Славится мастерами Россия
На выставке икон в Спасо-Преображенском соборе суздальского Спасо-Евфимиева монастыря я подолгу задерживался возле каждого произведения. Мне прежде не доводилось видеть таких икон. Все они изготовлены из бересты. Из бересты изготовлены киоты. Их автор — художник-иконописец Ольга Кирина.
Портрет миловидной дамы был в скромной рамочке под стеклом. Я прочитал вслух сопроводительный текст под портретом:
«Ольга Кирина – член Международного художественного фонда, гильдии иконописцев Московской палаты ремесел, Московского женского делового центра, творческого союза профессиональных художников. Её имя внесено в «Золотую книгу культуры Новосибирской области» в номинации «Мастер золотые руки». Работы Ольги Кириной находятся в музеях и галереях России, США, Франции, Германии, Бельгии, Японии».
И вдруг женщина, изображённая на портрете в пол-оборота, обернулась ко мне лицом и улыбнулась. Я оглянулся посмотреть и увидел Ольгу Кирину собственной персоной. Тихонько, чтобы не отвлекать ценителя искусства, она подошла ко мне, отразившись в стекле.
– Вас заинтересовали мои работы?
– Очень…
От Москвы до самых до окраин в России много мастеров и мастериц, которые создают шедевры из бересты – шкатулки, туеса, панно, картины, игрушки, прочие поделки. У нас, на Ярославщине, немало таких умельцев. Например, в райцентре Некрасовское живёт и трудится семья Романовых — потомственных лепщиков и художников, мастеров берестяного промысла. Глава семьи Владимир Романов пишет картины на бересте – совсем маленькие, сувениры друзьям на память, и внушительные полотна – настоящее шедевры на бересте. Но сотворить из бересты икону – это нечто!
Мы разговорились.
Родом Ольга Кирина из Липецка. Сейчас живёт во Владимире. Но говорит о себе так: «Я – сибирячка». Тридцать лет она пожила в Сибири. В Новосибирске стала признанным мастером прикладного искусства.
Многие мастера работают с берестой. Благо этого материала в России в избытке. И она тоже работала с берестой, а её произведениями были самые затейливые поделки. Но каждый истинный мастер пытается достичь новых вершин. Так случилось и с Ольгой Кириной. Она задумала использовать бересту для создания святых образов.
Священник, которому Ольга показала свою первую икону, благостно отозвался об её произведении и посоветовал обратиться к архиерею. Конечно, у неё был трепет в душе. А ну как владыка сочтет икону из бересты недопустимым отступлением от канонов православной иконописи? Однако её опасения оказались напрасными. Архиепископ Новосибирский и Бердский Тихон благословил ее на продолжение работы. И вот уже четырнадцать лет Ольга Кирина создаёт православные иконы из бересты.
Берёзовая кора – береста – капризный материал. Она усеяна темными прожилками, так называемыми чечевичками, на ней много наростов. Мастер из Некрасовского Владимир Романов обращает эти недостатки материала в достоинства, используя при написании картин. А лики святых на иконах Ольги Кириной чистые, без каких-то вкраплений и наростов.
— Я использую в работе абсолютно чистые лоскуты берёзовой коры. А такое удаётся только после тщательного просмотра ворохов, остающихся на лесозаготовках от ошкуренных берёзовых стволов, — объяснила она.
Есть ещё одна хитрость. В качестве основы для будущей иконы можно использовать лишь бересту, которая собрана весной, в пору, когда берёза выделяет сок.
– А сколько времени уходит на изготовление иконы?
– Не менее трёх месяцев.
Технологию изготовления и стиль икон художница придумала сама методом проб и ошибок, потратив на это три года. Эталоном для берестяных икон служат иконы, выполненные на доске и картоне. Сначала снимается калька с оригинала, затем эта калька, на которой зафиксирован контур образа, накладывается на берестяное основание. Тончайшей иголкой контур переносится на бересту, затем пробойником (шилом) с помощью молоточка отверстия углубляются. После этого вся рабочая поверхность заливается акриловой краской и, пока она не застыла, тряпочкой стирается с поверхности, и остается только в углублениях, в маленьких ячейках контура. Чтобы защитить икону от внешних воздействий, Ольга покрывает её воском, смешанным со скипидаром. Жидкий скипидар впитывается в поверхность, а восковая плёнка становится прекрасным защитным слоем.
Иконы Ольги Кириной многослойные. Святые образы складывается из отдельных фрагментов. Слои наклеиваются один на другой, и в результате иконы получаются рельефными — с углублениями и выступами. Особую красоту иконам придают рамы-киоты, которые также выполняются из бересты с аппликациями из той же бересты и вкраплениями из натурального камня.
Иконы – святые образы или события евангельской или церковной истории, воспроизведённые краской на досках, – пришли на Русь из Византии вместе с принятием христианства в конце Х века. Из Константинополя была привезена икона с изображением Богородицы, которая, по преданию, была написана евангелистом Лукой на доске стола, за которым трапезничали Иисус Христос со своей Пречистой Матерью. Князь Андрей Боголюбский в 1155 году увёз эту икону из Вышгорода – великокняжеской резиденции под Киевом – во Владимир. И с тех пор она известна как почитаемая на Руси икона Владимирской Божьей Матери.
Ольга Кирина воспроизвела эту икону из бересты. Как и другие шедевры иконописи с изображением Спаса, Богородицы, пророков и апостолов, общемировых и истинно русских святых угодников и заступников. Ими я и любовался на персональной выставке уникального художника-иконописца Ольги Кириной в Спасо-Преображенском соборе. В интерьере храма XVI века они смотрелись органично.
Из тьмы веков дошли до нас новгородские берестяные грамоты. Археологический сезон 2000 года в Великом Новгороде начался приятной неожиданностью. Археологи обнаружили небольшой лист бересты, на обеих сторонах которого процарапаны изображения человеческих фигур. Изображение на одной стороне опознается как образ Иисуса Христа. Фигура на другой стороне обозначена хорошо читаемой надписью «Варвара» и стоящей перед ней буквой «А» в кружке, что является привычным сокращением греческого слова «святой». Образ святой великомученицы Варвары был передан на бересте в полном соответствии с каноном: святая в короне держит в руке мученический крест. Под изображением св. Варвары на бересте процарапана дата, читаемая как 6537 (от сотворения мира), что соответствует 1029 году от Рождества Христова.
Выходит, новгородские иконописцы в XI веке писали иконы на бересте. Выходит, Ольга Кирина в XXI веке возрождает древнерусское искусство берестяной иконописи. И в этом её феномен.
Александр Сысоев
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.