...
2
Храм трёх религий Атешгях, Дом огня. Индия и Иран в Баку Сураханы, Азербайджан
  • Светлая тема
  • Серая тема
  • Бежевая тема
  • Зеленая тема
  • Темная тема

вики-код
помощь
Вики-код фотографии:
код для блогов и форумов
помощь
HTML (для сайтов и блогов):
BBCode (для форумов):
сообщить модератору
закрыть

Или скопируйте этот код в ваш блог:

    Сураханы

    Сураханы

    LAT
  • 40.41036N, 50.00299E
  • Я здесь был
    Было: 12
    Хочу посетить
    137

    11 материалов по 1 объекту,  187 фотографий

    Вики-код направления: помощь
    Топ авторов помощь
    reon 18
     
    acvazul-V2010
    помощь
    в друзья
    в контакты
    С нами с 28 ноя 2010

    Храм трёх религий Атешгях, Дом огня. Индия и Иран в Баку

     

    Недалеко от посёлка Саруханы в 30 км от Баку находится этот удивительный храм трёх религий. Вернее, здесь совершали свои богослужения представители трёх религий.

    Для туристов здесь создан целый музей под открытым небом. Он объявлен Государственным историко-архи­тек­турным заповедником Азербайджана.

    Представлен в ЮНЕСКО для внесения в список всемирного наследия в 1998 году.

    Давайте вместе с 15 000 "ежегодных" посетителей храма и мы с Вами познакомимся с этим удивительным местом.

    6

    Автор: acvazul-V2010


    Въезд сюда, "парадный подъезд", благодаря усилиям реставраторов выглядит вполне помпезно и величественно.
    5

    Автор: acvazul-V2010


    Войдём внутрь храмового комплекса.

    Из-за нашего позднего визита сюда русскоязычного гида нам не досталось.
    Но когда нас это останавливало или огорчало?

    Не беда! Ибо гугл нам в помощь.
    Да и вообще, гид гиду рознь.

    Итак, начнём благословясь.....

    Дошедший до нас современный комплекс построек возник в XVII — XVIII веках на месте "вечных" неугасимых огней или горящих выходов естественного газа. Благодаря этому храм и носит название "Атешгях", что означает "Дом огня".

    0

    Автор: acvazul-V2010


    Предположительно сам ПЛАН храмового комплекса дошёл до нас без изменений ещё с эпохи Сасанидов (персидских правителей — шахиншахов), которые и основали тут место поклонению огню.
    3

    Автор: acvazul-V2010


    Из Википедии узнаем о первых дошедших до нас сведениях о времени и обстоятельствах строительства храмового комплекса:

    "Из надписи верховного мобеда Картира (III в.) на «Кааба Зороастра» следует, что он учреждал священные огни в Закавказье и назначал жрецов служить им:

    «и вплоть до страны… Албании и Баласакана вплоть до Албанских ворот… тех магов и огней, что были в тех странах, я упорядочил, я не допускал совершать обиды и грабежи, и то, что было у них отнято, я также возвратил; и я привёл их в свою страну, и я веру маздаяснийскую и хороших магов сделал превосходными и почитаемыми».

    А также о других упоминаниях об этом удивительном месте:

    "У Моисея Хоренского при описании области Багаван отмечен топоним «Еотнпоракиан багинк» (древнеарм. «Семиямное капище») и упоминается об учреждении шахиншахом Ардаширом I (227—241) храмов огня в Багаване.

    В 624 году император Ираклий вторгся в район Баку и разрушил много храмов, где персы поклонялись горящему газу.

    Гевонд (VIII в.) упоминает город Атши-Багуан, где горели неугасимые огни. Некоторые исследователи полагают, что Атши — это искажённое «Аташ» («огонь»), а Аташи-Багуан — «место священных огней», под которым подразумевался нынешний Баку.

    Истахри в 930 г. в «Книге путей и стран» пишет, что недалеко от Баку есть селения, жители которых зороастрийцы.

    Эту же информацию повторяет и арабский географ Абульфеда.

    В грузинской летописи «Картлис Цховреба» Баку именовался Багаваном вплоть до XIII века.

    О семи почитаемых огненных ямах на Апшероне упоминал немецкий путешественник Кемпфер, посетивший селение Сураханы в 1683 году."

    0

    Автор: acvazul-V2010

    Но уже с с XV—XVI веков усиливается влияние Индии в этих местах.
    Ширван начинает активные дипломатические и торговые отношения с Индией.

    1

    Автор: acvazul-V2010


    И как результат этих отношений — на средства купцов из Северной Индии место поклонения здесь восстановлено и используется в качестве индуистского (шиванизма) и сикхского святилища.
    1

    Автор: acvazul-V2010


    Из источников известно, что в XVII веке сюда потянулись паломники индусы для поклонения священному огню.
    2

    Автор: acvazul-V2010


    В XVIII веке здесь возникли кельи, молельни, караван-сараи.
    0

    Автор: acvazul-V2010


    Традиционные для этих мест камни с отверстием для привязывания караванных верблюдов и коней.

    В кельях-молельнях имеется вырезанный в камне шрифт индийского письма даванагари и гумруки.

    Давайте вместе с Вами перенесёмся на триста лет назад на "машине времени".

    1

    Автор: acvazul-V2010


    И тихонько подсядем к огню, чтобы погреться и послушать рассказы этих древних паломников.
    1

    Автор: acvazul-V2010


    И пред нами как-бы встают картины древних таинственных обрядов и будто слышится странная музыка, исполняемая при помощи странных музыкальных инструментов.

    Индийские паломники, пришедшие сюда с караваном, поведают нам много интересного об этом месте поклонения священному огню.

    0

    Автор: acvazul-V2010


    Оказывается в ныне заваленной камнями яме сжигали тела индусов на священном огне.

    Не хуже как в священных таинственных водах Ганга, что в не менее таинственной Индии.

    0

    Автор: acvazul-V2010


    Живущие здесь несколько десятков отшельников вели аскетичный образ жизни, не кушали мяса и всячески истязали свою плоть, очищая таким образом душу.
    1

    Автор: acvazul-V2010


    Например вешали на тело тяжеленные цепи.
    0

    Автор: acvazul-V2010


    Или месяцами лежали на негашёной извести до омертвения участков плоти.
    0

    Автор: acvazul-V2010


    Они верили что после смерти тела душа вновь перерождается и возвращается в другом обличье, чтобы вселится в тело животного или другого человека.

    А в чьё именно тело вселится душа это зависит от кармы. Вот таким образом истязая плоть, они улучшали карму.

    1

    Автор: acvazul-V2010


    Жили отшельники за счёт подаяний от индийских торговцев, что останавливались здесь.
    0

    Автор: acvazul-V2010


    Помимо индусов и сикхов здесь мирно уживались также и зороастрийцы (парсы и гебры или потомки древних персов).
    Воистину здесь храм трёх религий.

    К началу XIX века закончились русско-персидские войны за обладание Закавказьем.

    На Апшероне наступил мир и сюда потянулись русские и европейские путешественники.

    В 1840 г. караимский учёный Авраам Фиркович посетил Дербент где участвовал в религиозном диспуте с зороастрийцем из Баку.

    В 1858 году в Аташгях прибыл писатель Александр Дюма-отец. Он в своих воспоминаниях называл служителей храма "парсами", "гебрами" и "маджи".

    Однако к концу XIX века религиозная паломническая жизнь здесь начинает угасать.

    3

    Автор: acvazul-V2010


    В середине позапрошлого века на Апшеронском полуострове начались нефтеразработки и огни святилища стали ослабевать. Окончательно огни погасли здесь в 1902 году.

    По воспоминаниям европейских путешественников того времени "паломники парсы из Индии и Ирана к 1880 году уже забыли это святилище".

    Из книги Дж. Генри узнаём, что в этом же году тут умер последний парсийский священнослужитель.

    0

    Автор: acvazul-V2010


    По воспоминаниям старожилов в конце XIX века в Аташгях ещё жили старики, поклоняющиеся огню, дети которых уже были мусульманами.

    К началу XX века это место уже было окончательно заброшено.

    Уже в советское время в 1975 году после реставрации это святилище было открыто для посещений.

    В 2007 году были вновь проведены реставрационные работы.

    До нашего времени дошли каменные таблички XVIII—XIX веков с посвятительными надписями.

    1

    Автор: acvazul-V2010


    Этих надписей-табличек 17:
    14 — индуистких, 2 — сикских и одна зороастрийская (персидская).

    Индуисткие составлены на хиндустани и диалекте марвари.

    Почти на всех четырнадцати индуистких надписях имеется вступление на санскрите, посвящённые поклонению богу мудрости Генеше.

    0

    Автор: acvazul-V2010


    Вот в одной из келий изображение Генеши.
    0

    Автор: acvazul-V2010


    На центральном алтаре именно индуисткая надпись со свастикой, выполненная шрифтом Нагари.
    Вот её перевод из Википедии:

    "1. Ом, поклонение почитаемому Ганеше
    2-3-4. Благополучие! В эру почитаемого царя Викрамадитьи для
    почитаемого огня портал построен. Странствующий аскет Канчангир отшельник
    5. Махадевы Котешвары, Рамадаты житель.
    6. Восьмой день тёмной половины асоджа 1866 года."

    Поробуем расшифровать:

    "Эра Викрамадитьи исчисляется с 58 г. до н. э. Датировка в конце надписи (строка 6) даётся по этой эре. Махадева — эпитет Шивы. Упоминание этого имени в надписи указывает на то, что её автор (Канчангир) — шиваит. Асоджа — седьмой месяц индийского календаря. Соответствует концу сентября и началу октября григорианского календаря. 1866 г. эры Викрамадитьи соответствует 1810 г. н. э."

    3

    Автор: acvazul-V2010


    Здесь только вступительная фраза о Генеше является санскритской, то есть состоит из санскритских слов и построена с соблюдением правил санскритской грамматики. Остальной текст надписи составлен на хиндустани.

    Обе сикхские надписи на пенджаби письмом гурмуки, состоят из семи строк и содержат вступительные формулы из Джапуджи-сахиб, ежедневных молитв сикхов.

    Перевод первой сикхской надписи из Википедии:

    "Эк Оанг Кар. Да будет Гуру милостив (имя) которого истина, который человекосоздатель без страха, без ненависти, без смертной формы, без происхождения (и) саморожден.
    Да будет милостив Гуру помощью!
    Был баба (Та) гадаса, житель Бамга, учеником которого был Меларама,
    учеником которого был (Каратарама) Удаси.
    (Это) священное место (называемое) Джаваладжи было построено…".

    Перевод второй сикхской надписи:

    "Ом. Да будет Гуру милостив, имя (которого) истина, (который) человекосоздатель, без страха, без ненависти,
    без смертной формы, без происхождения (и) саморожден.
    О Нанака! Подумай о (этой) вечно бесконечной реальности (которая) истинна (и) всегда останется истинной!
    Да будет милосердный Гуру милостив!
    (Был) бава Джадусаха-(суха), учеником которого (был) бава Бамкесаха,
    учеником которого… расаха построил это священное место."

    Комментарии этих сикхских строк Википедия дает такие:

    "Бамга — известный город в районе Джалунджара в Пенджабе. Имена лиц, упомянутых в надписях, не оканчиваются на сингх. как обычно имена сикхов. Это указывает на то, что эти лица не были сикхами в строгом смысле, а были моннас (то есть «бритые») — лицами, придерживающимися веры сикхов, но не соблюдающими внешних ритуалов, предписанных сикхизмом.

    В первой надписи упомянута Дживаладжи — индуистская богиня, не почитаемая сикхами. Соображение, что Нам-Дхарис свободен исповедовать одновременно индусскую религию наряду с сикхской, возможно, дальше объяснит эту аномалию."

    Ну и, наконец, перевод самой интересной зороастрийской надписи:

    "Огонь горит как сплошной ряд
    Исфахан(ец) из Бавана пришёл до Бадака
    «Да будет благословен наступающий Новый Год», — сказал он.
    Дом был поставлен в (месяце) Сомболе в год 1158-й."

    Эта зороастрийская надпись значит:

    "Баван — небольшая деревня к югу от Исфахана. В Исфахане и его пригородах с начала XVII в. существовала зороастрийская община. При шахе Султан Хусейне (1694—1722) почти все зороастрийцы Исфахана были насильственно обращены в ислам, спаслись лишь немногие. До сих пор в районе Йезда есть семьи, ведущие своё происхождение от таких беглецов. Слово «Бадак» использовано как уменьшительное название г. Баку для сохранения рифмы стиха. (Название Баку в источниках XVI—XVIII вв. в. писалось как Бадку, Бад-е кубе).

    В третьей строчке говорится о наступающем Новом Годе, в конце стиха упоминается созвездие Сомболе — созвездие Колоса (Девы), приходящееся на 22 августа — 22 сентября. В последней строке надписи местным резчиком по камню указан год — 1158-й, что соответствует 1745 г. н. э. и совпадает с датировкой соседней индуистской надписи, где указана дата Самват 1802, что тоже соответствует 1745 г. н. э. Зороастрийцы Ирана использовали свой календарь, празднуя Новый Год (Новруз) в день весеннего равноденствия. Но в XI в. календарная система зороастрийцев пришла в упадок из-за того, что они перестали проводить високосные интеркаляции. Таким образом, Новруз по их календарю стал смещаться относительно своей изначальной даты и к 1745 г. день Новруза приходился на 22 сентября, то есть в период месяца Колоса. Данный календарь называется «кадми» и использовался зороастрийцами Ирана вплоть до XX века, когда они вновь восстановили традицию празднования Новруза в день весеннего равноденствия".

    0

    Автор: acvazul-V2010


    Сама постройка архитектурного комплекса представляет собой шестиугольник в плане с внешней зубчатой стеной.
    2

    Автор: acvazul-V2010


    На зубчатой стене справа Вы видите водостоки для отвода воды на случай дождя.

    1

    Автор: acvazul-V2010


    В центре входной портал ведёт к четырёхугольному главному храму алтарю. Именно здесь и было главное место паломничества зороастрийцев — огнепоклонников.

    0

    Автор: acvazul-V2010

    Традиционный для зороастрийцев алтарь представляет собой открытый с четырёх сторон света как бы каменный балдахин с расположенными по углам четырьмя столбами.

    4

    Автор: acvazul-V2010


    Это самая поздняя постройка из всех строений храмового комплекса.
    3

    Автор: acvazul-V2010


    Как гласит вышеприведённая надпись построен алтарь на средства купца (или странствующего аскета-отшельника, шиваита) Канчангира в 1810 году.

    0

    Автор: acvazul-V2010


    Над входным порталом расположена традиционная в этих местах гостевая комната — балахана.

    1

    Автор: acvazul-V2010


    Храм теперь действующий. Он часто посещается парсийскими и иранскими зороастрийцами, которые проводят здесь религиозные службы.
    1

    Автор: acvazul-V2010


    И огни теперь горят, благодаря проведённой работе реставраторов.

    0

    Автор: acvazul-V2010


    Здесь же расположен целый музей.
    0

    Автор: acvazul-V2010


    На стенах которого представлена информация о жизни и религии огнепоклонников.
    0

    Автор: acvazul-V2010


    Обряды современных зороастрийцев-огнепоклонников.
    0

    Автор: acvazul-V2010


    Тут же представлена глиняная посуда, используемая в те далёкие времена, найденная при раскопках здесь.
    0

    Автор: acvazul-V2010


    Которая помогает мысленно перенестись в то время.
    0

    Автор: acvazul-V2010


    Как видите, посуда не только глиняная.
    0

    Автор: acvazul-V2010


    Различных форм и стилей.

    0

    Автор: acvazul-V2010


    Вот в этих нишах она и стояла.

    0

    Автор: acvazul-V2010


    Экспонаты, представленные здесь, погружают посетителей в странное состояние и помогают перенестись во времена поклонения огню.....
    0

    Автор: acvazul-V2010


    Одежда современных представителей религии зороастризма.

    0

    Автор: acvazul-V2010


    Больше всего представителей этой древней религии в Иране (Персии).

    До исламской революции 1979 года приверженцев зороастризма там было несколько десятков тысяч. В их рядах были представители интеллигенции и состоятельные люди.

    0

    Автор: acvazul-V2010


    Свергнутый шах Мохаммед-Реза Пехлеви пытался найти в их рядах опору своему режиму.

    В современной Исламской республике Иран их участие в общественной и политической жизни страны практически не имеет места.

    1

    Автор: acvazul-V2010


    Друзья, пора нам вслед за работниками музея, выходить и прощаться с этим древним храмом.
    Так как дело движется к вечеру и музей закрывается.

    А ночью тут, возможно, бродят призраки древних брахманов.

    2

    Автор: acvazul-V2010


    И разжигают свои огни.

    Но пусть их не тревожат праздные туристы третьего тысячелетия.

    3

    Автор: acvazul-V2010


    В заключении заметки добавлю что все туристы, включая и автора материала, прибывают сюда на такси.

    Вход таксистам сюда бесплатный, так как они местные, в отличие от "понаехавших" туристов-путешественников. Поскольку гида нам не досталось, то я немного рассказал нашему водителю о изображенной на главной надписи свастике или коловрате по нашему.

    Ну, немного поумничал так как уже видел этот знак в других местах мира.

    Безусловно сюда возможно добраться и на общественном транспорте до посёлка Саруханы, а затем пешком до храма.

    Тут мы познакомились с Алексеем из Москвы, который, надеюсь, читает данную заметку.
    Привет, Алексей!

    После посещения этого места москвич отпустил своё такси и пересел в наше.
    А дальше все вместе мы последовали к не менее культовому месту Апшерона — не гаснущим огням священной горы ЯнарДаг.

    Но это уже совсем другая история.....
    А у Вас горела земля под ногами? ЯнарДаг - гиена огненная

    вики-код
    помощь
    Вики-код:
    Выбор фотографии
    Все фотографии одной лентой
    51 фото
    dots

    Дешёвый ✈️ по направлению Сураханы
    сообщить модератору
    • AFINAPOST
      помощь
      AFINAPOST
      в друзья
      в контакты
      С нами с 23 июл 2011
      24 окт 2016, 23:15
      удалить
      Интересный храм! Спасибо!
      А огни горы, говорят, ещё и натурально выглядят!
      Ждёмс.
    • acvazul-V2010
      помощь
      acvazul-V2010
      в друзья
      в контакты
      С нами с 28 ноя 2010
      24 окт 2016, 23:29
      удалить
      AFINAPOSTнаписала 24 октября в 23:15

      Интересный храм! Спасибо!
      А огни горы, говорят, ещё и натурально выглядят!
      Ждёмс.


      Спасибо, Аля. Завтра опубликую об огнях
    Наверх