Интересуясь Португалией, о Синтре и её сказочных дворцах не слышал разве что глухой. Одним из прекрасных творений в этой россыпи достопримечательностей по праву считается Кинта да Регалейра (порт. Quinta da Regaleira).
Дворцово-парковый комплекс в 1995 году включен в состав объектов Всемирного наследия «Культурного ландшафта Синтры». В разное время земли эти принадлежали разным людям, в конце прошлого столетия Горсовет смог выкупить имение у бывших владельцев и теперь это собственность города.
В здании бывшей конюшни, недавно отреставрированной, теперь открыта мультимедийная аудитория, кассы и сувенирная лавка.
Отсюда и начинается все самое интересное.
Не буду слишком акцентировать внимание на исторических деталях оформления парка (об этом пишут все побывавшие там), к тому же многие подробности, к великому сожалению, так и остались вне поля зрения, а, следовательно, за кадром. Лучше просто погуляем по парку, одновременно созерцая, удивляясь, наслаждаясь и умиляясь гармонии чуда, сотворенного руками, и дикой природы, ведь как гласит испанская пословица «В саду растет много такого, чего не сажал садовник».
Даже изучение схемы комплекса требует времени (которого (увы!) всегда и не хватает), что уж говорить о разгадке мистических символов и тайн масонских посланий. Разветвленная сеть тоннелей, ведущая за пределы Синтры, каждый грот, пещера или беседка, лабиринт или колодец — это загадки, над которыми до сих пор ломают головы многие ученые мужи. Но не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что каждая деталь парка продумана до мелочей и занимает строго определенное место. Здесь все не случайно и подчинено какой-то зависимости. Я уж не говорю о строениях на его территории.
Получив заветный билетик, сразу попадаешь в раскрытые объятия сада.
Осваивать мимоходом, гуляя по паркам бегом – дело не благодарное, впрочем, как и слушать о красотах, стоя за оградой. Хочется впитать в себя всю прелесть каждого цветочка, деревца, клумбы, скульптур и необычных строений, сфотографировать каждый уголок и наслаждаться каждым мгновением, проведенным в столь чудесном месте.
Но организаторы тура раскроили время по своему, а посему пришлось взять ноги в руки и дивиться красотами на полном ходу. В общем, как бы ни хотелось сказать «Остановись мгновенье!», поспешать-таки пришлось.
Парк виллы многоярусный, живописными террасами спускающийся с холма. Природная растительность перемежается с облагороженными участками.
Пересекающиеся тропинки соединяют в единое целое все архитектурные капризы идейного вдохновителя и бывшего владельца имения:
резные каменные скамейки
и затейливые беседки,
винтовые лестницы и тупиковые спуски,
гроты с пещерами (символизирующими свет и тьму, воскрешение и смерть),
каналы с озерами и водопадами, фонтаны,
вазоны и необычные скульптуры, окруженные пышной зеленью парка.
Планировка и каждый компонент парка скрывают символы масонского братства или Ордена тамплиеров, розенкрейцеров и средневековых алхимиков. Культовые знаки различных религий подчинены философскому замыслу. И впрямь, в атмосфере парке есть какое-то ощущение таинственной загадочности. К слову сказать, усадьба расположена на хребте, который слыл культовой обителью древних предков, так что само расположение виллы базируется на мистике.
Даже растения здесь не случайны и появились не вдруг, многие привезены специально из Бразилии. Здесь черпал вдохновение Камоэнс, едва ли не каждый вид растений из флористической коллекции упоминая потом в своих произведениях.
Идеи эксцентричного магната из Рио-де-Жанейро António Augusto Carvalho Monteiro, выкупившего в 1892 году имение у баронессы Регалейра (именем которой и названа вилла), было поручено реализовать итальянскому архитектору, художнику и декоратору (известному по работам в Ла Скала и лиссабонском São Carlos), студенческому другу Луиджи Манини, взгляды на эстетику которого, видимо, совпадали с воззрениями хозяина. В фантазиях бразильского коллекционера и филантропа это должен был быть «райский сад», отражающий его мироощущения, удивляющий и поражающий всякого. Что ж, любой каприз за ваши деньги, как говорится. Мечтатель и меценат с неограниченными финансовыми возможностями и творец. Созданный им земной Эдем на 4 га земли, воплотивший в себе романский стиль, готику, ренессанс и мануэлино, получился роскошным и загадочным, романтичным и диковинным одновременно. В нем есть рай, ад и чистилище, он полон тайн и волшебства.
Хотя начало истории поместья на окраине Синтры относится к 1697 году, нынешний вид оно приобрело при Антониу Монтейру по прозвищу «Миллионщик». Монополия на торговлю кофе и драгоценные камни обеспечили ему огромное состояние. Выпускник юрфака университета Коимбры, человек высокообразованный, разносторонний и увлекающийся, он даже собрал уникальную коллекцию бабочек, и основание зоопарка в столице – тоже дело его рук.
Вхожий в королевское окружение, Монтейру часто бывал в летней монаршей резиденции во дворце Пена. Чарующая красота этих мест и побудила его построить виллу с парком поблизости, чтобы можно было принимать у себя членов королевского дома и представителей знати. Да и местный ландшафт идеально подходил для его замыслов.
Рождение парка происходило на закате существования португальской монархии. Строительство началось в 1898-м, к 1910 большинство проектов было реализовано, а еще через 2 года благоустройство сада полностью завершилось.
Любопытная подробность (со слов гида): для владельца Кинты да Регалейра сделали даже специальный ключ, который подходил бы одновременно к дворцу в Синтре и семейному склепу в Лиссабоне (где он и упокоился).
Ступая по извилистым дорожкам, от ада ли к раю или от неба к преисподней, где в каждом повороте заложен определенный смысл, будто петляем по лабиринтам жизни в поисках истины. «Здесь встречаются небеса и земля и сливаются друг с другом в осязаемой реальности, которая царит над Красотой, Архитектурой и Музыкой».
В тени не чувствуется жары, ветер с Атлантики и кроны деревьев создают прохладу, гулять здесь одно удовольствие. «В саду отдыхают все пять чувств сразу», — как говорила Ханна Район. А вот туристов здесь хватает. Парк манит красотой и ароматами, и уходить отсюда совсем не хочется.
Так же и бывший владелец жил здесь в своем мире и любовался своим фантазийным садом, разводил орхидеи и почти не выезжал в свет. Да и как им было не любоваться, ведь «не бывает двух одинаковых садов и даже двух одинаковых дней в одном и том же саду…». Но всего 8 лет продлилась эта идиллия.
В парке, недалеко от дворца, привлек внимание шпиль, пронзивший зеленые кроны.
Это римско-католическая часовня.
В интерьере — лепнина, витражи и фрески с изображениями святых.
С ложи напротив витражного окна мог выступить любой истинно верующий, вне зависимости от религии. На полу — армиллярная сфера, символизирующая завоевания Португалии в эпоху великих географических открытий (это один из основных элементов герба Португалии), и эмблема Ордена Христа, заключённая в пентаграмму.
Для справки: после упразднения в 1312 году Ордена тамплиеров по всей Европе на них начались повальные гонения с истреблением «храмовников», некоторые из членов братства с позволения короля Диниша I осели в Португалии под эгидой Ордена Христа и преспокойно продолжили свое существование.
Справа от часовни (как выяснилось позже, а потому, не заметив, мы в него и не попали) потайной вход к винтовой лестнице, ступени которой уносят в недра земли к верхнему ярусу Колодца посвящения. Спираль галереи уходит вниз на 30-метровую глубину. В её чреве 9 уровней символизируют 9 кругов ада, чистилище и рай. На дне знак искупления — крест тамплиеров, вписанный в 8-конечную звезду — герб Монтейру, а на стене – «сияющий треугольник» (один из символов масонства). Перед посвящением в масоны каждый испытуемый, вероятно, должен был пройти по пути перерождения, самопознания и очищения, и, отринув невежество, выйти просветленным. Оказывается, что все подземные ходы в парке – это что-то вроде пути из преисподней в мир света, блуждания в подсознании к познанию собственной души. Когда и зачем это сделано точно неизвестно. Как, впрочем, и то, был ли Карвалью Монтейру масоном или членом какого-то другого тайного ордена. Тайна сия и ныне покрыта мраком.
В парке немало башен и башенок, каждая из которых что-то символизирует.
Вот еще одно интересное место — Fonte da Regaleira. Трон для мастера
(сидя на котором каждый желает сфотографироваться, так что очередь сюда бесконечна),
по обеим сторонам каменные скамьи, перед ним стол, напротив фонтан с именным гербом Монтейру, на создание которого автора вдохновило «Рождение Венеры» Боттичелли. Ракушка символизирует плодородие и изобилие.
Как знать? Может быть, когда-то здесь заседали масоны?
Лестница с небольшой беседкой, ведущая из дворца, спускается прямо на аллею богов со статуями Фортуны, Орфея, Венеры, Флоры, Цереры, Пана, Диониса, Вулкана и Гермеса.
Тяга ли к красоте или отголоски бывшей во времена первого португальского короля профессии «monteiro», люди которой следили за охотничьими угодьями, а «monteiro mor» обязаны были организовывать королевскую охоту, породили мысль о создании этого чуда.
Но без преувеличения можно сказать, что дворцово-парковый комплекс Кинта да Регалейра – это нечто! Недаром же кто-то из знати, гостивший на вилле, очарованный поместьем, воскликнул (да и сегодня это может сделать каждый посетитель) «поистине царственный вид» (с лат. Regal — царственный).
Что тут добавить? Это действительно так. Хочется снова вернуться туда и досмотреть то, что осталось неузнанным. Перевернутую башню — Колодец инициации, Портал Хранителей с башнями, тритонами и раковинами, всю сеть запутанных тоннелей с конечным этапом Lago da Cascata, где надо пройти «по воде» (по камням над водой). Грот со скамьей с числом 515 и статуей Биатриче. И Леду с голубем в руке и Зевсом, обращенным лебедем, в Gruta da Leda. И павильон Ибиса или египетский домик с его мозаичным изображением. И башню Torre da Regaleira, с которой открывается замечательный вид на замок Мавров, королевский дворец Пена и Синтру.
Но даже то, что посчастливилось увидеть галопом по парку, восхищает и радует душу. Ведь подобное видишь не часто, а красоты много не бывает.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.