«Когда мы взяли Гоа с божьей помощью, то в крепости избавились от 300 турок. Кто не был убит в сражении, утонул в реке, пытаясь убежать вплавь со своими пожитками. Позже я поджог город и четыре дня без передышки Ваши подданные убивали мусульман, где бы они не прятались, а тех, кто заперся в мечети, мы сожгли дотла. Я приказал, чтоб брахманов и крестьян не трогали. Мы думаем, что мы уничтожили 6000 мусульман любого пола, ранга и возраста. Это, мой господин, был великий успех».
Так португальский завоеватель герцог Альфонсу ди Альбукерки сообщил своему королю Мануэлу I Счастливому о взятии штурмом индийского города Ила (нынешний Старый Гоа) во второй и окончательный раз. А произошло это 25 ноября 1510 года в день Святой христианской великомученицы Екатерины из египетской Александрии.
Благодаря такому совпадению на Гоа появился Кафедральный собор Святой Екатерины (Sé Cathedral of Santa Catarina) или собор Се.
Первоначально здание было построено из глины, камней и соломы в том же 1510 году, вторая церковь построена в 1515 году, в 1538 году статус церкви был повышен до собора, в 1552 году значительно перестроен по заказу губернатора Джорджа Кабрала. После того, как 4 февраля 1557 года статус епископства Гоя был повышен до архиепископского, возникла необходимость в большом кафедральном соборе. В 1562 году португальский вице-король Индии Франсишку Каутинью граф Редондо распорядился построить для доминиканских монахов собор Святой Екатерины, который должен был стать «грандиозной церковью, достойной богатства, мощи и славы португальцев, которые господствуют над морями от Атлантического до Тихого океанов». Строительство велось за счет государственной казны от продажи собственности индусов и мусульман, не имевших наследников.
Собор строился с 1562 года по проекту Жулиу Симау и Амброзиу Аргуэйру, к 1619 году закончили основную часть церкви, в 1640 году освятили ее, но все капеллы были готовы только к 1652 году.
Кафедральный собор Се, старейшая и крупнейшая церковь на Гоа (и одна из самых больших в Азии, 76 х 55 м) — образец португальско-готической архитектуры в стиле эпохи Возрождения: его внешняя часть выполнена в тосканском, а внутренняя — в коринфском стилях.
Фасад собора был украшен двумя 33-метровыми колокольнями. Одна из них, северная, была разрушена в 1776 году ударом молнии и теперь фасад асимметричен.
В оставшейся колокольне находятся пять колоколов, включая Золотой Колокол, названный так потому, что в смесь металлов для отливки было добавлено золото. Самый большой христианский колокол Азии был отлит в Канколине в 1652 году и его чистое звучание слышно на расстоянии 14 км. Еще этот колокол носит название «Колокол инквизиции», так как в прошлом своим звоном он оповещал всех о начале самой жестокой части в судебных процессах инквизиции, аутодафе, которые устраивались на соборной площади.
На большой площади под названием Terreiro de Sabaio, напротив главного входа в собор, стоит статуя Иисуса Христа.
Этому месту величайший поэт Португалии Луис Камоэнс посвятил следующие строки:
Колокола сзывали в божий храм,
И люди шли, как реки льются в море,
Чтобы того прославить в общем хоре,
Кто указал пути к спасенью нам.
Внутренний интерьер собора выражен в смешении элементов мозаики и коринфского стиля, сводчатый потолок высится над огромным нефом (так в церквях, имеющих в плане форму креста, называют продолговатую часть здания от главных входных дверей до хора) и четырьмя красивыми часовнями, расположенными по обе стороны от прохода.
Справа от входа в собор стоит восьмигранная купель, вырезанная из гранитного монолита, в которой в 1542 году Франциск Ксаверий крестил сотни местных язычников. Слева от входа висит масштабное полотно, изображающее Святого Христофора с младенцем Иисусом.
Однажды, когда Христофор спал, к нему подошел ребенок и попросил помочь переправиться через реку — символ перехода в потусторонний мир. Христофор посадил его на плечи и вошел в воду. С каждым шагом поток становился все более бурным, а ребенок сделался неимоверно тяжелым.
С большим трудом Христофор добрался до противоположного берега и, опустив своего пассажира на землю, произнес: «Кто ты, дитя, ввергнувшее меня в такое испытание? Взвали я весь мир на свои плечи, то даже такая ноша не показалась бы тяжелее!». Младенец ответил: «Христофор, не удивляйся, ибо ты нес на плечах своих не только весь мир, но и того, кто сотворил его. Я Иисус Христос, Царь Небесный».
Главный алтарь собора богато украшен и посвящен Святой Екатерине, на позолоченном рередосе изображены сцены из жизни и мученичество святой.
Екатерина Александрийская (до крещения Доротея, IV век) пришла в храм во время праздничного жертвоприношения, совершаемого римским императором Максимином, и призвала его оставить языческих богов и обратиться в христианство. Екатерина убедила императорских философов, супругу императора Августу, друга императора военачальника Порфирия и его 200 воинов в истинности христианской веры. Но император Максимин их всех казнил, а девушку били воловьими жилами и заключили в темницу.
С целью устрашения Екатерины было изготовлено специальное орудие для пытки, которое было разрушено сошедшим с неба ангелом. После этих событий Максимин предложил Екатерине стать его женой, если она принесёт жертву языческим богам. Святая отказалась, и Максимин приказал казнить её через отсечение головы. По преданию, из раны вместо крови вытекло молоко.
Внутри собора установлены две интересные статуи – Святого Франциска Ксаверия и Святого Игнатия Лойолы – двух самых известных иезуитов, близких друзей по Сорбонне и основателей Общества Иисуса (ордена Иезуитов).
Рядом с главным алтарем находится престол архиепископа Гоа, а в галерее помещается орган XVIII века.
Стены собора украшают 6 алтарей, а в 8 боковых нишах прячутся богато украшенные часовни. В правом нефе третьей от входа расположена капелла Чудотворного Креста.
Это распятие вырезал местный пастух и установил его на расположенной неподалеку горе Боа-Вишта. Прошло совсем немного времени, как все заметили, что крест значительно увеличился в размерах и стал точь-в-точь как голгофский. Кармелиты немедленно возвели на горе церковь Чудесного Креста и попытались внести вновь проявленную святыню в храм, но при приближении к входу крест вновь увеличился в размерах, да так, что не проходил в дверь. Пришлось прорубать в стене новый портал. А 23 февраля 1619 года на кресте произошло явление Спасителя.
После запрета монашеских орденов в 1835 году церковь забросили, а реликвию 3 мая 1845 года перенесли в капеллу Кафедрального собора Се. Считается, что этот крест обладает исцеляющей силой.
В капелле Святой Анны хранятся реликвии пяти благословленных мучеников – иезуитских миссионеров, которых индусы зверски убили в 1583 году в Канколиме, когда монахи пытались установить крест в этом поселении и обратить в христианство подданных раджи Мугала.
В соборе находятся следующие часовни и алтари: часовня Девы Марии Добродетелей, часовня Святого Себастьяна, часовня Святого Причастия, часовня Девы Марии Жизни, алтарь Божией Матери, алтарь Богоматери и трех Добродетелей, алтарь Богоматери Надежды, алтарь Святого Петра, часовня Святой Долорес, алтарь Святой Анны, часовня Святого Духа, часовня Чудотворного Креста, часовни Святого Бернарда, часовня Святого Антония.
Вот некоторые из них:
Часовня Святого Бернарда
Часовня Святого Причастия
Часовня Девы Марии Жизни
Часовня Богоматери и трех Добродетелей
Часовня Святой Долорес
Алтарь Богоматери Надежды
Кафедральный собор Святой Екатерины или собор Се является ярким примером богатства и изобилия тех времен, когда на Гоа господствовали португальцы, и как памятник культуры в 1986 году включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.