В село мы заехали случайно — ехали на рыбалку и увидели с трассы купола храма вдалеке.
Решили заехать, посмотреть, как нынче в селе живут-поживают...
Домики аккуратные такие, сияющие свежей краской.
Резной декор крылечек, значит село не бедное.
А, понятно, парники через двор, чего-то выращивают...
Колодец. Рабочий и действующий.
С любопытством читаю таблички на домах, довольно часто, чуть ли не через один дом... Впервые такие вижу!
История села Николаевки тесно связана с судьбой храма. Само название «Николаевка» Нижняя слобода в XVIII веке получила благодаря храму, освященному в честь Святителя Николая Мирликийского, почитаемого в народе как угодника и чудотворца. Было это в ноябре 1782 года.
Полтора года строилась церковь, около пяти лет в ней отправлялись богослужения. Но век деревянных церквей недолог: «… состоявшая в слободе Николаевской церковь святителя Христова Николая 1788 года, декабря девятого, в одиннадцатом часу, неведомо от чего, вся до самого фундамента, со всею церковною утварью… сгорела» (из рапорта первого николаевского священника Трофима Левитского).
На месте сгоревшей церкви вскоре поставили новую – в честь Преображения Господня. Причем из бревен купленной в Таганрогской крепости старой церкви во имя Архистратига Михаила. К середине XIX века эту деревянную церковь сменила новая, каменная, с двумя приделами. Один из приделов был освящен в честь Преображения Господня, другой – в честь бессребреников Косьмы и Дамиана. Таким образом, дух храма укреплялся по молитвам святых заступников и покровителей, в то время как тело храма претерпевало скорби и даже поругания.
После революции и гражданской войны власти не один раз пытались закрыть Николаевскую церковь. Известно даже, что священник Григорий Калиновский был расстрелян по обвинению в нарушении декрета «Об отделении церкви от государства».
В годы Великой Отечественной войны, в тяжелое для всего народа лихолетье оккупации, фашисты превратили церковь в тюрьму для военнопленных. Во время отступления они загнали пленников в подвал и забросали гранатами… Так храм освятился еще и кровью мучеников. А сколько ран нанесли ему противотанковые снаряды и авиационные бомбы! Одна из них, хоть и обезвреженная, до сих пор, как осколок в сердце, находится в церковной колокольне. Что ж, в судьбе храма часто запечатлена судьба народа.
Во дворе храма прихожане поставили памятник.
Но самому большому поруганию храм подвергся в конце 50-х, во время хрущевской кампании по закрытию церквей: одурманенные советской идеологией люди сбивали кресты, сбрасывали вниз колокола, оскверняли святыни. Немым укором тому безумному времени стала икона Святого Праведного Иоанна Кронштадского с пулевым отверстием в груди святого…
Вот, по-моему, это она
Опустевшую церковь решено было использовать в качестве спортивного зала, но в ней не было отопления. Тогда здесь стали хранить зерно, а еще позднее – химикаты. Последнее стало настоящим бедствием для храма: полуразрушенная кровля, едкие испарения практически уничтожили настенную роспись, штукатурку, деревянные полы. Земля под храмом почти на метр была пропитана ядохимикатами…
Но и обезглавленный, оскверненный, всеми оставленный, храм все-таки оставался храмом.
Восстановление Николаевской церкви началось в 1989 году. Первое из них – непонятно почему сохранившееся под куполом изображение Богородицы в окружении ангелов, сначала блеклое, оно стало понемногу проявляться.
Многие из прихожан увидели в этом благое знамение, как и в том, что чудесным образом обновилась сохраненная от осквернения икона Богородицы с предстоящими Преподобными Антонием и Феодосием Киево-Печерскими. Сейчас икона облачена в новый киот, и все прихожане имеют возможность приложиться к ней.
Реставрация Николаевской церкви, которая поначалу шла очень трудно, медленно, при протоиерее Алексее Лысикове пошла стремительно: здание полностью восстановлено, купола сияют, колокольный звон разносится по всей округе.
Внутреннее пространство поражает красотой настенной росписи, строгим величием иконостаса. Здесь сосредоточено много дорогих каждому православному человеку святынь: иконы с частицами мощей или облачений святых угодников Божьих: Николая Мирликийского, Тихона Задонского, мучеников Герасимовской Пустыни, Анастасии Узорешительницы, Спиридона Тримифунтского…
Здесь же хранится мощевик с иконой и частицей мощей Блаженного Павла Таганрогского, который, по преданию, самолично принимал участие в устроении Николаевской церкви. Отпевал, как известно, старца Павла по его просьбе именно николаевский священник отец Антоний с хором Николаевской же церкви.
Особо почитаются прихожанами не только вновь написанные иконы, например, Преображение Господне с камнем Фаворской горы, но и старинные, спасенные от осквернения и реставрированные, например, икона Преподобного Серафима Саровского, где святой старец изображен на фоне Дивеевской обители.
Храм, возрожденный, восстановленный, стал дорог не только николаевцам, но и таганрожцам; его считают, не только сельским, но и пригородным. Храм по-прежнему средоточие духовной жизни многих людей. При нем несколько лет работает воскресная школа, где трудятся лучшие педагоги Таганрога, внося свою скромную лепту в духовное возрождение нашей малой родины
.
По материалам сайта donpravtv.ru