Получив имение в наследство от отца ценой размолвки с семьей, В.С.Храповицкий нашел усадьбу не в лучшем состоянии.Имение строилось с учетом всех нововведений. В замке был установлен телефон, построена собственная телеграфная станция, проведены электричество, водопровод и канализация. Роскошно были отделаны внутренние покои. Все
Во дворце было примерно 80 комнат, из них особую ценность представляла зеркальная комната, стены которой были увешаны только зеркалами. Мебель Храповицкий заказывал у Шмита, придворного фабриканта, обойщика и декоратора. Помимо мебели дом украшали изящные безделушки, делающие обстановку более уютной и домашней: скульптуры Ботта, коллекция оружия, вазы, фарфор, зеркала, бронза – от царского поставщика Эберта, столовое серебро от Фаберже.
Существует легенда, что толчком к строительству имения послужил спор Храповицкого с неким иностранным бароном. Принимая графа у себя в роскошном замке, барон заметил, что русские не могут себе позволить построить нечто подобное, а граф, оскорбившись, решил доказать иностранцу, что тот не прав. Через несколько лет барон был приглашен в гости к Храповицкому. Увидев конюшни, он воскликнул: «Граф, что я вижу! Это же мой замок! Но почему здесь нет ни цветников, ни клумб?» На что удовлетворенный хозяин ответил: «Они здесь и не нужны. Это всего лишь мои конюшни». Действительно, лошади были страстью графа наравне с собаками. В его конюшнях находились лучшие скакуны заводов Головнина и Шереметева. Огромный двор предназначался для разведения птицы, любитeльницeй которой была сама хозяйка. Каретный двор был рассчитан на большое число гостей, а также для карет, дрожек, колясок и саней самого Храповицкого, которые он заказывал только у Петтерсона.
В целом насчитывалось до семидесяти построек
Парк состоял из трех частей:
– итальянская – из водных каскадов на террасах и водных партеров,
– французская – из фонтанов, оранжерей и площадок для игр,
– английская – из аллей, полян и прудов, она была пристроена к остальным в 1910 году.
Несомненно, своим уютом поместье во многом обязано вниманию хозяйки. Елизавета Ивановна внесла в становление усадьбы свой чисто женский вклад. Она занималась разведением птицы, цветов. В имении по ее распоряжению поставлялись доркинги, лафлеты, гуданы, золотистые фазаны, царские утки, тулузские и китайские гуси, белые и черные лебеди, голуби.
Занимаясь разведением цветов, она стремилась привить на своей земле новые культуры. На ее имя постоянно приходили семена самых разных растений: тюльпаны, крокусы, нарциссы, гиацинты, розы, лилии, цикламены, гладиолусы – они составляли яркие, причудливые клумбы, облагораживая пейзаж.
Как было уже сказано выше, в оранжереях Храповицкого росло множество экзотических фруктов. На каждый праздник жена Храповицкого собирала крестьянским детям подарки, состоящие из корзиночки, полной фруктов. По большим праздникам подарки делались и взрослым. Храповицкий очень ценил своих людей и пытался им всячески помогать. Одному из своих истопников Храповицкий на собственные средства построил каменный дом, до сих пор выделяющийся среди остальных в деревне. В настоящее время этим домом владеет внучка истопника. Кроме того, специальный музыкальный дом был построен для музыкантов оркестра, а также ряд домов для мастеров, рабочих и лесников.
Друзей у Храповицкого было много. Российская элита отдавала должное его гостеприимству, щедрости и обаянию. Муромцево стало излюбленным местом времяпрепровождения близживущих и столичных родовитых семейств, а Владимир Семенович снискал себе славу хлебосольного и радушного хозяина. И не удивительно. Для гостей устраивались лодочные прогулки, балы, салюты, иллюминация, различные игры. Приезжие с восхищением осматривали окружающую их миниатюрную копию Версаля: пруды, фонтаны, сады. Популярным развлечением было катание на лодках. Зимой лодки, яхты и ботики хранились в сарае, а летом их доставали, чистили, красили, приводили в порядок к приезду гостей. На берегу пруда была устроена беседка для оркестра. Оркестр был создан самим Храповицким, и граф чрезвычайно им гордился. В оркестр входили выпускники музыкальной школы на Бору. И уж совсем замечательным явлением в дворянском имении стал театр. Миниатюрная копия здания Малого театра в Москве, выполненная из дерева. Зимой театр репетировал, а летом, с приездом зрителей, открывался очередной сезон. Лавровые деревца выставлялись в аллею, ведущую к театру.
В имении устраивались шумные балы, которые по роскоши и по размаху не уступали столичным празднествам. И, конечно, охота: Храповицкий был страстным охотником, заражал гостей своим увлечением. Наряду с охотой, Храповицкий занимался разведением собак. И поныне бытует легенда о так называемой «Собачьей горке» – кладбище для его четвероногих любимцев. Они было расположено рядом с дворцом. Люди говорят, что для собак граф заказывал отдельные мемориальные плиты из гранита.
Среди гостей имения числились как столичные аристократы, так и местные промышленники. Таким образом, граф, сохраняя столичный статус, не терял расположения здешних землевладельцев.
заметка составлена с использованием материала - Ольга Голубева, Яна Касаткина, Сабина Романова «Судьба имения В.С.Храповицкого из XIX в XX век».
Специально разместила две заметки, что бы почувствовать разницу.