114 материалов по 44 объектам, 1 856 фотографий
- GPS
- Россия, Променад Светлогорск Калининградская обл., Россия 238560
Ундина и Нимфа, взгляд на женское тело двух эпох
Этот совет является частью дневника «На островке России, в краю дождливом у Балтийских берегов, волной омытый, янтарною красою озарён…»
Снова попадаю на променад со стороны, где установлен памятник якорю. На набережной народу никого: или рано, или неважнецкая погода испугала. Сегодня день сумрачный и ветреный и впечатления совершенно другие, не такие курортные, как вчера.
Дохожу до «Гранд Паласа» и вижу то, что не заметила в предыдущее посещение. И это эффектная статуя «Ундина», или «Сирена», кому как больше нравится.
Разные тренинги по позам, которые следует принимать при фотографировании, настоятельно рекомендуют девушкам кадр, когда волосы забрасываются назад. Ну, это, конечно, годится для тех, кому есть что забрасывать, но отдаю должное, кадры и в самом деле получаются красивые!
В первые годы после установки этой прекрасной дамы на набережной, Ундина стояла на краю променада поближе к морю, но после сильного шторма её перенесли к стене отеля «Гранд Палас» в более безопасное место.
Скульптура выполнена из бронзы, так пишут в интернете, но мне она показалась какой-то темной личностью, в смысле, что никакие части тела, о которых пишут в интернете, у русалки не блестели.
Почему-то вспомнились школьные времена, когда наряду с уроками гидовской практики, нам устроили пару лекцией об искусстве скульптуры. Начали с Древней Греции, представленной периодом эллинизма между 130 и 100 годами до н. э. И это была богиня Афродита, более знакомая нам как Венера Милосская. Мы учились в 6-м классе, и показ обнаженки вызвал у нас нездоровое хихиканье, особенно у мальчиков. После демонстрации изображения Давида работы Микеланджело (1501-1504 гг.) лекции были прекращены и знакомство с этим видом искусства закончено.
Затем я хорошо помню период 90-х с их перестройкой во всем, и в искусстве тоже. После длительного перерыва я как-то с трудом достала билет в наш БДТ, и каково же было мое удивление услышать в ходе спектакля ненормативную лексику и увидеть неприличные жесты. Дальше больше, стало можно показывать спектакли с раздевающимися артистами, газеты запестрели эротическими фото. Махровым цветом расцвели видеосалоны, где показывали «Греческую смоковницу», «Девять с половиной недель» и их аналоги. И перестало смущать то, что, глядя на постельные сцены и слушая вздохи и ахи, ты оказывался в соседстве с чужим мужчиной или женщиной. Квинтэссенцией этой сексуальной революции стали конкурсы красоты, куда устремились многие из наших девушек. А уж фильм «Интердевочка» и вовсе создал ореол романтики главной героини, да так, что в анкете на вопрос, кем ты хочешь стать, молодые девушки искренне писали – «проституткой».
Все это я пишу к тому, что светлогорская Ундина как-то сама собой связалась у меня в осмыслении с 90-ми, малиновыми пиджаками и понятной для новых русских новой культуры и свободы ее выражения. Может, я не права, но что-то именно это мне подсказывает, тем более, что создана она была по инициативе владельцев отеля на набережной «Grand Palace», построенного, правда, в 2005 году. Видимо, у них все еще сильны были представления о «прекрасных» 90-х, да и внимание публики чем-то надо было привлекать! Вот так и родилась эта девушка без указания авторства работы.
«Изображение обнаженного тела человека – популярное направление в скульптурном жанре. Обнаженная натура красной нитью проходит через всю историю развития скульптуры и смены культурных стилей. Статуи и скульптуры нагих людей создавались в эпоху классицизма, ренессанса, барокко, авангарда и т.д. Обнаженная натура в скульптуре выглядит эстетично, восхищает точностью и совершенством линий, изяществом и изобилием форм. Обнаженная натура становится для автора способом реализации творческих идей и передачи эмоциональных состояний модели».
Вот и у нас в 20—30-х гг. прошлого века в отечественной скульптуре был моден жанр ню с привлечением монументальных произведений. Оказывается, мы это уже проходили…
Я не ханжа, детские впечатление чего-то запретного в обнаженной скульптуре давно прошли, и я спокойно смотрю на прекрасные образцы обнаженного человеческого тела. Но здесь, на набережной, уж слишком близко оказались две такие дамы, причем очень разные. И если первая, «Нимфа» (Нимфа - микс немецкого наследия и советской монументальности) выглядит, на мой взгляд, скромно, то вторая, «Ундина», подчеркнуто сексуально. Разный взгляд на женское тел разных эпох, это прямо считывается с них.
Они обе как бы выходят из воды, причем первая из мозаичной волны, а вторая стоит в волнах среди бронзовых рыб. Художник изобразил Ундину в момент ее, так сказать, «очеловечения», когда она готова порвать с морем и выйти на сушу, чтобы временно (?) сбросить рыбий хвост, открывая стройные ножки, и чешую с тела.
«Термин «Ундина» впервые появляется в алхимических трудах Парацельса, алхимика и врача эпохи Возрождения. Оно происходит от латинского слова unda, означающего «волна», и впервые появляется в Книге Парацельса о нимфах, сильфидах, пигмеях и саламандрах, а также о других духах», опубликованной посмертно в 1566 году».
Этот ученый считал, что каждая из стихий (земля, вода, воздух и огонь) обладает духами, которые являются пограничными существами для нашего мира. Он подчеркивал, что все эти сущности являются «невидимыми духовными двойниками видимой Природы». При этом «Ундины почти всегда изображаются как женщины, что согласуется с древнегреческой идеей о том, что вода — женская стихия». И уж конечно, Ундины прекрасно выглядят, даже несмотря на свой рыбий хвост. Чтобы быть еще привлекательней, выходя из воды, они расчесывают волосы, и поют, завлекая противоположный пол в глубины бездны воды. И делают они это, чтобы обрести бессмертную душу. Помню, как я печалилась в детстве о судьбе Андерсеновской Русалочки, но здесь перед нами предстоит все же не юная и наивная девушка, а вполне себе знающая себе цену дива. Отсюда и некоторая вульгарность в ее изображении…
Медленно иду дальше среди шума волн, свиста ветра и крика чаек. Я перевожу взгляд на пляж с его спущенными зонтиками, пустыми лежаками, и от которого веет холодом и тоской. На пляже мелкий светлый песок с крупными валунами на заднем плане. Заход в море, похоже, достаточно пологий, глубина наступает постепенно, как и везде на Балтике. И в любую эпоху.
Посмотрите, как выглядит променад в промозглый день, и хорошо, что скамейки подведены под, пусть и под символическую, крышу, но все же позволяющим дышать морским воздухом.
Солнечные часы «Зодиак» (Солнечные часы «Зодиак», внесенные в книгу рекордов Гиннеса) сегодня тоже выглядят грустно и одиноко.
И для меня это как сигнал, что пора отправляться домой — До свиданья, друг мой, до свиданья!.
Продолжение следует...
- Адрес:
Променад
Светлогорск
Калининградская обл., Россия
238560
Дешёвый ✈️ по направлению Светлогорск
- 13 ноя 2023, 21:23удалитьТанюша, рассуждения твои понятны, особенно в эпоху вседозволенности. В этом деле, главное не переборщить- чтобы прекрасное не превратилось в вульгарное
- 14 ноя 2023, 01:18удалитьУ каждой эпохи свой кич. Между этими 2мя статуями ещё была "девушка с веслом"
- 14 ноя 2023, 09:27удалитьСаму Девушку я не застала, а вот многочисленные горнисты и пионеры сопровождали меня не только в пионерских лагерях, но даже и в бане
- 15 ноя 2023, 21:21удалитьДа, все же море и океан у нас сочетается с купанием. Помню, как была расстроена Тихим океаном на западном побережье США. Мне подумалось, столько воды, а купаться нельзя, холодные течения. Здесь был просто май, еще для купального сезона рано...
- 21 ноя 2023, 09:51удалитьНаверное, бывают и такие Сирены (Ундины)! Во всяком случае, хороший объект для фотоснимка и селфи...
- 16 фев, 00:14удалитьЗдорово получилось! То есть ундины это русалки или их разновидность?
- 20 фев, 13:35удалитьНу да, как-то так