Дух познания
В тридцати километрах от Казани в устье реки Свияги расположен остров-град Свияжск. Сумбурностью разбросанных там и сям на острове разномастных, зачастую ветхих построек он больше похож на захудалое село. Кажется, что Свияжск застрял во времени где-то в середине прошлого века. Но в этой его провинциальности и патриархальности есть свой шарм. Туда не проник урбанизм с асфальтом, железобетоном, табуном автомобилей, искусственными огнями и кричащей уличной рекламой. Благостью наполняет души паломников возрождённая православная обитель – Успенский Богородицкий мужской монастырь. Именно он сейчас способствуют культурному и нравственному возрождению острова-града, который сыграл исключительную роль в отечественной истории.
Город в сборном исполнении
Лично я испытываю чувство гордости оттого, что Свияжск обязан рождением ярославской земле. Даже первоначальные названия его улиц на это указывали – Ярославская, Переяславская.
Чертёж крепости составил выдающийся инженер того времени, государев дьяк Иван Григорьевич Выродков. Под его руководством срубили город в натуральную величину за тысячу вёрст отсюда – под Угличем в вотчине князей Ушатых. Потом рубленые стены, башни и церковь разобрали по брёвнам, пронумеровав каждое из них, и весной 1551 года, как только прошёл ледоход, сплавили на судах и плотами по Волге к безлюдному острову на месте впадения Свияги в Волгу.
В мае 1551 года после Троицы начали собирать прибывший водой город. При сборке выяснилось, что с учётом размеров острова привезённых заготовок хватает лишь на половину крепости. Выход нашёлся тут же. Круглая гора – так называли остров сувары (предки нынешних чувашей) – густо заросла бором. Строители пустили вековые сосны и ели на стройматериалы. За четыре недели они возвели на Круглой горе крепостные стены протяженностью 1200 саженей (почти 2, 5 км) с 15 башнями, семь из которых были с воротами (главными считались Рождественские ворота), три церкви, избы для служилых и посадских людей, хозяйственные постройки. Гарнизон крепости составили 417 стрельцов. На вооружении были пушки и ручные пищали.
Поначалу город назвали Иван-городом – в честь основателя Ивана Выродкова. Под таким названием его упоминает участник казанского похода 1552 года, лучший друг Ивана IV князь Андрей Курбский, говоря о нём как о богатом и изобильном городе. Но вскоре Иван-город переиначили в Новоград Свияжский. Уже в 1560 году город упоминается под нынешним названием – Свияжск.
Народное предание гласит, что присягнувшие московскому царю горные черемисы (мари) собрали много белого холста, которым камуфлировалось строительство русской крепости под боком у Казани. Когда камуфляж сняли, взору изумлённых казанцев, смотревших с высоких стен кремля и минаретов мечетей, предстал невесть откуда появившийся город. Со строительством Свияжска дни Казанского ханства были сочтены.
Заноза в сердце Казани
Если судить по «одёжке», т.е. внешнему облику, то деревянная Троицкая церковь Иоанно-Предтечинского женского монастыря не вызывает восхищения. Нет в ней того величия, что есть у стоящего рядом пятикупольного Собора Божьей Матери «Всех скорбящих радость», построенного из красного кирпича в византийских традициях зодчества. Собор был заложен в 1898 году и освящён в 1906 году. Но, когда узнаешь историю Троицкой церкви, то нигде более, а именно в ней хочется помолиться и поставить свечку перед святыми ликами. Именно здесь, в соборной Троицкой церкви, назло тлену и пожарам пережившей четыре с половиной века, молился с ближайшими помощниками и воеводами о даровании победы над казанцами сам Иоанн Грозный.
Троицкая церковь была срублена из дерева лиственницы в дремучих угличских лесах и первой сплавлена по Волге к Круглой горе. Она собрана за один день воинами князя Петра Серебряного-Оболенского 17 мая 1551 года – в день святой Троицы. С неё берёт начало Свияжск. Крепостные стены и башни из сплавленных из-под Углича брёвен стали возводиться неделю спустя под началом назначенного свияжским воеводой князя Семена Микулинского. Летом 1551 года были построены церковь св. Сергия Радонежского Чудотворца и храм Рождества Пресвятой Богородицы.
13 августа 1552 года Свияжск звоном колоколов Троицкой, Сергиевской и Рождественской церквей встречал царя Ивана IV, который вёл на Казань 150-тысячную рать. Царь осмотром Нового города Свияжского остался доволен. Огромное войско не могло поместиться в городе, поэтому в течение трёх дней свияжского стояния воины размещались лагерем в окрестных лугах.
В ту пору двадцатидвухлетний государь ещё не был тем Иваном Васильевичем, которого за крутой нрав и беспощадность современники нарекут Грозным. Молодой царь был набожен и в военном деле целиком полагался на опытных воевод. Но ещё более он полагался на Божью помощь, поскольку два предыдущих похода на Казань завершились конфузом.
Первый поход (зима 1547 – 1548 года). Царь с войском вышел из Москвы 20 декабря 1547 года. Из-за ранней оттепели в 15 верстах от Нижнего Новгорода во время переправы через Волгу ушла под лёд осадная артиллерия, погибло много ратников. Царь с переправы вернулся назад в Нижний Новгород, а главные воеводы с уцелевшей частью войска дошли до Казани. На штурм города без осадной артиллерии они не решились и, простояв под стенами семь дней, повернули войско обратно. 7 марта 1548 года царь вернулся в Москву.
Второй поход (осень 1549 — весна 1550 года). Иван IV воспользовался внезапной смертью казанского хана Сафа-Гирея и последовавшей в городе смутой, чтобы покорить Казань. 14 февраля 1550 года русское войско было под стенами Казани. Осада длилась 11 дней. И вновь Казанский кремль устоял.
Как гласит Никоновская летопись, возвращаясь домой после неудачного похода, Иван IV остановился с войском на отдых в 30 верстах от Казани в устье Свияги. Царь пришёл к убеждению, что без опорной базы вблизи ханской столицы непокорный город не взять. Он искал подходящее место, «дабы учинить тесноту казанской земле». Придворные советники похвалили мысль царя, а татарские князья, союзники Москвы во главе с касимовским ханом Шах-Али, который трижды занимал и терял ханский престол в Казани, указали на Круглую гору.
Лесистый остров в устье Свияги имел стратегически выгодное положение. Крепость на возвышенном острове позволяла бы держать под контролём путь по Волге и окрестные дороги. Она становилась занозой в сердце ханской Казани. Царь решил: так тому и быть – строить крепость на Круглой горе. В ходе третьего похода на Казань (июнь – октябрь 1552 года) Иван IV убедился в правильности выбора места для форпоста.
23 августа 1552 года царское войско окружило Казань, но в ночь на 24 августа буря разметала подходившие по Волге суда с запасами продовольствия и фуража, «пометала шатры» в лагере, внесла разлад в военные приготовления. Спас положение Новоград Свияжский, откуда экстренно было доставлено всё необходимое для войска. В мае – июне 1552 года, ещё до подхода основных сил, свияжский гарнизон привел к покорности «отложившуюся было от Москвы горную черемису», обезопасив тем самым тыл русского войска.
Марийские князья со своими отрядами приняли участие в походе на Казань. Согласно преданию, марийский князь Акпарс сослужил Ивану IV великую службу, сосчитав под видом парламентера точное число шагов до ключевой башни Казанского кремля. Русские сапёры подвели под неё подкоп, заложили мину и взорвали башню. Последовал штурм города, и 2 октября 1552 года Казань пала.
Малиновый звон на заре
В 1558 году с опорой на Свияжск было окончательно покорено Казанское ханство. По сути дела Свияжск выполнил свое предназначение, и последующие 360 лет город жил размеренной жизнью под малиновый звон колоколов на заре.
В течение первых пяти лет после основания города там были построены десять храмов и два монастыря. Первый монастырь на острове-граде – Троице-Сергиев – был основан ещё в 1551 году по повелению Ивана Грозного. Первоначально монастырь включал в себя две деревянные церкви, первыми построенные на острове, – Троицкую и Сергиевскую. В 1604 году вместо деревянной церкви появился нынешний двухэтажный каменный храм в честь чудотворца Сергия Радонежского с двумя приделами на верхнем этаже и монашескими кельями на нижнем этаже. Ещё раньше, в 1567 году, взамен деревянного Рождественского собора, построенного летом 1551 года, был построен каменный храм Рождества Пресвятой Богородицы. Деревянная соборная Троицкая церковь до сего дня подверглась несущественной переделке: она обшивается тёсом, обветшавшие крытые гульбища заменяются крыльцами с колоннами, деревянная крыша заменяется железной.
В июле 1555 году был основан Свияжский Успенский Богородицкий мужской монастырь – «великий и первостепенный», занимавший перед революцией седьмое место в списке 1105 православных монастырей Российской империи. Первый архиепископ Казанский Гурий с архимандритами Варсонофием и Германом обошли с крестным ходом город и определили площадь для монастыря. Они положили камни в основании Успенского храма, которому надлежало быть подобным собору Успения Божьей Матери в Киево-Печёрской лавре. Вскоре была заложена церковь во имя святителя и чудотворца Николая Мирликийского, освящённая первым настоятелем Успенского Богородицкого монастыря, архимандритом Германом 6 декабря 1556 года. В 1560 году был построен, а 12 сентября 1561 года был освящён Успенский собор, украшенный замечательными фресками (они сохранились до наших дней).
По времени открытие собора совпало с окончательным усмирением покоренного Казанского края. На смену разящему мечу пришел христианский крест. Твердыня на острове превращалась в центр православной колонизации Среднего Поволжья, распространения христианской культуры.
В конце XVI века возник Свияжский Иоанно-Предтеченский женский монастырь. Своё название он получил от храма Рождества Христова с приделом Иоанна Предтечи. В 1795 году женский монастырь переводится на место бывшего Троице-Сергиевского монастыря, который был упразднен в 1764 году. В XIX веке Иоанно-Предтеченский монастырь превращается в чётко спланированный комплекс традиционных монастырских сооружений и обретает свой блеск, который не утрачен до сего дня.
В 1898 – 1906 гг. построен каменный собор Божьей Матери «Всех скорбящих радость» – последнее храмовое сооружение в Свияжске. Собор выполнен в стилизованно-византийских формах по проекту архитектора Ф.И. Малиновского. На мой взгляд, этот храм наряду с Успенским собором – доминанты современного Свияжска, который, в общем-то, без обиды можно назвать захолустьем.
В «чёрную дыру» безвременья Свияжск провалился в 1918 году...
Иуда в Свияжске
Свияжск – единственное место на земле, где был установлен памятник христопродавцу Иуде. Случилось это в сентябре 1918 года, когда на остров в разгар боев за Казань прибыл демон социалистической революции Лев Троцкий.
К 1914 году в уездном Свияжске проживали 3054 человек: дворян потомственных и личных – 181, монастырского и приходского духовенства – 534, потомственных почетных граждан – 13, купцов – 6, мещан – 260, крестьян – 210, отставных и прочих военных – 190. К этому времени в городе сложилась жизнеспособная инфраструктура. В городе находились два солодовенных завода, паровая и водяная мельницы, были открыты два трактира. По субботам на торговой площади открывался базар, два раза в год проводились ярмарки. Горожане служили в уездных присутственных местах, казначействе, уездной тюрьме. С середины XIX века действовала земская больница на 30 коек. Многочисленный коллектив преподавателей и воспитателей работал в пяти светских учебных заведениях (четырёхкомплектной гимназии для мальчиков и девочек, низшем 4-классном ремесленном училище, трех городских и приходских училищах), церковно-приходском училище в Успенском монастыре, Ольгинском детском приюте трудолюбия. Имелись городская библиотека, двухэтажная богадельня, действовали телефон, телеграф, почта. Активно работали благотворительные общества. Отряд пожарных оберегал город от огня. До Казани можно было добраться на двух грузопассажирских пароходах, принадлежавших свияжским купцам Каменевым. Но более всего Свияжск привлекал монастырями, став в начале ХХ века центром духовно-нравственного и религиозного совершенствования человека.
После Октября 1917 года вековой порядок вещей поломался. На острове появился местный совдеп. Заговорили о врагах революции и свободы. Передел собственности доходил до драк. Но это были «цветочки», а «ягодки» появились летом 1918 года.
7 августа 1918 года после двухдневных ожесточённых боёв солдаты чехословацкого корпуса совместно с белогвардейским отрядом полковника Владимира Каппеля захватили Казань. Это известие повергло советское правительство в шок, поскольку в Казанском банке с 1914 года – с начала Первой мировой войны – размещался в «Золотой запас России» (650 млн. золотых рублей в монетах, 100 млн. рублей кредитными знаками, слитки золота, платины и другие ценности).
Под Казань срочно был направлен большевик №2 – наркомвоенмор и председатель Реввоенсовета Советской республики Лев Троцкий. 10 августа он прибыл на бронепоезде на железнодорожную станцию Свияжск, которая располагалась на материке в 10 км от города. Троцкий сходу двинул на Казань необстрелянных красноармейцев. Авантюра провалилась. Казанский участок войск, созданный Троцким на скорую руку, напоминал пугачевскую вольницу. Белые легко отбили все атаки красных.
Лев Троицкий учёл первый опыт поражения и сделал вывод: победу принесут лишь профессиональные военные. 16 августа 1918 года была создана 5-я Красная армия, командующим которой был назначен бывший полковник генштаба царской армии П. Славен, начальником штаба тоже в прошлом царский офицер А. Андерсон.
Под Свияжском Лев Троцкий впервые использовал заградительные отряды, которые впоследствии стали широко использоваться против отступающих частей в годы Великой Отечественной войны. Тогда же Троцкий осуществил первую децимацию – расстрел каждого десятого бойца вместе с командирами.
В ночь на 29 августа под натиском белых, которые двинулись к Свияжску, оставил свои позиции и в панике бежал 2-й Петроградский полк. Части бригады Каппеля ворвались на станцию Свияжск и едва не захватили штаб 5-й армии вместе с Л. Д. Троцким и бронепоезд, на котором он прибыл. Но как раз в это время к красным подошло подкрепление, и части 5-й армии при поддержке корабельной артиллерии начали охватывать левый фланг белых. В виду подавляющего превосходства противника Каппелю пришлось отказаться от взятия Свияжска.
Разъяренный Троцкий устроил под Свияжском показательную расправу над «паникерами» в духе традиций древнеримской армии. Были расстреляны свыше 40 человек, включая командира полка Гнеушева и комиссара полка Пантелеева.
В начале сентября 1918 года Лев Троцкий ступил на остров. Он разместился в самом красивом доме в городе. Этот дом с колоннами и сейчас стоит справа от извоза напротив церкви святых равноапостольных Константина и Елены. Он напоминает о былом великолепии Свияжска.
Бронепоезд Троцкого вёз целый вагон гипсовых памятников лицам, «заслуживающим благодарности от революции». Сохранилась приписка к списку лиц: «величина памятника с пьедесталом – 5 аршин (чуть более 3,5 метров)». В Свияжске был установлен памятник «первому революционеру-атеисту» Иуде Искариоту. Вот как описал открытие памятника со слов очевидцев писатель-эмигрант А. Вараксин в вышедшей в Берлине в 1923 году книге «Дорогами российской смуты»:
«В сопровождении трёх латышей и какого-то верзилы председатель РВС Троцкий бодро поднялся на пригорок. На лугу уже стоял поданный с буксира легковой автомобиль с открытым верхом, поглазеть на который и собирался народ – роскошь, невиданная для этих мест. Поперёк машины положили доску, на которую взобрался сам наркомвоенмор, ястребиным взглядом окинул собравшихся, коих было немного, и начал речь:
«Граждане Свободной России! Сегодня на этом острове, где попы и эксплуататоры всех мастей веками морочили головы трудовому народу, мы открываем памятник первому в истории бунтарю, первому революционному протестанту – Иуде Искариоту. Пусть вас не смущает фигура этого библейского персонажа, поскольку революционный протест родился уже в древности...»
Прокричав «Да здравствует мировая революция!», – закончил. Свернули брезентовый чехол, и взору присутствующих предстал тщедушный гипсовый истукан в рубище, с искажённым злобной гримасой лицом, потрясавший кулаком в небо.
Матросы и латыши нестройно захлопали.
«Всё ли понятно трудящимся?» – обратился к толпе высокий человек в шинели, командарм П.Славен.
«Без сапог что ли ходил?» – робко спросил кто-то из толпы. Тут все заметили, что истукан как бы бос.
«Что ему сапоги – Христа продал! Господи прости!» – выдохнул кто-то в толпе.
Народ начинал роптать, старухи крестились…»
10 сентября 1918 года после пятидневных боев Казань была освобождена от белых. С уходом Красной Армии гипсовый Иуда из Свияжска бесследно исчез. Однако привычный покой град-остров после этого не обрёл.
Коровы на главной площади
Свияжск мне запомнился мирно пасущимися на центральной площади бурёнками. Они там смотрелись гармонично. Площадь больше напоминает пастбище, чем место для проведения митингов и торжеств, и благодаря мирно жующим коровам содержится в относительном порядке, так как не зарастает бурьяном. Улицы города – по-деревенски кривенькие и узенькие. Не будь монастырей и церквей – не на что смотреть в городе, о котором князь Андрей Курбский в середине XVI века отозвался как о богатом и изобильном.
Первый удар свияжская старина приняла на себя в июле 1918 года, когда были расстреляны по надуманному обвинению в контрреволюционной деятельности настоятель Успенского Богородицкого монастыря Амвросий и священник Софийской церкви отец Константин Далматов. Осенью 1918 года прошла выборочная экспроприация церковных денег и ценностей для нужд Красной Армии. Красные командиры поначалу ещё выдавали священнослужителям расписки за отобранное добро. С середины 20-х годов при участии органов ОГПУ – НКВД начался узаконенный грабёж церковных ценностей, сопровождавшийся шумной антирелигиозной кампанией с публичным вскрытием в 1922 году мощей святителя Германа – первого настоятеля Успенского Богородицкого монастыря. В 1919 году был закрыт Свияжский Иоанно-Предтеченский женский монастырь, а в 1923 году дошёл черёд и до Успенского монастыря, где разместилась политическая тюрьма. Первыми арестантами были офицеры бывшей царской армии, которых красные сочли подозрительным элементом. Затем узниками монашеских келий, преобразованных в камеры, стали церковнослужители, чиновники, домовладельцы, интеллигенты – учителя, врачи, актеры.
Поток заключённых увеличил тюрьму до размеров концлагеря. С 1928 по 1933 год в Успенском монастыре существовала сначала детская трудовая колония, затем трудкоммуна для беспризорных подростков с целью перевоспитания принудительным трудом. В 1933 году детская трудовая коммуна была закрыта, а её хозяйство передано в ведение НКВД Татарской АССР. В 1936 – 1948 гг. в монастыре размещается тюрьма НКВД, а после перемещения тюрьму в другое место до 1953 года сохранялся сельхозучасток ведомства НКВД.
В 30-е годы началось планомерное уничтожение опустевших к тому времени монастырских храмов. Из одиннадцати свияжских храмов были разрушены четыре: Собор Рождества Пресвятой Богородицы (1567 год), трехпрестольная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы (1755 год), трёхпрестольный храм Николая Чудотворца (1734 год), церковь Вознесения Господнего (начало XVIII века).
В послевоенные годы город продолжал медленно погружался в небытие, оказавшись у времени в плену. В 1953 году в Успенском Богородицком монастыре открылась лечебница для психохроников. Хрущевская «оттепель» обернулась для свияжцев потопом. При подготовке к наполнению Куйбышевского водохранилища в 1953 – 1956 годах в плановом порядке жителей острова вынуждали покидать родные места, сносить и продавать дома, хотя Круглая гора на четыре – тридцать метров выше нормального уровня водохранилища. Были выведены прочь 18 организаций, ликвидировано свыше 70 процентов застройки. В 1957 году в связи с созданием Куйбышевского водохранилища Свияжск, прежде связанный с материком узким перешейком, превращается в настоящий остров, изолированный в периоды межсезонья – до двух с половиной месяцев в году. Слаженная жизнь Свияжска, которая сохранилась в пору революционного неистовства и сталинское лихолетье, окончательно приходит в упадок.
Население Свияжска, где в 1953 году проживали свыше 2700 человек, к началу 60-х годов сократилось до 500 человек. Но беды на этом не кончились. В 1993 году была ликвидирована Свияжская психбольница – единственное место, где могли трудиться жители острова. Они в одночасье лишились около 100 рабочих мест. Чтобы представить масштаб драмы, назову цифры: к тому времени на острове остались около 300 постоянных жителей, из них половина – пенсионеры. В середине 90-х годов перестали пополняться учениками начальные классы неполной средней школы, выпускники школы стали уезжать из Свияжска.
Если судить по старинным гравюрам и картинам, Свияжск некогда был сказочно красивым городом. В XXI веке я увидел вместо «пряничного городка» захудалое село, где на центральной, бывшей торговой площади пасутся коровы.
Время собирать камни
Благодаря инициативам свияжцев удалось привлечь внимание официальных властей к острову-граду. В октябре 1994 года Межведомственная комиссия республики Татарстан и Российской Федерации, изучив вопрос сохранения памятников истории и архитектуры и условий жизни свияжцев, констатировала: «Историческое поселение на острове Свияжск, остатки его городской инфраструктуры, социально-экономические и другие условия жизни населения находятся на стадии деградации и вымирания». Впервые на официальном уровне было заявлено о необходимости возрождения Свияжска.
В мае 1995 года вышло постановление правительства республики Татарстан «О возрождении и социально-экономическом развитии исторического поселения и архитектурно-художественного комплекса памятников XVI – XIX веков острова-града Свияжск». Вскоре был создан Координационный совет по проблемам Свияжска. В 1996 году было восстановлено Свияжское местное самоуправление (до этого Свияжск был приписан к Введенсому сельсовету, что на противоположном берегу Свияги на расстоянии 2,5 км по воде).
В августе – сентябре 1997 года Свияжск посетили Президент Татарстана М. Ш. Шаймиев, архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий, которые приняли участие в сходе горожан, Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II и Председатель Госсовета Татарстана В. Н. Лихачёв. После этого визита Президент Минтимер Шаймиев и Патриарх Алексий II направили совместное обращение Президенту РФ Борису Ельцину об актуальности разработки федеральной комплексной целевой программы возрождения Свияжска.
Стержень принятой в 1996 году в Татарстане государственной Концепции возрождения острова-града Свияжска – необходимость воссоздания его как малого исторического города районного подчинения, где памятники архитектуры находятся в структуре поселения – полноценно живущего и развивающегося живого организма. В связи с этим предусмотрено решение комплекса взаимосвязанных задач: социально-экономических, культурных, архитектурно — градостроительных, археологических, реставрационных, экологических. Большое внимание в этой концепции уделено охране здоровья населения и развитию транспортной и инженерной инфраструктур, развитию сферы туризма. Предполагается создание самостоятельного историко-архитектурного и художественного музея острова-града Свияжск, включающего в себя территорию и здания бывшего Иоанно-Предтеченского женского монастыря и другие памятники архитектуры.
В 1996 год, когда в Концепции в числе прочего заявлялась необходимость возрождения духовного центра в Свияжске, трудно было предположить, когда начнётся этот процесс. Символично, но уже в августе 1997 года начал действовать Успенский Богородицкий мужской монастырь. Сегодня он является наиболее активной и жизнеспособной структурой на острове, определяет духовную и нравственную атмосферу возрождающегося острова-града.
Александр Сысоев, Рыбинск, Ярославская область