Фестиваль «Золотой Сетуан» отличается от всех прочих слётов. Основное действо проходит в удалённом месте. От Москвы до Ванино по прямой 8800 километров. Ванино, Советская Гавань, посёлок Лососина, посёлок Заветы Ильича и соседние поселения создают агломерацию длиной около 80 километров на восточной окраине Союза. Этакий островок цивилизации. А дорогу в Большой Мир, через Лидогу, построили только лет семь назад – эта дорога Ванино-Лидога имеет 350 километров и ни одного населённейшего пункта. Внутри эта агломерация делится на два района: Ванинский район отдельно, Советско-гаванский район отдельно. На границе этих районов грунтовая дорога уходит в лес. Там находится некий молодёжный центр «Западный» (западность его, конечно, весьма условна) – старый пансионат, или бывшая воинская часть, окружённая лесом. Есть и маленький посёлочек вокруг, без единого магазина. Летом МЦ «Западный» используется как пионерлагерь, а в сентябре его территория отводится под фестиваль.
Прибыли в это лесное место, среди деревьев старое здание этого молодёжного центра, вошли, внесли по 600 рублей вступительного взноса и получили талоны на еду. Наличие взноса полезно отвадило от фестиваля всех левых людей, а еды было действительно много, и кормили до четырёх раз в день, блюд было достаточно. В санатории поселились в больших комнатах, в каждой по двадцать кроватей; народ из разных городов – Комсомольск, Владивосток, Артём, Дальнегорск, Хабаровск, Южно-Сахалинск, и почти все барды, или взрослые уже известные, или молодёжь – начинающие. Человек десять были ребята из Совгавани и из Ванино, возрастом 12-17 лет – видимо, там есть свои клубы авторской песни.
Концерты проходили следующим способом. Каждый день были выступления в самом санатории. Там собиралось несколько десятков человек, в небольшом зале. Там было и открытие фестиваля. Приехал мэр Советской Гавани и какие-то другие чиновники. Все присутствующие в пятницу и субботу организованно вывозились на большие публичные концерты. В пятницу – в послёлок Заветы Ильича, где все выступали на концертной площадке среди тёмного осеннего вечернего парка – а жители, заветинцы или заветоильичёвцы, как их назвать? – стояли вокруг этой площадки. А поодаль на асфальтовом поддоне горел большой костёр, охраняемый пожарной машиной. Видимо, по инструкции бардовский концерт должен сопровождаться костром, вот его и зажгли, но в отдалении.
А в субботу нас всех повезли на автобусах в Советскую Гавань, где наше выступление совпало с празднованием 158-летия города. Фестиваль специально совпадал. Там на сцене выступали всякие певцы, и потом всех нас пригласили на сцену. В результате выступающих стало почти столько же, сколько и слушателей. А пели мы хором со сцены гимн Золотого Сетуана, который столько раз все пели, что уже выучили наизусть: «Я возьму с собой гитару / на обрыв, на Сетуан, / напою мотив свой старый, / средь берёз, как средь путан, / подпоют мне в этом звёзды, / и чего-то там ещё, / осень, на душе сны, осень, …» Пример того, как очень простые слова, повторенные сто раз, становятся сакральной мантрой и потом крутятся в голове. А кроме гимна Сетуана, мы исполняли классические песни Визбора и Митяева, а кто не знал – рот открывал. Такое хоровое исполнение. Получается, как бы, так: внутри, для себя, интересные песни свои, и высокого качества, а на непритязательную публику во всяких Заветах Ильича – популярные песни хором.
Кроме певцов, на фестивале были байкеры – мотоциклисты местного клуба. Я, спустясь со сцены, думал, как бы поторговать книгами: неясно было. Коробка с книгами была при мне, но народ вокруг бродил, да и капало что-то с небес. Уселся просто перед сценой на скамейку, открыл коробку, и моя борода привлекла совгаванцев, стали покупать книги.
Многие подходили познакомиться.
Позже бард-караван поехал ещё и в Ванино. Там был большой концерт в местном главном ДК. Старинный красивый помпезный ДК сталинской архитектуры. Там на сцене выступали только мэтры – Сергей Хан с Сахалина и другие известные барды. Набежал полный зал народу из Ванино, а я торговал книгами в большом пустынном и полутёмном фойе.
Три дня фестиваля прошли быстро и интересно. Средний уровень песен был очень хороший, лучше чем на других посещённых мной на Дальнем Востоке. Кроме детского концерта, остальные были интересные. И концерт юмора был тоже прикольный, реально было смешно, и выступало не меньше двадцати команд – то есть практически все присутствующие выступали друг перед другом. Ни одного левого человека, и ни одного алкоголика!
Во дворе обнаружился турник, куда я ходил, соблазняя и молодёжь. С некоторыми мы боролись, с переменным успехом. Наконец меня хорошо помяли молодые совгаванские барды. Один из них, шестнадцалетний школьник весом аж 86 килограммов, был ростом больше меня и оказался очень хватким. Так что в результате «Сетуана» я стал изрядно уставшим. Книги же продавались автоматически: я разложил их в фойе на столиках, снабдив ценниками; желающие приобрести что-либо брали книги сами и потом находили меня с деньгами. Ни одна книга не была украдена, а «Практики» и «Вопросы» продавались мной уже по 40 рублей (во Владивостоке было 30).
Наконец в воскресенье настал срок завершать фестивальную жизнь, и я отправился автостопом в Ванино, в порт. И вот повезло – через полчаса уже подходил сахалинский паром. Оплатив 750 рублей, я стал обладателем билета (желая поддержать редкое в России, уже почти вымершее, пароходное сообщение). На одном со мной пароходе оказались сахалинские барды – Сергей Хан и другие. С.Хану, оказвается, уже больше 50 лет, а он хорошо сохранился. Все похваляли фестиваль, подтверждая наблюдение о том, что это самый лучший, как бы итоговый фестиваль в регионе.
Проходит он каждую осень. Точные даты можно найти всегда в Интернете. Приезжайте, не пожалеете, особенно если сами будете в этих краях (плюс-минус 2000 км -- это для Дальнего Востока "недалеко")!