ХРАМ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ НА ОЛЬШАНСКОМ КЛАДБИЩЕ
Ольшанское кладбище, одно из крупнейших в Праге. Его кладбища напоминает о старом поселении Олышаны, известном с XIV века. В 1697 г. владельцы имения продали городу часть своих земель, чтобы хоронить здесь умерших от чумы. Когда в 1787 г. император Иосиф II запретил захоронения при костелах в черте города, пригородное Ольшанское кладбище, по решению городских властей, стало центральным для всей правобережной части Праги.
Благодаря хлопотам настоятеля церкви свт. Николая на Староместской площади прот. Николая Рыжкова в 1905 г. городские власти выделили на кладбище участок под нужды православных. В следующем году с упраздненного Карлинского военного кладбища сюда были перенесены останки 45-ти русских офицеров, умерших в Праге “от полученных ими ран в сражении под Дрезденом и Кульмом в августе месяце 1813 года”. 7 мая 1906 года сюда был также перенесен и торжественно открыт отреставрированный памятник павшим. В следую-щем году на кладбище была “проектирована постройка часовни-церкви, на каковую настоятелем о. Рыжковым собираются средства, а пражская городская дума предложила бесплатно свои архитектурные силы”. Однако этот замысел осуществить не удалось.
После образования независимой Чехословацкой республики в Прагу хлынул поток эмигрантов из охваченной гражданской войной России. Далеко не всем приехавшим была уготована долгая жизнь на чужбине. Старый участок быстро заполнился. В 1923 и 1927 го-дах были отведены новые земли. Выходцы из России создали “Братство для погребения православных русских граждан и для охраны и содержания в порядке их могил в Чехослова-кии”, более известное под названием “Успенское братство”. Православная часовня стала особенно необходима после того, как в 1921 г. помещение, в котором отпевали православных, было переоборудовано в зал для гражданских панихид.
Инициативу взяло на себя “Успенское братство”. Огромную помощь оказали премьер-министр первого чехословацкого правительства Карел Крамарж и его русская супруга Надежда Николаевна, урожденная Хлудова. Помимо крупного личного дара, Крамарж организовал сбор почти четырех пятых всех необходимых средств. В результате вместо скромной кладбищенской часовни Прага украсилась небольшим, но монументальным и выразитель-ным православным храмом. Значительный вклад от имени братского сербского народа внес протоиерей М. Црвчанин, королевский инспектор воинских могил, который обеспечил де-нежную помощь своего правительства.
11 сентября 1924 года епископом Сергием (Королевым) была произведена закладка храма. Проект безвозмездно составил профессор В.А.Брандт при помощи студентов-архитекторов Н П.Пашковского и барона С. Г. Клодта. По замыслу авторов, храм должен был стать памятником русской благодарности и славянской взаимности на чешской земле, а также мемориалом всем русским людям, скончавшимся на чужбине. Стройное, квадратное в плане (8,2 х 8,2 м) здание с полукруглой апсидой имеет высоту около 22 метров. При разработке проекта авторы опирались на образцы новгородской и псковской древнерусской архитектуры.
Административно-техническую часть строительства безвозмездно приняли на себя инженеры А.М.Миркович, С.А.Величкин и П.П.Находкин. Строительная фирма чешского ар-хитектора Я.Воднярука выполнила все работы по себестоимости, отказавшись от прибыли. Все земляные и другие работы, не требовавшие квалификации, выполнили многочисленные добровольцы из числа русских эмигрантов. На строительстве храма с большим воодушевле-нием работала студенческая молодежь. Пять колоколов для церкви были пожертвованы королем Югославии Александром I Карагеоргиевичем, четою Крамарж, русскими эмигрантами в Чехословакии, митрополитом Евлогием и епископом Сергием.
9/22 ноября 1925 года Успенская церковь была освящена прибывшим из Парижа митрополитом Евлогием (Георгиевским) в сослужении с сербским архиереем епископом Ша-бацким Михаилом, епископом Пражским Сергием (Королевым), архимандритом Алексием (Кабалюком) и многочисленным русским духовенством из Чехословакии, Франции, Югосла-вии и Прикарпатской Руси. На освящении присутствовали представители чехословацкого правительства, дипломатического корпуса и многочисленные гости. Храм был передан в бесплатное пользование пражскому Николаевскому приходу. В этот день П. Б. Струве писал в парижской газете “Возрождение”: “Новая церковь с ее чисто русскими линиями, с ее иконами, созерцание которых волнует и восхищает русскую душу, осеняет самое крупное Campo Sancto - “священное поле” зарубежной России”.
Над входом в храм помещена большая мозаика с изображением Богоматери Оранты, а на алтарной апсиде - небольшое мозаичное изображение архангела Михаила. Мозаики исполнены фирмой М. В. Ферстрова по эскизам замечательного русского художника И. Я. Би-либина. Под его же руководством молодой художник К.М.Катков написал 64 иконы для многоярусного иконостаса и клиросных преград. И.Я.Билибин, по заказу американского мецената Ч. Крейна, создал эскизы росписи стен и сводов храма, однако, выполнены они были значительно позже - в 1941-1946 гг. В этой работе принимали участие художники: Т.В.Косинская (позже монахиня Серафима), К.П.Пясковский, М.Б.Ромберг, А.Н.Рязанов, В.Гартман, Р.Д.Карякин, И.Шапов.
Под храмом, в подвальном этаже, находится крипта мученицы Софии, где покоятся ос-танки создателей храма и многих известных людей. Среди них - Карел Крамарж с супругой, крупнейший знаток византийского и древнерусского искусства академик Н.П.Кондаков, директор Донского кадетского корпуса генерал Т.А.Семернинов, генералы С.А.Воронин, Н. Н. Шиллинг, профессора: С.С.Груздьев, Ф.А.Щербина и другие. Здесь же погребен инженер Н.Н.Ипатьев, в доме которого в Екатеринбурге расстреляли последнего российского императора и его семью. С особой торжественностью в 1920-е гг. в крипту перенесли останки серб-ских воинов, погибших в Первую мировую войну. Их могилы находятся с двух сторон у входа в крипту. В 1935 г. в память о погибшем в Марселе от рук усташей короле Югославии Александре I в крипте была установлена мемориальная плита в виде белого креста.
Со всех сторон храм окружен православным участком Ольшанского кладбища, благоустройство которого было одной из задач Успенского братства. Проект планировки и озеленения территории безвозмездно выполнил чешский профессор К. Машек. При этом использовались породы деревьев, характерные для северо-западных областей России. Начало посадкам было положено в праздник древонасаждения 21 ноября 1926 г. В начале Второй мировой войны гестапо закрыло Успенское братство, но по ее окончании оно возобновило работу. Последним его секретарем был протоиерей Михаил (Васнецов), сын знаменитого живописца, физик по образованию. В 1951 г. чехословацкие органы госбезопасности окончательно закрыли Успенское братство, которое разделило судьбу других эмигрантских организаций.
Последний приют на Ольшанском кладбище нашли многие выдающиеся люди, вынужденно покинувшие Россию после революции. Здесь похоронены писатели А.Т.Аверченко, В.И.Немирович-Данченко, Е.Н.Чириков, П.А.Кречевский; поэт Д.М.Ратгауз и драматург Л.Н.Урванцев; композитор С.А.Траилин и певец В.Левицкий; историки А.А.Кизеветтер, Е.Ф.Максимович и С.П.Постников; профессор-правовед П.И.Новгородцев; философы И.И.Лапшин, Н.И.Садовский, П.Н.Савицкий; геолог академик Н.И.Андрусов; биолог В.С.Ильин; филологи академик В.А.Францев, профессора Е.А.Ляцкий и Н.В.Ястребов; про-фессора-инженеры А.С.Ломшаков и К.П.Федоров; генерал Н.В.Львов, адмирал Г.Пальчиков, донской атаман В.Ю.Налетов; политические и общественные деятели И.И.Петрункевич, В.А.Мякотин, Н.И.Астров, а также мать и сестра писателя В.В.Набокова, графиня С.Н.Толстая, Т.Н.Родзянко и многие другие.
В 1945 г., после закрытия Никольского собора на Староместской площади, Успенская церковь стала приходской. К ее приходу была приписана и вновь открытая домовая церковь святителя Николая в Дейвице. В 1973-1974 гг. при поддержке митрополита Дорофея была выполнена реставрация храма на Ольшанах. В 1995 г. по инициативе общественного комитета “Они были первыми” снаружи установлена мемориальная доска в память об эмиг-рантах, репрессированных НКВД во время послевоенных "чисток".
4 января 2000 г. рядом с церковью Успения Пресвятой Богородицы был похоронен архиепископ Пражский, митрополит Чешских земель и Словакии Дорофей (1913-1999), возглавлявший Православную церковь в Чехии и Словакии в 1964-1999 гг.
С 1951 г. храм подчиняется Православной церкви Чехии и Словакии, но здесь со-храняются русские церковные традиции. Богослужения совершаются по старому стилю на церковнославянском языке, язык проповеди - русский.
Еженедельно в пятницу в 9.00 и в воскресенье в 10.00 в храме совершается божественная литургия. Богослужения проводятся также по большим праздникам, согласно расписанию.
Ольшанское кладбище, одно из крупнейших в Праге, находится в районе Жижков, у станции метро “Желивскего” (трасса А).
На Православном кладбище дышится как-то легче. И даже березы растут среди русских могил. И храм, как березка, словно бы сам собой вырос на этом дивном месте. Просто не мог не подняться выше могильных крестов…
Первый долг - поклониться русским солдатам. Их похоронено тут 495 человек. Лежат они на чужой земле под однотипными, идеально ухоженными памятниками, где звезды вместо крестов - все под своими именами. Чехи на п а м я т ь средств не жалеют… А рядом с советскими воинами-освободителями лежат 45 воинов другой славной поры: русские уланы да гусары, дравшиеся под Дрезденом и Кульмом с другим предтечей антихриста - Наполеоном, и умершие в Праге от ран в 1813 году…
Экскурсию по русской части кладбища для меня провел настоятель Успенского храма в Ольшанах Архимандрит Сильвестр (Вайло). Сначала спускаемся в крипту под храмом. Здесь охватывает особое какое-то чувство, словно бы в первохристианских катакомбах оказываешься… Само слово к р и п т а как-то воздействует. На почетном месте похоронен здесь в стене инженер Николай Николаевич Ипатьев (+ 1938 г.), чей дом в Екатеринбурге стал местом Русской Голгофы: там была расстреляна Царская Семья. Сам инженер Ипатьев, скорее всего, никогда и не видел Царя. И узнал о том, что случилось в его доме, наверное, много позднее - от белоэмигрантов, прибывших в Прагу. Что он пережил, узнав о трагедии в его доме, можно только предполагать. По особому смотрению Божию осталось в истории его имя. Если первый Царь из Династии Романовых был призван на Царство в Ипатьевом монастыре в Костроме, то последний (надеюсь, что пока!..) - был расстрелян в Ипатьевском доме… Так перевернулась, залитая кровью, страница истории Императорской России….
- Если бы инженер Ипатьев не был глубоко верующим человеком, то его в крипте не стали бы хоронить, - уверенно говорит мне отец-настоятель. Я же после этих его слов с сомнением поглядел на другое захоронение в крипте: первого премьер-министра Чехословакии Карела Крамаржа. Но мои сомнения оказались напрасными: русская жена Надежда Николаевна, урожденная Хлудова, обратила в Православие своего высокопоставленного супруга, и он даже оказал значительную помощь в строительстве этого храма.
А знакомство с самим кладбищем отец Сильвестр начал со… своей могилы. Он ее выкупил несколько лет назад - возле храма, неподалеку от могилы Митрополита Дорофея. В ней была раньше похоронена русская эмигрантка. Могила заброшена. Вот ее настоятель себе и выбрал. Место и правда хорошее. Неподалеку от писателя Аверченко, в кругу генералов, казачьих полковников, профессоров. Могила куплена пока что на десять лет. Если этого времени не х в а т и т, придется делать еще один вклад. Так многие поступают в Чехии. Например, Владыка Дорофей купил себе могилу возле этого храма сроком на пятьдесят лет. Это стоит дороже, но зато уж наверняка… «Раньше монахи по-другому рассуждали, - говорит отец настоятель. - Когда, мол, помру, то можете на моей спине хоть дрова рубить…Но для порядку все же должна быть могила». Мимо своей могилы он проходит несколько раз на дню. И очень по-хозяйски на нее поглядывает.
Приход взял на себя заботу и о заброшенных русских могилах. Чешское государство им помогает в этом, но расходы у них все равно очень большие. Недавно привезли сорок крестов на большую сумму в 160 тысяч крон. Вскоре на кладбище не останется ветхих и упавших крестов - их заменят на новые. Батюшка относится к покойникам как к своим прихожанам. Заботится о них, служит панихиды, поминает.
Спрашивала, какая могила для него самая дорогая. - «Власовцев жалко очень, - неожиданно отвечает он. - Мы подняли архивы, и оказалось: самому старшему из 189 расстрелянных и похороненных здесь солдат РОА было 35 лет, а самому молодому - 17…». Мы подходим к двум крестам возле стены храма. Той самой стены, которая в 45-м году была вся в крови «предателей родины». Их тут и ставили - к алтарной стенке. В память об этом растет здесь небольшой одинокий кустик. А на том месте, куда сбрасывали их тела в специально вырытый ров, установлен крест и растет береза.
«Я не политик, а священник. И потому одинаково всех поминаю: как советских солдат, так и власовцев, - говорит мне отец Сильвестр. - А кто сейчас громче всех кричит, что власовцы были предателями, тем самым лишь выражают свое отношение к Святой Руси. Неужели Власов больше предатель, чем те, кто разрушал наши храмы, кто топтал иконы, расстреливал священников? А эти молодые парни даже и оружия не имели (французская армия здесь их использовала на рытье окопов), да разве они со своим народом сражались? Они были против того режима, который захватил нашу страну… Эти мальчишки-власовцы не предали своего Царя, не изменили присяге. Они уехали еще в 20-е годы, они не рушили храмы, наоборот, увозили с собой святыни, спасая их от поругания. А Злату Прагу они спасли от разгрома - они ведь сюда пришли за три дня до советских войск...
Признаюсь, непривычно было слушать такие слова из уст священника. Ведь рядом лежат наши воины, которые погибли здесь же за свою правду. Выходит, была и еще одна правда - «власовская»? Или они гибли за общую Правду, лишь смотрели на нее с разных сторон? Родину тоже можно любить по-разному. Это только ненавидят ее все одинаковой черной ненавистью. А тут за свою любовь и те, и другие заплатили своей кровью. И кто теперь их будет за это судить?
Рядом с могилами власовцев я увидела памятник с эмблемой РОА. Оказалось, здесь похоронен немецкий генерал Карл-Людвиг Оттендорф. Он добровольно пришел на процесс над власовцами и просил смершевцев не расстреливать невиновных молодых людей. Признавал при этом, что сам он являлся врагом советского строя, и предложил себя в качестве жертвы вместо них. «За что же вы будете своих расстреливать? Расстреляйте меня вместо них - я старый уже. А они пусть живут», - просил он. Его выслушали и… расстреляли. Вслед за власовцами. Теперь их могилы рядом.
- А за Власова вы молитесь? - спрашиваю напоследок отца Сильвестра.
- Я не молюсь только за самоубийц и за вероотступников, - сухо ответил он.
Иду дальше один. Вот могила Надежды Михайловны Брусиловой - жены известного генерала. Рядом писатель Немирович-Данченко. На могиле другого писателя, Евгения Чирикова, плачет Ангел и лежат живые цветы. Значит, кто-то его помнит. Каждый год 11 мая отмечается память всех тех, кто покинул родину, не признав режим коммунистов. Для русского прихода в Праге этот день особый. Ведь вокруг храма лежит подлинный цвет России! Основатели университетов, ведущие профессора, прима-балерины, академики, князья, атаманы… В этом храме молились композитор Архангельский, поэтесса Марина Цветаева... Здесь можно изучать подлинную, без купюр, историю России. В которой всем хватит места: и гусарам Дохтурова, и сержантам Жукова, и рядовым Власова…
…А на следующий день на церковном дворе в центре кладбища я увидела простенькую такую, не пышную, трогательную свадьбу. Отец Сильвестр венчал молодого русского мужчину с открытым славянским лицом и совсем еще юную Православную чешку. Невеста была - глаз не оторвать. Такая красивая и такая… русская. Она как будто даже стеснялась того, что такая счастливая. Их родственники, друзья на чешском и русском поздравляли молодых. Я раньше никогда не видел венчаний в кладбищенской церкви. Радости на погосте. Веселья возле могил. И почему-то в уме все время звучал тропарь Воскресения. Словно бы вместе с нами о счастье молодых молились и те, кто здесь похоронен. И значит, все было не зря! Раз жизнь продолжается, история продолжается.
Сообщение удалено.
Сообщение удалено.