современного Пакистана ислам буддизм вытеснил. В Индии буддизм считался ересью, его не гнобили, не уничтожали, а просто молчаливо терпели. Индуизм не уничтожал буддизм — он его задушил в объятиях.
В свою очередь буддийский Таксила погиб одномоментно в V в. после вторжения гуннов. Но это как раз и сохранило его для истории! Пакистан. Ч-2. От гуннов до Великих Моголов. Мечеть Бадшахи
Переходим в следующий зал. Здесь представлена серебряная посуда и женские украшения. Массивные дутые кольца из серебра очень похожи на аналогичные изделия ювелиров Аравии — и это неудивительно. Связь между Индией и Аравией уходит корнями в седые тысячелетия. Операция «Орлиные крылья» Глядя на кованные металлические светильники и подвесные курильницы для благовоний, невольно вспомнилось, что похожее освещение лучиной применялось у наших дагестанцев.Дагестан. Ч - 7. Гуниб
Так незаметно мы оказались в самом последнем зале. Он рассказывает о жизни простых людей Таксилы, которая мало чем отличалась от греческой, от сирийской или от вавилонской. Археологи нашли в Таксиле как глиняную, так и металлическую посуду. Здешняя земля чрезвычайно плодородна. В Пенджабе можно выращивать два урожая в год, нужно только как следует трудиться. На одном из стендов орудия земледельцев, где длинные острые тяпки внешне напоминают томагавки. Рядом за стеклом некое подобие самогонного аппарата. Греки принесли в Северную Индию не только свою культуру, они стали применять здесь, как теперь говорится, новые технологии. Одним из нововведений было изготовление стекла, и обработка драгоценных и полудрагоценных камней. Когда и кто первым в мире начал изготовлять монеты? Точного ответа здесь нет, а вот форма для отливки монет в местном музее есть, и посмотреть на неё весьма любопытно. Технология нанесения рисунка на батик за прошедшие тысячелетия совсем не изменилась. Штамп макается в краску и далее на батик печатается рисунок. Особо ценилась ткань, если на ней был рисунок со свастикой.
Свастика в Древней Индии считалась особо почитаемым знаком. Свастика — символ жизни, света, щедрости и изобилия. Невольно улыбаешься, рассматривая примитивные игрушки. Дети Таксилы играли фигурками животных, дудели в свистульку и были счастливы. Глядя на колёсную лошадку вспоминается, как греки с помощью хитрости взяли Трою.
Перед самым выходом из музея я, подарив небольшие подарки полицейским, упросил-таки их разрешить мне сфотографировать выставленную у входа буддийскую ступу. Возраст её неизвестен. По всей видимости, ступа является одним из самых древних артефактов, но сохранилась она просто идеально. Как только прозвучал щелчок фотоаппарата, забыв про договорённости, полицейские стали выпрашивать денег. Нет, мне не жалко было бы что-то дать, но наглость поощрять никак нельзя. Пришлось ретироваться.
Рядом со ступой на макете был представлен план всей долины, где и что здесь располагалось, где и что было найдено. Жаль, но сфогографировать макет уже не удалось.
Вот таким мне запомнился музей города Таксила. Друзья, будете в Исламабаде, сюда обязательно загляните!
При составлении исторического материала автор использовал:
Поль Фор "Александр Македонский"
Д.П.Шантепи "Илюстрированная история религий"
открытые информационные источники.
Автор выражает благодарность индоведу Ольге Фоминой за помощь в составлении материала.