Когда смотришь на Олимпийский парк в Сириусе (посёлок Сириус образован в 2020 году путём выделения территории Имеретинской низменности из состава Адлерского района города-курорта Сочи и Олимпийский стадион, оставаясь на прежнем месте, тем не менее переехал в другой населённый пункт),
то трудно представить, что чуть более ста лет назад здесь были непролазные леса, жуткие топи и малярийные болота, а в начале XXI здесь располагался посёлок Марлинский, состоящий в большинстве своём из одноэтажных ветхих домишек.Посёлок был основан в 1911 году казаками-некрасовцами, которые прибыли морским путем из Турции 27 мая 1911 года.
Трагическая история была у прибывших в здешние места.
Практически как в песне «Я в весеннем лесу пил берёзовый сок» из кинофильма «Судьба резидента», которую исполнил Михаил Ножкин, сыгравший в фильме роль молодого советского разведчика Павла Синицына, скрывшегося под маской уголовника Бекаса».
«И носило меня, как осенний листок.
Я менял имена, я менял города».
Некрасовцы — потомки донских и хопёрских казаков, которые, после подавления Булавинского восстания, ушли с Дона в сентябре 1708 года вместе с семьями за пределы Российского государства. Имя получили в честь своего лидера Игната Фёдоровича Некрасова (ок. 1660–1737) — донского атамана, одного из активных участников Булавинского восстания и правой рукой самого Кондратия Афанасьевича Булавина.
Интересно, что определенную роль в эмиграции некрасовцев сыграл город Саратов.
Из письма полковника И. И. Тевяшева князю В. В. Долгорукову о действиях отрядов булавинцев от З0 июня 1708 года: «…А Игнат Некрасов ходил в поход за калмыки и дошёл их к Саратову городу. А с Ыгнатом было силы пол-3 тысячи. И они калмыки его Игната войска побили 300, а много поранили. И они вернулись.»
Калмыки еще до встречи с Петром Первым в Саратове, сотрудничали с российскими властями, а сражении под Белиным, происшедшим 22 сентября 1708 года во время Северной войны, калмыцкая конница разгромила шведскую, считавшуюся тогда непобедимой в Европе, а сам Карл XII, раненый в ногу, чудом спасся от плена.
За несколько столетий скитания по чужим землям некрасовцы жили сначала на Средней Кубани, под рукой крымского хана. Затем перебрались в Бессарабию и Болгарию, но по мере освобождения территории уходили всё дальше и дальше вглубь турецкой территории, пока большая часть их не осела на азиатском побережье Турции.
Некрасовцев турки называли «игнат-казаки» — по имени основателя общины, «кара-игнат» — поскольку они всегда носили черные кафтаны, или «ин`ат-казаки» — «упрямые казаки».
Хотя Некрасов завещал своим последователям «При царях в Россию не возвращаться», постепенно то одна группа некрасовцев, то друг за другом стали возвращаться в пределы Российской империи.
Для нашей группы некрасовцев отправным пунктом, двинувших их путь из Турции, стал указ Николая II «Об укреплении начал веротерпимости», подписанный 17 (30) апреля 1905 года.
Между 1911 и 1915 годом был построен молельный дом, который закрыли, а затем сожгли в 1937 году.
Когда было принято решение о проведении Олимпиады в Сочи, то на мечте Марлинского было решено разместить многие спортивные объекты. Мнения людей никто не спрашивал. Ну если с жильём вопрос более-менее решался, то планируемый снос кладбища возмутил людей. Люди чуть ли не грудью встали на его защиту.
В результате в 50 метрах от стадиона «Фишт» и в 100 метрах от Олимпийского огня находится кладбище, скромно огороженное оградой
и укрытое от лишних взоров деревьями.Вход на территорию кладбища со стороны противоположной стадиону «Фишт».
Когда я искал этот вход, но ряд продавцов с подозрением смотрели на меня и, судя, по их разговору кладбище открыто не постоянно.
Правда оно уже не только старообрядческое, став муниципальным кладбищем Сочи. Между могил растут деревья и кустарники.
Кресты на могилах не похожи на мощные кресты на старообрядческом кладбище в Саратове Старообрядческое кладбище зимой : turbinatravels.com/guide/Saratov-Rossiya-88628/Foto/Staroobryadtcheskoe-kladbitstche-zimoy-60120/.
Староверы Имеретинской долины обычно устанавливали деревянные кресты, которые гнили, после чего их закапывали в землю.
Поэтому старинных крестов и захоронений я не нашел,может плохо всматривался.
По кладбищу бродила девушка, которая тоже ничего подобного не нашла.
Зато увидел я много современных памятников.
Оглянувшись назад, я отправился на поиски села Некрасовского, куда переехали староверы из Марлинского.
Тоже им пришлось посражаться за место для переселения, староверов хотели отправить в горы, поближе к обезьяньему питомнику.Когда вышел на Олимпийский проспект, то увидел впереди купол.
Это был новый храм в селе Некрасовском.Храм Успения Пресвятой Богородицы располагается между улицами Старообрядческой и Общинной (адрес: село Некрасовское, улица Общинная,1).
На этой фотографии справа видна часть улицы Общинной,
а так выглядит храм со стороны улицы Общинной.
Улица Старообрядческая выглядит так.
Я потом возвращался в Адлер на каком-то хитром автобусе, он поехал через село Весёлое и я полностью по улице Старообрядческой проехал.
У староверов всегда было много ограничений, поэтому стенд возле храма ничуть не удивил.
При переселении староверы предложили эти улицы так назвать, было еще предложение по параллельной улице, куда я не дошёл. Ей хотели дать имя Победы, но такая улица существовала в Сочи в результате её назвали улица 65-летия Победы.
До сих пор храм огорожен забором, непонятно останется он или ограду уберут.
Пока храм строился, с различными претензиями к нему, даже строительство на некоторое время было приостановлено, то для служб использовалась небольшая часовня рядом с храмом.
В Саратове часто также поступают.
На входом у часовни.
Ничего примечательного в коттеджном посёлке нет, хотя дома добротные. Правда староверов в нём лишь около трети. Остальные — переселенцы из различных районов Сочи, где шло строительство к Олимпиаде.