Согласно учению буддизма, для того, чтобы избавиться от страданий и достичь Нирваны, нужно идти восьмиричным путем. Первая ступень – правильное понимание четырех благородных истин буддизма. Только после этого понимания возникает решимость ограничить свои страсти и желания, ради освобождения от страдания и достижения Нирваны. Праведная решимость приводит к праведной речи (говорить только правду, не злословить и не желать никому зла). Праведные слова порождают праведные дела. Праведные дела ведут к праведной жизни (не приносить вреда живому), праведная жизнь – источник праведных мыслей (мысли настроены только на добро), праведные мысли порождают праведные помыслы (дух управляет плотью, а не наоборот). Праведные помыслы способствуют праведному созерцанию – умению сосредоточиваться и контролировать внутреннюю жизнь.
Циклы перерождения души
Следуя восьмеричным путем, любой человек сможет обрести истину и попасть в Нирвану. Путь хорошо известен и описан тем, кто по нему проходил — начиная с самого Будды и его ближайших уеников. Но пройти по этому пути до самого конца все равно очень сложно. А ведь это как раз тот случай, когда важен именно конечный результат, а не сам процесс. Проблема начинается с незнания, затемняющего разум. Незнание влечет за собой совершаемые по невежеству неправедные поступки. Эти поступки формируют привычки, оказывающие влияние на наше поведения. А привычки в свою очередь формируют тот тип сознания, которое искаженно отражает объекты, воспринятые органами чувств. Так появляются желания и страсти, ведущие к страданию, болезням и смерти. Таким образом, жизненный цикл тела начинается с невежества, а заканчивается смертью.
К счастью, согласно буддистам, кроме тела есть еще и дух. Если тело вовлечено лишь в простой первичный цикл, то дух участвует в циклах другого уровня. При рождении любого живого существа его тело становится материальным проявлением духа, живущего одновременно с ним сразу во многих мирах. Космологию буддизма вкратце можно изложить следующим образом. До Начала Всего времени как такового не было совсем. Только когда возник мир, началось и движение времени. Время в буддизме понимается как циклический процесс (в этом одно из отличий от христианства — там время течет линейно — от рождения к Страшному суду): Солнце всходит и заходит, тело рождается, живет и умирает, песок в часах пересыпается из верхней чашки в нижнюю и обратно. Именно в процессе циклов возникает страдание.
Сансара
Миры, охваченнные потоком времени, - это и есть сансара. В буддизме символом сансары служит колесо со спицами. В сансару входят миры, к которым их обитатели привязаны круговоротом жизни и смерти. С точки зрения буддистской космологии, в сансаре есть пять отдельных, но связанных между собой, миров (они как сектора колеса, нанизанные на общую осб): мир демонов (они населяют многочисленные преисподние), мир голодных духов, мир людей и мир богов. Во всех этих мирах время течет с разной скоростью, но все их обитатели не свободны от мира причин и следствий. Все они — хотя и по-своему — страдают. А после смерти они могут переходить из одного мира в другой, воплощаясь в новом теле.
Если человек не знаком с учением Будды, то он обречен на бесконечную цепь перерождений в телах обитателей разных миров и на вечное страдание. Жизнь в человеческом облике — это лишь краткий миг по сравнению со временем всех воплощений. Поэтому такое важное значение имеют поступки и дела, совершенные на протяжении предыдущих жизненных циклов. Сумма добродетельных и порочных деяний в предыдущих жизнях определяют нашу карму. И именно от кармы зависит, удастся ли в этой жизни достичь нирваны. Хоть всю жизнь совершай добрые дела, занимайся медитацией и совершай духовные подвиги, а все равно в Нирвану не попадешь. Если в прошлых жизнях были грехи. Однако, усилия все равно не останутся напрасными. Они принесут свои плоды в следующих жизнях. Так постепенно — жизнь за жизнью — можно все же достичь незамутненного сознания. Через карму замыкается цикл второго уровня.
А когда большая часть живущих на планете людей достигнет состояния, близкого к просветлению, совершится космическая, всепланетная реинкарнация, и мир, достигнув состояния покоя, перевоплотится в материальную основу нового космоса, завершив этап цикла третьего уровня. Хотя, для этого, как минимум, все должны для начала стать буддистами. Сложность в том, что буддисты не рвутся загонять в буддизм скопом, с помощью прямого насилия. Они ждут, пока люди сами придут к буддиму. Не в этой жизни, так в следующей. Жизней-то впереди еще много.
Архат
Согласно положениям буддизма, следуя восьмеричным путем к нирване, любой индивид может избавиться от невежества и обрести покой. Но если следовать логике кармического закона, то становится ясно. В этой жизни достичь нирваны могут не все — несмотря на самые титанические усилия и самый праведный образ жизни. Даже наиболее ревностные из монахов становятся лишь архатам (пали – арахант) – святым, почти достигшим нирваны. Почти, но все же не до конца. Для окончательного погружения в Нирвану необходимо абсолютно чистое, ничем не замутненное сознание. Для достижения этого одной жизни явно мало — грешили-то все на протяжении многих предыдущих перерождений (по крайней мере до рождения Будды никто и не знал, как не грешить).