В середине позапрошлого века домик стоял в самой дальнем углу участка, принадлежавшем купцу Гнутову (по другой версии Болотову) и смотрел своими маленькими зелёными ставнями на Полицейскую улицу, главной достопримечательностью которой считалась тогда непролазная грязь, настолько густая и вязкая, что даже конные экипажи могли двигаться в ней только шагом, да и то с великой осторожностью. В те времена на участке находились 3 небольших флигеля, каретный сарай и хозпостройки, которые впоследствии были снесены, чтобы открыть вид на флигель, где проживала семья Чеховых.
Вероятней всего, отца Чехова привлекла сходная цена за аренду домика и близость «рабочего места» — в 1857 году, неподалёку, на Петровской площади, открылась принадлежащая ему бакалейная лавочка. Семья Чеховых переехала в домик на Полицейской в 1859 году.
Это было первое самостоятельное место жительства четы Чеховых, хотя, к этому времени у них было уже двое сыновей: Александр и Николай, ожидали рождения третьего. Скоро в метрической книги соборной Успенской церкви была произведена запись о рождении: «Тысяча восемьсот шестидесятого года, месяца января семнадцатого дня рождён, а двадцать седьмого крещён Антоний. ..»Площадь дома составляла 35,5 м². В домике было три комнаты, а так же кухня и небольшая кладовая. Одну комнату сразу отдали под детскую, другая служила спальней родителям, третья совмещала в себе функции столовой, гостиной и рабочего кабинета Павла Егоровича. Ныне скромная обстановка воссоздана почти в первоначальном виде.
В зале на угловом столике лежит старинная реликвия – сборник православных житий Четьи – Минеи. Глава семьи относился к религии очень серьёзно, ежедневно посещал церковь и книгу эту тоже читал постоянно, заставляя домочадцев пересказывать понравившиеся куски.
В углу висит подлинная икона Пресвятой Богородицы, написанная дедом Антона Павловича. Дед был иконописцем, но отступал от канонов, поэтому его иконы больше напоминали картины на религиозные темы.
У стены — шкаф-горка. Помимо посуды времен Чехова в нём находятся стеклянная кружка и графин из ялтинской усадьбы-музея, которые в 1935 году привезли жена и сестра Чехова, приезжавшие в Таганрог в последний раз.
На одной из стен — картина неизвестного художника "Украинский шлях". Так выглядел Таганрог во времена Чехова.
Спальня родителей — это самая маленькая по площади комната в доме. Именно здесь 29 (17) января 1860 г. появился на свет будущий великий писатель.
В спальне стоит простая деревянная кровать и комод со множеством ящичков.
Над кроватью портреты отца и матери Чехова. Красивое лицо Павла Егоровича хранит суровое выражение упорства и настойчивости. Бывший крепостной, ещё вчера мальчик на побегушках у купца миллионера Кобылина, Павел Егорович прошёл суровую школу унижений, побоев, обид и пресмыкательства перед вышестоящими. Эта школа, конечно не могла не сказаться на приёмах воспитания в семье. На этом фоне мать писателя, простая женщина с поэтической натурой оставила у всех самое доброе впечатление. «Талант у нас от отца, а сердце от матери» — не раз говорил впоследствии Антон Павлович.
В углу — еще одна сохранившаяся подлинная икона, Николая Чудотворца, написанная дедом Антона Павловича.
На комоде под стеклом поздравительное письмо деда Егора Михайловича, в котором он поздравляет своего сына Павла и невесту Евочку с рождением великого Антония, так как малыш родился в день этого святого. Эта невольная шутка оказалось пророческой. Через 10 дней после рождения малыша крестили в Успенской соборной церкви и нарекли Антоном.
Над комодом — копия картины литовского художника В.Неверавичуса "Кающаяся Мария Магдалина". Она является свидетельницей рождения Антона. В те времена изображение Марии Магдалины часто украшало дома купцов, святая почиталась купцами, они верили, что она приносит счастье и помогает в торговле.
У противоположной стены — воссозданная колыбель Антона.
Детская — скромно обставленная уютная комната. К моменту рождения Антона в ней подрастали два его старших брата — пятилетний Александр и двухлетний Николай. Мальчики спали на одной большой кровати.
Когда Антону исполнилось 10 месяцев, его колыбель перенесли в эту комнату. Сюда к детям приходила их няня — Агафья Александровна Кумская, наделённая даром талантливой рассказчицы.На круглом столе — подсвечник с резервуаром для воды (как предохранение от пожара) и щипцы для снятия свечного нагара. Под окном сундук — непременный предмет в обиходе всех семей того времени. Этот сундук — из семьи дяди писателя — М.Е.Чехова.
Кухня.
Вскоре этот домик для семьи с тремя детьми и приходящей няней стал мал и деятельный, предприимчивый Павел Егорович стал подыскивать новую квартиру. Переезд состоялся в 1862 году, а время над домиком продолжило свой неумолимый бег.
Менялись хозяева домовладения, квартиранты, даже номера домов на Полицейской улице. Впрочем, после смерти писателя, её переименовали в улицу Чехова, а в 1910 году, к пятидесятилетию со дня рождения на стене дома появилась мемориальная доска.
В 1916 году дом куплен Городской управой как исторический памятник, первая экспозиция здесь открылась в 1926 году. А с 1933 года музей стал мемориальным.
В мае 1935 года на территории усадьбы был установлен бюст писателя таганрогского скульптора В.Г. Морозовой.
Бюст стал первым скульптурным изображением А.Чехова. На его открытии присутствовали жена, братья, сестра и мать писателя, актёры МХТ.К 70-м годам музей принял современный облик. Он рассказывает не только о рождении и первых годах жизни великого писателя, но и воссоздаёт домашнюю атмосферу небогатой купеческой семьи юга России. Домик, несмотря на свою чрезвычайную камерность стал «сердцем» чеховского комплекса и является одним из самых посещаемых музеев города.
А теперь прогуляйтесь по Чеховскому Таганрогу и загляните в Лавку Чеховых.