Посещённый в Трансильвании, в городе Синая, монастырь произвёл на меня незабываемое впечатление. Очень энергетически сильное место, возможно и окружающая природа влияет на формирование такого мнения, о таких местах обычно говорят "намоленное" место.
Направляясь к нему, ожидали что будет дождь, всё небо было затянуто тучами, а добравшись до него выглянуло солнце, радуя нас и прихожан. В этот день был праздник, поэтому несмотря на раннее утро пустынно здесь не было.
А история возникновения монастыря выглядит так.
Для Румынии весь 17 век характеризуется боярской раздробленностью и междоусобицами. Три её княжества Валахия, Молдавия и Трансильвания не могли договорится между собой, да и внутри каждого из них царил раздор.
И так получилось, что однажды князь Михай Кантакузино, находившийся в горах Бучеджи, спасаясь от преследовавших его врагов, посланных предводителем соперничающего княжества, оказался в местах диких и безлюдных. С одной стороны его обуяло счастье, что оторвался от погони, а с другой стороны возникло чувство страха, оказаться в таком месте, где человека живого встретить редкость, а вот диких зверей — пожалуйста. Но видно хороший он был человек, встретился на его пути скит, монахи которого помогли ему выбраться из этих мест.
Вот тогда и дал Михай обет, если удастся спастись – он построит на этом месте монастырь.
фото из интернета
Шесть лет скитался князь по чужим краям, где только не был, даже в Египте, на священной горе Синай, в монастыре Святой Екатерины. А вернувшись, он сдержал свое слово, вдохновившись необычайной красотой увиденного монастыря, князь основал мужской, аналогичный монастырю на Синайском полуострове. Для этого было расчищено место в лесу, недалеко от скита, где одному из монахов было видение ангелов певших Богородице.
А монастырь так и назвали — Синая, вокруг него и стал разрастаться одноимённый город.
Прихожан удивляла форма построенной церкви, которая была сделана в виде латинского креста, она была единственной такой в Румынии, необычны были и применённые новые элементы в архитектуре, так называемый стиль "брынковенеск" в котором сочетаются элементы византийского стиля с элементами румынской традиционной архитектуры. Это наличие богатых резных украшений и декоративных росписей с растительным орнаментом: изображением цветов, листьев деревьев, богатой красочной палитрой. Это можно увидеть на каменных колоннах крыльца церкви.
Сама церковь (Старая) небольшая, но стены, в некоторых местах, достигают толщины 1 метра.
Фрески, которые покрывали стены, были выполнены знаменитым Парву Муту, наиболее значимым румынским религиозным живописцем того времени.
К сожалению, во время русско-турецкой войны, церковь сильно пострадала, она осаждалась турками и большая часть фресок была уничтожена.
фото из интернета
Через несколько лет часть из них были восстановлены и ими украшены не только внутренние стены церкви, но и крыльца. Вход обрамляют сцены Небес и Ада. На куполе представлены сцены из жизни Святой Екатерины (защитник монастыря на горе Синай), Святого Георгия (защитник Молдавии и солдат) и Святого Димитрия (защитник Валахии).
На фреске свода крыльца изображен Спас Эммануил, то есть иконографический тип, представляющий Христа в отроческом возрасте.
Одновременно был построен и братский корпус. По замыслу основателя число насельников монастыря не должно было превышать 12 человек, что соответствовало числу апостолов. Монастырь с момента основания является мужским. В настоящее время в нём проживает 13 монахов.
Позднее, в 18 веке, был построен кафоликон монастыря. Кафоликон — это главный соборный храм, она же — Новая церковь. Построена в том же стиле, что и более ранние постройки.
У неё есть и неофициальное название "Кафедральный собор Карпат" — здесь крестились румынские принцы и принцессы.
Внутреннее убранство выполнено в неовизантийском стиле. Среди икон, украшающих церковь, есть две, подаренные российским императором Николаем II по случаю рождения у Фердинанда I наследника, это иконы Николая Чудотворца и Сергия Радонежского.
Икон в церкви немного, видимо за счёт того, что много фресок. Ещё одна особенность в том, что свечи ставятся не в храме, а за его пределами, в специально отведённых для этого местах.
Старые постройки находятся во внутреннем дворе, попасть в который можно только с площади перед Новой церковью через арку в стене, расположенную напротив входа в главный храм.
Над ней надпись означающая, как я поняла "Проходи и поклонись".
А с другой стороны — "Бог благословляет входящих и выходящих", но это мой перевод. Если дословно, то выглядит несколько иначе. Но смысл такой.
Внутренний двор очень ухоженный, много цветов, они и в клумбах, на балконах и в нишах зданий.
Обратила внимание на камни интересной формы у стен церкви. Возникло подозрение, что это трованты, так называют растущие камни, которые можно встретить по всей Румынии. Но об их происхождении никто не знал. Так и осталось это загадкой.
Коронованный двуглавый орел — эмблема основателей рода валашских Кантакузенов, претендующих на происхождение от византийских императоров.
У входа в монастырь находится колокольня, на которой висит колокол весом 1700 кг привезённый из Бухареста. Существует легенда, что во время войны, когда турки приближались к монастырю, монахи успели собрать всё золото и ценные вещи и положили их под колоколом, а сам колокол сняли. Пришедшие турки не смогли найти богатств и ушли ни с чем.
В прежние времена монастырь служил убежищем и местом отдыха для путников в суровое время года, но и не только для них. Королевская семья жила в монастыре во время праздников, пока строился дворец Пелеш. Благодаря этому он стал первым монастырём в Румынии, в который было проведено электричество.
Сейчас в нём находится первый в Румынии музей церковного искусства. Его открытие в 1895 году было приурочено к 200-летию Старой церкви. Кроме икон, церковной утвари, книг, в музее хранится первая Библия, переведённая на румынский язык.
Кстати, от знаменитого замка Пелеш в монастырь можно пройти пешком, по тропинке в парке, которая очень живописна.