Если вы меня спросите, что такое Стокгольм сегодня, то я скажу вам – это почти Париж! Долго не мог понять, откуда такие странные ассоциации. А оказывается все очень просто. Было время, когда местная элита буквально тащилась от всего французского, от стиля и моды до искусства и архитектуры. Потому сегодня многие старые кварталы города выглядят точь в точь, как они выглядели бы в Париже. И это вместе с естественными проливам (город расположен на 14 островах) создает незабываемый ландшафт Стокгольма. По нему приятно неспешно прогуливаться, пытаясь понять, откуда же все это взялось и как функционирует…
Русский гид в Стокгольме рассказала любопытную байку. Про Ленина. Он ведь здесь бывал, и не раз. Вот и в 17-м по пути на родину будущий вождь мирового пролетариата заглянул в столицу Швеции. Здесь он пообщался со своими товарищами – шведскими левыми социал-демократами, пообедал и сделал небольшой шопинг в магазине Поля У. Бергстрёма (PUB). И все бы ничего, но чувствовалось, чего-то все же не хватает. И тогда кого-то из делегации осенило: а все дело в шляпе! Как-то чересчур буржуазно смотрелась стандартная для того времени шляпа-котелок на Ильиче, срочно нужно подобрать головной убор более подобающего вида для революционера в изгнании. Так и появился на свет знаменитый образ – Ленин в кепке. Кепка, купленная в Стокгольме, проследовала с ним через самые горячие революционные дни того года, а затем еще семьдесят лет умиляла наш взгляд в граните и бронзе тысяч памятников по все стране стране…
Почему я вспомнил эту историю? Прежде всего потому, что вижу в этом глубокий и почти сакральный смысл. Всего лишь кепка, почти как у Лужкова, а гляди-ка – после нее шведы быстро отмобилизовались и построили у себя социализм. Не тот, что мы помним у нас. А какой-то другой и загадочный, который не вкрячишь в отлитое золотом учение – от каждого по способностям, каждому – по труду.
И вот ведь странный народ! Они даже не свергли монархию и не устроили гражданской войны. Индустриализацию провели без каторжного труда заключенных, а земли реально отдали крестьянам, превратившихся в фермеров. Фабрики тоже достались рабочим в том смысле, в каком и подразумевали большевики – они на них работали. Но в отличие от наших рабочих, получали не гроши, а такие деньги, какие позволяли им существовать весело и безбедно. Короче, социализм чистой воды – чего уж говорить-то!..
От такой постановки вещей все шло в гору – и производительность труда, и социальная защищенность. И Швеции начали все поголовно завидовать. Это тогда придумали разную ерунду про «шведскую семью» и предрекать неизбежную гибель шведской модели развития. Которая (на минуточку!) заключалась только в одном – полная занятость и выравнивание доходов. Это, конечно, очень упрощенное толкование шведских подходов, которое лежит буквально на поверхности, но тем не менее объясняет многие их достижения.
Хотя следует также иметь в виду, что шведы – протестанты. А это тоже, как многие утверждают, является предопределяющим фактором их прогресса. Считается, что протестанты в силу своего трактования христианства больше полагаются на собственный труд нежели на молитву и на то, что когда-нибудь Бог что-нибудь даст за просто так.
Но чудес при этом у них все же хватает. Например, в старейшем парламенте Европы 53 процента парламентариев – женщины. Налицо реальное равноправия мужчин и женщин, к чему мы горячо, безуспешно стремились в СССР. Министр обороны и министр юстиции – и те генералы в юбках. Да что там говорить, епископ Стокгольма – тоже женщина!.. Но это не все. Образование и медицина – бесплатные. Потребительские кредиты – 1.2, максимум – 3 процента. Гляньте, какие они у наших банков, и вы поймете во сколько раз хуже мы живем!..
И если мы пойдем дальше, то только, чтобы потравить свои нервы. Многое из жизни Швеции будет укладываться в формулу «социализма», хотя шведы вряд ли так считают. Они построили что-то свое.
Но причем же тогда наш Ленин с кепкой в своей бронзовой длани, о которой я упомянул выше? А притом, что Швецией на протяжении всей современной истории управляли социал-демократы. Не коммунисты, но в каком-то смысле близкие к ним по идеологическим воззрениям партийцы. И в свое время они очень внимательно относились к ленинизму, солидаризировались с большевиками в период их революционной борьбы. Но увидев потом, что те натворили со своей страной и народом, в ужасе от них отшатнулись. И начали идти своим путем к капитализму с «человеческим лицом». И кажется, это у них получилось. Не то что у нас сейчас. Капитализм, вроде, строится. А лица всё нет – одна морда!..
Анатолий Струнин
Стокгольм