Всё, стамбульские впечатления почти исчерпаны. Осталось рассказать о последнем дне перед отлетом в Москву. Прощание с городом получилось у нас по-настоящему морским во всех смыслах этого слова и я окрестила его Днем всех оттенков бирюзы. Дойдя с утра до причала Эмененю мы с радостью обнаружили, что паромы к Черному морю ходят уже дважды в день, поэтому круиз по Босфору можно отложить на вторую половину дня, схватили программку круиза и пошли искать Военно-морской музей. На трамвай сели у вокзала Сиркеджи, конечной точки странствий легендарного Восточного экспресса, который помнит множество знаменитостей от королевских особ до звезд кино. Само знание совсем небольшое, внутри очень чисто и даже бродяги в парке какие-то полубогемные.
Из трамвая вышли задолго до нужной остановки в Топхане, т.к. хотели прогуляться. Не могу сказать, что места тут чрезвычайно живописные, но кое-что интересное по дороге всё-таки встречается. Например на высоком склоне стоит внушительное здание Пушечного двора (Tophane-i Amire ), построенного в 1453 г. и давшего название всему кварталу. Многочисленные купола придают ему некую легкомысленность. Однако здесь более 450 лет лили пушки для османской армии. До нашего времени дошли цеха, построенные значительно позже, в 1803 г., которые частично восстановили в 1950-е годы, а в 1998 г. передали Университету искусств Мимара Синана. Напротив как бы в противовес грубой мощи Пушечного двора прячется в цветах совсем нестамбульский по виду и абсолютно очаровательный павильон Топхане, построенный в 1850 г. англичанином Уильямом Д. Смитом по заказу султана Абдул-Меджида I для приемов почетных иностранных гостей, прибывающих в Стамбул морем. Сейчас павильон также принадлежит Университету Мимара Синана и используется для временных выставок. Чуть дальше стоит мечеть Топхане Нусретие, названная Махмудом II в честь подавления янычарского бунта (nusretiye – победная). Построенная в начале XIX в. Крикором Бельяном, эта мечеть является классическим примером османского барокко. В нашем случае великолепия мечети добавляли бушующие на окрестных клумбах тюльпаны, в которых она просто тонула. Если свернуть между мечетью и длинным серым зданием одного из турецких судовладельцев направо, то выйдешь к неприметному шлагбаум, за которым находится стамбульский Музей современного искусства. Размещается он на территории бывшей портовой зоны в здании отремонтированного склада. Из дополнительных приятностей здесь прекрасный вид на Босфор и бесплатный Wi-Fi в местном кафе. Еще дальше по улице находится зданием Морской администрации. В просвете за ним можно увидеть пришвартованные в порту огромные круизные лайнеры. А на другой стороне улицы – полная эклектика. Тут и современные банковские здания из стекла и бетона, и полуразрушенные халупы. В общем, Стамбул как он есть. Дальше начинаются учебные здания Университета Мимара Синана. К слову сказать, он основан в 1882 г. и считается старейшим государственным университетом изящных искусств в Турции. Во дворе можно рассмотреть много интересного, например, каменотесную мастерскую и вот такие скульптуры. За зданиями университета – очаровательный парк Фындыклы и одноименная мечеть второй половины XVI в., которую официально называют мечетью муллы Челеби. Здесь же толкутся продавцы футбольной символики клуба «Бешикташ». Сразу за мечетью — причал Кабаташ. Рядом конечная остановка трамвая Т1 и вход на нижнюю станцию фуникулёра, идущего на Таксим.За причалом стоит уже знакомые нам мечеть и дворец Долмабахче, а на другой стороне выглядывает из-за домов стадион Бешикташ. Дальше, как мы теперь понимаем, идти пешком смысла нет. На всем пути до причала Кабаташ с одной стороны будет поросший лесом холм, а с другой — высокая глухая стена дворца Долмабахче с единственным просветом в виде Султанских ворот. Про сам Морской музей я уже писала, повторяться смысла нет.![](/static/_cmn/spacer.gif)