Большинство жителей России проживает на территории Европы (в более обширной азиатской части РФ живет около 1/4 населения страны). Европа — это колыбель мировой культуры, совокупность достижений в науке, ремеслах, философии и искусстве и Римской империи, и варварских королевств и племенных союзов, занимавших европейские земли севернее Альп и восточнее Рейна. В Римской империи и в языческие, и в христианские времена женщина не имела никаких прав. Она считалась собственностью своего мужа, а до замужества — собственностью отца, а в случае его смерти, — старшего брата или другого старшего родственника-мужчины. Изнасилование женщины по римским законам каралось как порча чужого имущества. В варварских королевствах и объединениях племен все было не так.
Там женщина и мужчина имели равные права на детей и имущество; женщина сама решала, когда и за кого ей выходить замуж, а если выяснялось в ходе совместной жизни, что муж ее не устраивает, она могла с ним развестись и выйти за другого. Равные права порождали и равные обязанности. В варварских племенах, населявших дремучие леса Центральной, Северной и Восточной Европы, в случае нападения врага, женщины шли в бой наравне с мужчинами. Языческая религия варварских племен допускала многоженство, но при наличии у мужчины нескольких жен, все они имели с ним и между собой равные права.
Завоевание Римом европейских племен и народов и распространение из метрополии на завоеванные провинции христианства положило конец этому равноправию.
Также существовало равноправие мужчин и женщин и в древнеславянских племенах востока Европы. И также принятое древними славянами христианство положило этому равноправию конец на долгие века. Лишь в середине ХХ века в обиход европейских народов вошло слово "эмансипация" Ее результаты известны всем: около 45% европейских женщин зарабатывают больше мужчин и абсолютно не зависят от них. Мужчина из защитника, "каменной стены", "надежды и опоры" превратился в товарища по развлечениям и в биологический инструмент для продолжения рода.
В средневековой Московии и в Российской империи жизнь текла по принципу: "курица — не птица, женщина — не человек" И богатство, и знатность женщины также не спасали ее от произвола и насилия.
Есть в Старой Ладоге древний Успенский женский монастырь. Основан он настолько давно, что точную дату установить невозможно. Есть версия, что деревянный монастырь вокруг деревянной же церкви Успения Пресвятой Богородицы начал строиться еще в XI веке по желанию шведской принцессы Ингигерд — жены князя Ярослава Мудрого (это ее имя носит наш регион). По другой версии, монастырь вокруг церкви Успения основала другая шведская принцесса — Кристина, жена Мстислава Великого в 1114-1116 годах. Так или иначе, но в XII веке был построен каменный храм Успения Пресвятой Богородицы — самый северный из сохранившихся до наших дней храмов домонгольской Руси.
Вокруг него постепенно возник монастырь, который в этом году празднует свое 900-летие.
Остальные постройки монастыря относятся к XIX веку. Над ними работали такие мастера псевдорусского стиля и позднего классицизма, как А.Горностаев и К.Брандт.
В Крестовоздвиженской церкви верующие могут поклониться мощам преподобных Анны Кашинской, Серафима Саровского, Арсения Коневского и других святых.
Главный храм монастыря чудом уцелел в Смутное время, — остальные постройки были полностью уничтожены. После Столбовского мира (1617) монастырь был восстановлен.
В 1327 г в монастыре нашла приют Анна Кашинская — вдова князя Михаила Тверского, убитого в Орде, благодаря интригам московского князя Юрия. В то время шла ожесточенная война между Тверью и Москвой за великокняжеский престол, и было совсем не очевидно, какому из этих городов быть столицей будущей России. Сын Анны и Михаила князь Дмитрий Грозные Очи отомстил за отца и убил Юрия Московского, за что был казнен ханом Золотой Орды. В 1339 г в Орде был казнен другой сын Анны Александр и ее внук Федор Александрович. В 1367 г княгиня уехала в Кашин к своему сыну Василию Михайловичу и там, приняв схиму, скончалась. Но и после смерти ей не везло. В 1649 г на Поместном соборе РПЦ под председательством патриарха Никона Анна Кашинская была канонизирована. Но следующий патриарх Иоаким обнаружил икону, где Анна изображена крестящейся двумя перстами. А тогда Русская церковь переживала раскол и смягченный вариант Реформации, подобной европейской. В общем, в 1677 г Анну деканонизировали, что было неслыханным делом для Русской Православной церкви. Ее житие было предано анафеме. "Реабилитировали" Анну, — т.е. канонизировали повторно лишь в 1908 г с личного согласия императора Николая II
Царь-реформатор Петр I женился на Евдокии Лопухиной без любви, а лишь по настоянию матушки Натальи Кирилловны. Естественно, верность нелюбимой жене он никогда не хранил, развлекался с "боевыми подругами", а супруга ждала его в московских хоромах. В итоге при живой жене Петр Алексеевич завел себе вторую супругу — всем известную Марту Скавронскую. После дела царевича Алексея (сына Петра и Евдокии) у царя появился повод избавиться от надоевшей жены. И Евдокия Лопухина была заточена в монастырь в Старой Ладоге, ставшей к тому времени небольшим селом и давно утратившей былое значение. В подобном этому доме прожила Евдокия в монастыре с 1718 г до смерти своего великого супруга.
Овдовевшая императрица Екатерина I заточила Евдокию в Шлиссельбургскую крепость, где та просидела в камере до смерти императрицы. Лишь в 1727 г новый император Петр II освободил узницу и привез в Москву, где в царских почестях она и прожила последние годы, отойдя в мир иной в 1731 г вслед за царственным внуком.
"Мотала срок" в Успенском монастыре и первая жена "арапа Петра Великого" — Абрама Петровича Ганнибала Евдокия Диопер. Ее насильно выдали замуж за Ганнибала, и вскоре она изменила нелюбимому супругу с его учеником и, вроде, даже пыталась отравить мужа. Дело раскрылось. Ганнибал сам лично бил и допрашивал супругу, а затем ее заточили в Госпитальный двор. Там она протомилась в заключении 5 лет и после была сослана в Успенский монастырь в Старой Ладоге. Там она прожила до своей смерти в 1754 г.
Император Николай I заточил в Староладожский Успенский монастырь некоторых родственниц декабристов. А вот поэтесса второй половины XIX века Елизавета Шахова постриглась в Успенский монастырь добровольно.
Кому тюрьмой, а кому приютом в лихое время был древний Успенский монастырь, уже 900 лет стоящий на левом берегу Волхова и очень много и многих повидавший за свою долгую историю. И сейчас монастырь приглашает в свои стены послушниц и трудников, кому православная вера и размеренный монастырский быт смогут помочь в нелегкий период жизни.