Суздальский посад — часть города, сформировавшаяся в XII веке напротив кремля, вдоль реки
Каменки. Центр посада — Торговая площадь, от которой в разные стороны шли дороги от кремля:
на юг — во Владимир, на север — к Ростову, на восток — в Кидекшу и Нижний Новгород, на запад в Москву.
Вдоль дорог селились посадские люди, ставили дома, занимались ремеслами, не забывали Бога и
строили церкви. Строили по своему вкусу: двухстолпные и бесстолпные, кубические и ярусные,
пятиглавые и одноглавые — эти церкви являют собой бесконечное разнообразие форм и силуэтов.
Дома посадских улочек такие милые и уютные, что мимо не пройдешь, обязательно остановишься
полюбоваться, а название какое — Теремки! Прелесть!
А, уж, лошадки в экипажах — предмет всеобщего обожания!
Посадские церкви красуются по всему городу, так и идешь вдоль улочек, от одной к другой, в полном восхищении от соприкосновения к древности.
В XVII — XVIII веках сложился этот замечательный ансамбль каменных посадских церквей,
более ранние, деревянные, были утрачены вследствие пожаров и вражеских нападений.
При каменном строительстве непременной становится колокольня, которая в полной мере давала
возможность насладится малиновым звоном колоколов.
Как похожа на глиняную расписную дымковскую игрушку колокольня Антипиевской церкви!
У нее необычный вогнутый шатер — "дудкой", какого не встретишь в других краях. Построена в 1745г.
Рядом с ней соседствует Лазоревская церковь, построенная в 1667 году.
Это первый каменный храм в Суздале, принадлежит к редкому типу двухстолпных церквей с арками-
-подковками над карнизом и изящными кокошниками — подобием головных уборов русских красавиц.
На Торговой площади стоит знаковая, как визитная карточка города — Воскресенская церковь,
построенная в 1720 году, с образом почитаемой Преподобной Евфросиньей на фасаде крытого крыльца.
На площади расположились колоритные торговые ряды, как забытые декорации к комедийному
фильму "Женитьба Бальзаминова".
Здесь "счастливый жених" вышел из свадебного экипажа и станцевал последний танец свободы!
А вот и знаменитый дом в слободке, где снимался фильм и памятная доска, в полном смысле этого
слова.
Воскресенская церковь — летний, холодный храм, из-за большого объема ее не натопишь морозной
зимой, поэтому рядом с такими храмами стали строить небольшие, приземистые, зимние церкви.
Теплой церковью является — Казанская церковь с высокой красивой колокольней, с острым шпилем
и выпуклой кровлей. Вот ее можно натопить с помощью одной печки. Построена в 1739 году.
Еще пример, когда к холодному летнему храму лепятся теплые зимние трапезные церковки — это Смоленские летняя (1696г.) и зимняя (1749г.) церкви с колокольней XVIII века.
Эти парные церкви построили сами жители Скучиловой слободы, что написано на маленькой табличке. На этой слободе жили ремесленники и богатые купцы,
по-моему, здесь стоит дом еще одного персонажа — городской Бабы-Яги.
Стоит обратить внимание, что дом покрыт тесом, а водоотводы крыши сделаны из выдолбленного
бревна, а на чем оно крепится? Настоящая сказка! Нет только куриных ножек, впрочем, в магазине
они есть! В древности все дома были таковыми!
Древность города восходит к начальным временам Руси. Суздаль существовал уже в первой
половине X века, как Суждаль. В начале XI века был одним из центров Залесской земли в составе
Киевской Руси Ярослава Мудрого. К времени Мономаха относится первое сооружение кремля
и Успенского собора. Успенский собор не сохранился, на его месте стоит белокаменный собор
Рождества Богородицы.
В 1125 году Юрий Долгорукий перенес столицу из Ростова в Суздаль, а в XIII веке было образовано
самостоятельное Суздальское княжество.
Посадские церкви Суздаля не поддаются классификации даже по композиции, слишком уж
индивидуален облик каждой из них. Вот, Успенская церковь XVII века, ярко-красная, как крашеное
пасхальное яйцо, стоит себе у дороги, в ней горят свечи и идет служба, как много веков назад.
Посадские церкви отличает природное чувство красоты и меры древних строителей и заказчиков,
от которых остался только этот след в истории города и страны.
Эти церкви сродни созерцательному, задушевному окружающему ландшафту небольшого русского
городка и дарят яркий праздник архитектурной гармонии.