В экскурсионных поездках вопрос времени стоит остро всегда. Но приехать в Синтру за тысячи километров от дома и не посмотреть Королевский дворец – нонсенс. До отъезда в Лиссабон оставалось минут 40 и потратить их я решила с максимальной пользой. На достопримечательности что в отдалении рассчитывать было бы совсем глупо, надо было успеть посмотреть хоть дворец, что оказался ближе всего – Королевский.
В кассе меня предупредили о времени до закрытия и спросили: «Успеете?» А как не успеть, если автобус ждать не будет, конечно, успею.
Благо посетителей во дворце практически уже не было, фотографировать и смотреть ничто не мешало.
За залом зал оставались запечатленными в памяти (моей и на цифре). Интерьеры, обстановка,
уютные светлые внутренние дворики,
фонтаны (пусть уже и не работающие).
Даже живописный вид из окон радовал глаз.
Королевский дворец, он же Национальный (порт. Palácio Nacional de Sintra), который между собой еще называют Деревенским дворцом (Palácio da Vila) – главная и достаточно разрекламированная достопримечательность Синтры. Это один из основных туристических объектов региона, входящий наряду с 2 другими дворцами города в Культурный ландшафт Синтры, включенный в 1995 году в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО под № 723. Особенно узнаваемы 2 его белые конусообразные трубы-близняшки, служащие ориентиром к Дворцу города и являющиеся его символом.
Он находится в центре старого города. Внешне белое и довольно внушительное по габаритам королевское жилище выглядит вовсе не презентабельно, но такая обезоруживающая непритязательность, почти скромность первых лиц королевства сомнительна. Да и о богатом убранстве резиденции слышать приходилось. Вот и захотелось убедиться, так ли уж простые внешние формы дворца соответствуют богатому содержанию его покоев.
История строения началась, страшно сказать, тысячелетие назад, во времена завоеваний Пиренейского полуострова арабами. В X веке здесь было всего 2 замка: городская резиденция мавританских правителей у подножия горы и укрепленный замок Мавров на возвышенности (зубчатые стены его и сегодня видны с террасы дворца и с дворцовой площади).
Спустя 2 века Афонсу I, захватив эти земли, объявил дворец собственностью короля. В последующие 2 столетия он не претерпел сколько-нибудь значимых изменений. В XIV веке при Динише I, который счел дворец для королевской семьи тесноватым, началось его расширение с пристройки Капеллы (из сохранившихся строений она считается самой древней, воздвигнутые при маврах и во времена первых королей Португалии сооружения, увы, не сохранились).
Декорировали её уже при другом короле — Мануэле I, прозванным современниками Счастливым. Красивый внешне он был и прекрасным хозяином блестящего двора, которому умел придать изящество и изысканность.
Хоть это не первое, что я увидела во дворце, тем не менее, вот она капелла Палатина. В течение XV века часовня переделывалась и не раз. Керамические изразцы с голубями украсили стены, пол был выложен уникальным ковром из плитки, а роскошный резной потолок в мавританском стиле просто завораживает. По сравнению со скромной алтарной частью декор королевской часовни впечатляет.
С течением времени дворцовый ансамбль рос и расширялся. Большинство уцелевших построек вокруг центрального двора (само здание дворца с арочным фасадом и окнами в стиле мануэлино, 2 дымохода и множество комнат) создано при Жуане I Добром, развернувшим здесь в 1415 году масштабное строительство. Самые яркие из них Зал Сорок, Лебединый и Арабский зал.
Лебединый зал (Sala dos Cisnes) обязан своим названием птицам на потолке с перевернутыми коронами на шеях.
При Доне Мануэле I его еще именовали Залом Инфантов. Кроме членов монарших семей зал вмещал в себя множество приглашенных во время королевских приемов и торжеств. Он считается самым большим залом дворца, вот такая столовая или банкетный зал для избранных.
Еще один интересный зал тоже с птичьим названием — Зал сорок (Sala das Pegas).
Причиной тому одна байка (за истинность которой пусть отвечают её создатели). Однажды Жуан I был застукан дражайшей супругой Филиппой Ланкастерской в пикантной ситуации с придворной красоткой, фрейлиной из свиты королевы (что у королей были фаворитки – не новость). По двору и за его пределами как сорочья трескотня поползли слухи, и не без основания. Король же решил эту проблему творчески и с иронией. Он повелел расписать комнату таким количеством сорок (уверяют, что их там ровно 136),
сколько при дворе было женщин. Да в клюв каждой птахи поместить эмблему с девизом Жуана I «Во благо» (por bem) и розу, символ королевской семьи супруги. Такой немой укор всем болтушкам за ничего не значащий поцелуй.
Арабский (или Мавританский) зал (Sala dos Árabes, Sala Moura) – это личные покои короля. Комната отделана великолепными керамическими изразцами XIV-XV веков (рядом бывшая гардеробная с русалками на потолке).
Просторный зал с камином и резной мебелью.
В XVII веке эта комната для беспечного кутилы Афонсу VI, пустившегося во все тяжкие и забросившего государственные дела, стала тюрьмой, так как поведение, не достойное короля, вызвало бурю негодования во всех слоях общества. Просидев взаперти 9 лет, в состоянии полнейшей апатии там он и скончался. Его призрак, поговаривают, до сих пор бродит ночами по залам и галереям, заглядывая во все закоулки бывшего дома и не находя покоя.
Дворцу, как и любому жилищу без кухни не обойтись. И она там внушительная, впечатляет размерами, печами, вертелами, под которыми огонь разжигали прямо на каменном полу, начищенной до блеска медной посудой.
Там предусмотрен и водопровод (вода в кухню поступала с горы), а дымоход — 2 конусообразные трубы по 33 м высотой обеспечивали прекрасную вытяжку и вентиляцию.
Все функционирует, здесь до сих пор обслуживают официальные банкеты.
Кухня огромная, это правда, но ведь и народу, когда-то проживающему во дворце, хватало, и всех надо было кормить, да не как-нибудь, а по-королевски. Вероятно, целый штат поваров и поварят трудились тут, не покладая рук, над сотворением изысканных яств, да так, что дым стоял коромыслом.
Кухня на некотором удалении от прочих залов (первоначально она вообще находилась отдельно от дворца), чтобы риск пожаров был сведен к нулю.
Но самым-самым из всех залов дворца без преувеличения можно назвать Гербовый зал. Его еще именуют геральдическим или оружейным.
На деревянном куполе потолка красуются благородные олени с королевскими гербами и гербами знатнейших родов Португалии. Всего их 72 (по другим источникам 74).
Этот зал появился при Мануэле I в эпоху великих географических открытий. При этом монархе роскошный стиль мануэлино достиг небывалого расцвета, а архитектурная отделка, пропитанная восточным колоритом, с использованием мозаичной керамической плитки в стиле мудехар (коллекция редких образцов, хранящаяся во дворце, и сегодня одна из важнейших в стране) придала новому ренессансному крылу необычный и неповторимый облик.
И правда, севильские изразцы на стенах с изображением сцен из жизни аристократии — это верх совершенства. От такой роскоши на мгновение даже оторопь берет.
Зал, появившийся на рубеже XV-XVI веков, с окнами, смотрящими на океан, стал главным залом королевской резиденции.
Китайская комната — бывшие покои короля Жуана I до начала большой строительной компании. Из обстановки в ней ширма, за которую скромно спряталась девушка-смотритель, чтобы не мешать посетителям, фарфоровые вазы
и пагода из слоновой кости.
Зал «Галеон» назван так, вероятнее всего, из-за сюжета на потолке.
На стенах портреты членов королевских фамилий,
предметы быта под стеклом.
Минуя внутренние дворики,
можно выйти на террасы (если есть время). Там ярко, зелено и тихо.
Результатом всех перестроек стал необычный дворец, вобравший в себя все лучшее от мавританского стиля, готики и мануэлино.
Знаменитое землетрясение 1755 года, прокатившееся по Португалии, и здесь сделало свое черное дело. Но, к счастью, дворцовый ансамбль был восстановлен в прежнем виде, а в 1910 году с момента основания Республики он объявлен национальным памятником.
В 1940 году была предпринята реставрация дворца по проекту архитектора Рауля Лино. В нем вновь появилась старинная мебель, панно из плитки, гобелены, люстры, вазы, картины, вернувшие резиденции былой шарм.
Теперь он принадлежит государству и используется как музей.
Сохранность средневекового дворца, излюбленной летней резиденции монарших семей, многие объясняют относительно постоянной заселенностью. С XV по XIX век, когда Синтра вновь стала привлекательной для аристократии, во дворце более-менее продолжительно или наездами, но всегда кто-то жил. И каждый старался привнести что-то новое в декор, а во времена правления Дуарте I по прозвищу Красноречивый было сделано даже подробное описание дворца, которое оказалось неоценимым в реконструкции дворца и воссоздании хронологии его строительства.
Дворец был немым свидетелем рождения и смерти особ голубых кровей, королевских свадеб и заточения, пышных празднеств по случаю приемов иностранных делегаций и известий об открытии новых земель. Он «жив» и сегодня, принимая в своих стенах посетителей – гостей со всего света. А хозяева, каждый оставшись в своем времени, будто незримо присутствуют здесь.
Музей посмотрела, минута в минуту прибежала к автобусу, оставалось с облегчением выдохнуть «Успела!». И пусть мои впечатления стали ценой пробежки, зато увидела максимум, на что хватило времени. Ура!