Современный Стамбул – город мусульманский. Однако крепкие христианские корни, существовавшие здесь испокон веков, живы и сейчас. Христианское сердце современного города – древний греческий район Фенер, чьи кривые, спутанные улочки пестрой паутиной ползут вверх от Золотого Рога на верхушки городских холмов.
Вид на Фенер с Золотого Рога. В центре здание Греческого лицея для мальчиков. Справа от него небольшое круглое здание тёмно-красного цвета — церковь Марии Монгольской. Слева внизу видна длинная крыша над одним из зданий Вселенского Патриархата.
Фенер или (Фанар) – район древнего Константинополя, который получил название из-за установленной здесь колонны с факелом, которая служила маяком. Этот факел, который по-гречески называется знакомым нам словом «фонарь» (ср. греч. — φανάριον) и дал название всему району.
По преданию, Константинопольская Православная Церковь была основана апостолом Андреем Первозванным, который около 38 г. рукоположил своего ученика Стахия «во епископы града Византиона». Что касается официальных документов Константинопольского Патриархата, то они говорят о двойном происхождении кафедры — от апостолов Андрея Первозванного и Иоанна Богослова. После взятия Константинополя в 1453 г. султан Мехмед II помиловал тех греков, которые сдались на его милость. В дальнейшем, желая завоевать расположение греческой элиты и привлечь христианское население на свою сторону, Мехмед Завоеватель повелел восстановить Константинопольский патриархат и избрать патриарха, который в Османской империи официально считался главой православной общины.
При османах Патриархат несколько раз менял место пребывания, пока, наконец, не обосновался в Фенере. Благодаря этому Фенер постепенно превратился в место компактного проживания стамбульских христиан, в том числе уцелевших потомков древней византийской аристократии, а также стал главным христианским центром Османской империи.
Влиятельная и богатая греческая община, сложившаяся вокруг Патриархата, получила название фанариоты. Со временем среди фанариотов появилось много богатых торговцев, а также людей, сделавших неплохую карьеру при султанском дворе. С 1711 г. до Валашского восстания 1821 г. именно из фанариотов назначались господари (правители) Молдавии и Валахии. 1821 г. также является годом начала Греческой революции – вооружённой борьбы греческого народа за независимость от Османской империи, приведшей в 1832 г. к подписанию Константинопольского мирного договора, утвердившего независимость Греции.
Эти события послужили причиной весьма трагических событий для стамбульской христианской общины. Тогдашний Константинопольский патриарх Григорий V пытался оградить свою паству от гнева осман. Однако месть обрушилась на него самого. 10 апреля (22 апреля) 1821 г., в первый день Пасхи, сразу после служения литургии, патриарх был схвачен и казнен, а его тело вывесили на воротах патриархии. С тех пор эти ворота навеки закрыты, а войти в Патриархат можно только через боковой вход слева от главных ворот.
После этих трагических событий участие греков в политической жизни Османской империи и даже в торговле существенно усложнилось. Теперь сделать карьеру греку, не принявшему ислам, стало практически невозможно. Таким образом, старая византийская аристократия была полностью отодвинута на задний план. Однако в стране постепенно появилось новое поколение богатых и влиятельных греков, которые (по аналогии с новыми русскими) не могли похвастаться знатным происхождением, зато сумели приспособиться к новым условиям и нажили огромные состояния. При этом Патриарх продолжал оставаться главой православной общины и сохранял церковную и гражданскую юрисдикцию над всеми православными империи. Однако сама община постепенно сокращалась. Особенно трагическим для православных стал 1955 г., когда в ответ на взрыв во дворе турецкого консульства в Салониках по Турции прокатились антигреческие погромы. В Стамбуле в ходе беспорядков 6-7 сентября было разрушено и разграблено множество греческих домов и лавок, 73 православных церкви, два монастыря, на кладбище монастыря Балыклы были осквернены могилы Патриархов. Следующая волна миграции поднялась в 1974 г., из-за турецко-кипрского конфликта. Эти события привели к тому, что сейчас греков в Фенере практически нет. Но Патриархат сохранился. Он представляет собой комплекс из нескольких зданий XVIII-XX вв., обнесенных высоким, глухим забором.
Главный пункт для православных паломников здесь — Церковь Великомученика Георгия, впервые построенная в 1601 г., в том числе на деньги, полученные от русского царя Федора Иоанновича. Однако она много раз перестраивалась и церковь, которая стоит здесь сейчас, фактически относится к началу XVIII в., а последний капитальный ремонт проходи в храме в начале 1990-х гг. За несколько лет до этого Патриархат также обзавелся комплексом новых административных зданий.
Внутри храм Святого Георгия имеет классическое деление на притвор, собственно храм и алтарь. Убранство храма по-византийски роскошно. Резной иконостас выполнен из дерева и покрыт сусальным золотом. Он изготовлен в XVIII в. и сочетает в себе традиции Византии, итальянского Возрождения и Османского барокко. В алтаре находится синтронон начала V в.- мраморное кресло Патриарха. Его окружают 11 деревянных кресел меньшего размера. Еще один патриарший трон, который, как считается, принадлежал Константинопольскому Патриарху Иоанну Златоусту (398–404), находится перед алтарем. Он изготовлен из грецкого ореха, инкрустирован слоновой костью, жемчугом и имеет высоту 4 м. Здесь же можно увидеть пюпитр, который также называют пюпитром Иоанна Златоусту. Хотя на нем есть надпись, которая гласит, что пюпитр изготовили лишь в 1703 г., при Патриархе Гаврииле III. В храме также находятся мощи Иоанна Златоуста. Они хранятся у левой стены храма вместе с мощами еще двух святителей: Василия Великого и Григория Богослова.
В правом приделе храма находятся мощи трех святых жен: супруги императора Льва Мудрого Святой Императрицы Феофании, Святой Великомученицы Евфимии и Святой Соломонии. Ветхозаветная святая Соломония была матерью семерых братьев Маккавеев, которые в 166 г.до н.э. не подчинились греческому царю Антиоху Епифану, осквернившем Иерусалимский храм и заставлявшего иудеев есть свинину и приносить языческие жертвы. Вместе с их учителем, священником и законоучителем Елеазаром, все семь детей Соломинии один за одним приняли мученическую смерь у нее на глазах. Она мужественно наблюдала за смертью детей, а потом умерла сама.
Святая Евфимия жила в начале III в. в городе Халкидон. Тогдашний проконсул хотел заставить местных христиан принести жертвы языческому богу. Однако христиане упорствовали. В частности, Евфимия заявила проконсулу, что скорее он сможет перевернуть горы на земле и подвинуть звезды на небе, чем отторгнуть ее сердце от истинного Бога. Тогда проконсул приказал пытать юную красавицу, но она оставалась невредима и умерла только после того, как сама попросила об этом в молитве. Тогда медведица, которой пытались затравить Евфимию, нанесла её небольшую рану и девушка умерла. Однако после её смерти многие местные жители уверовали в Христа и приняли христианство. Серебряная рака мощей святой Евфимии Всехвальной прислана из России «От благочестивых русских жертвователей в дар Вселенской патриархии 1904».
В юго-восточном углу храма стоит одна из самых ценных христианских святынь — Столб бичевания Христа. Это часть колонны с остатками кольца, к которому был привязан Спаситель, а потом избит римскими солдатами во время страстей. Считается, что Столб был привезен в Константинополь из Иерусалима в 326 г. св. Еленой.
Также в храме можно увидеть три весьма почитаемые старинные иконы: мозаичную икону Пресвятой Богородицы Паммакаристос (Всеблаженной), XI в., икону св. Иоанна Предтечи и чудотворную икону Пресвятой Богородицы Фонеромени (Явленная) в серебряном и золотом окладе, подаренном Николаем II.
Патриархат и церковь Святого Георгия – сердце христианского Фенера, но есть тут и другие удивительные места, связанные с христианством. Вот эта лестница ведет вверх, где стоит Церковь Марии Монгольской, единственной во всем городе, в которой никогда не прекращались православные службы. А рядом с этой церковью стоит огромное и таинственное здание Греческого лице для мальчиков.
В целом же сейчас Фернер – это пестрая смесь всего на свете. Народ живет небогатый, очень много мигрантов и беженцев. Они занимают чудом дожившие до наших дней и успевшие как следует обветшать роскошные некогда особняки XVIII – XIX вв., а на улицах можно увидеть тот самый «аутентичный» Стамбул, который так любят фотографы. Недаром большинство фото-туров по Стамбулу проходят как раз здесь.
Фотогеничного здесь действительно много. И если вы хотите настоящего стамбульского колорита и ярких красок, вам, безусловно, сюда.
Местные кафешки – сплошное очарование. Хотя есть в них нужно с опаской. Даже в очень милых с виду местах можно нарваться на откровенную гадость.
Зато коты тут поголовно импозантные.
В общем, Фенер обязателен к посещению, даже если вы не имеете никакого отношения к христианству.
Информация о Соборе Святого Георгия (греч. Πατριαρχικὸς Ναὸς τοῦ Ἅγίου Γεωργίου στὸ Φανάρι, тур. Aya Yorgios Rum Kilisesi). Адрес: Sadrazam Ali Paşa Cad. 35, Fener Mah., тел. тел. (212) 531 96 70. Ежедневно с 9.00 до 17.00.