Говорят, что дом — это отражение души хозяина, её пристанище. По его внешнему облику и интерьерам можно судить о вкусе и достатке проживающих в нём, и даже об их характерах.
В то время, как один человек чувствует себя предельно комфортно в спартанских условиях, то кому-то нужны толстые стены замка, для жизненного спокойствия и бьющая в глаза роскошь, другому для восстановления сил и полноценного отдыха просто необходимы окружающие природные просторы и удобное, красивое жилище.
Пелеш был летней королевской резиденцией, здесь король со своей семьёй отдыхал от пыльной столицы и от части своих государственных дел. Для них это был дом. А природа вокруг него так напоминала родину, что тоже было немаловажно.
Румыны Пелеш называют замком, хотя он больше всё-таки похож на дворец. Решение об его строительстве было принято королём в 1875 году, строительство шло восемь лет, но полностью было закончено только в 1914 году.
Проектировали дворец австриец В. Додер, поначалу именно он предложил замок в духе Долины Луары, но король отверг этот проект, как дорогой и не оригинальный. Тогда на сцену вышел немец Шульц из Львова, который предложил замок в альпийском стиле — элегантный и воздушный. Вот на нём и был сделан выбор. В конечном итоге участвовали в дальнейшем проектировании оба и к ним ещё примкнул чех К. Лиман, который тоже внёс свои предложения. Центральная 66-метровая башня дворца его дополнение.
фото из интернета
И результат превзошёл все ожидания. Пелеш оказался иконой стиля, он отличается от громоздких и напыщенных замков Европы своей сдержанностью, повторюсь — элегантностью и неповторимостью. А последнее вероятнее всего за счёт смешения разных архитектурных стилей.
И немаловажно то, что он так удачно вписался в окружающую природу.
Так какими же были люди, желания которых воплотились в этом дворце?
Картина художника Johannes Zehngraf
Король — Кароль I (Карл Эйтель Фридрих Зефиринус Людвиг фон Гогенцоллерн-Зигмаринген), создатель современного государства Румыния и основатель королевской румынской династии. Родился он 10 апреля 1839 в Зигмарингене, в Германии, в семье принадлежавшей династии правившей в Пруссии.
Образование получил в Дрездене и Бонне, а военное образование получил в Школе артиллерии и инженерии в Берлине, участвовал в военных действиях.
В то время частью европейских государств, в силу своих интересов, решено было ослабить русско-турецкое влияние в Дунайских княжествах. Россию лишили выхода к Дунаю, Молдавии и Валахии решено было предоставить суверенитет и объединить их в одно княжество — Румыния, а во избежании междоусобиц поставить во главе его иностранного правителя.
Так выбор пал на принца Карла, которому в то время было 27 лет и он безупречно служил в драгунском полку в чине капитана. На это предложение им было дано согласие, предварительно согласованное с Отто фон Бисмарком.
фото из интернета
Добираться до Румынии будущему королю через Австрию пришлось по железной дороге инкогнито, так как эта страна была против его избрания. От румынской границы он добирался уже в конном экипаже, так как в стране не было железных дорог.
В Бухаресте его встретили восторженно и так же были восприняты его слова после принятия присяги: "Я родился в другой стране, говорю на другом языке, но, ступив на румынскую землю, я отныне — румын".
фото из интернета
Для коронации была изготовлена корона, которая была отлита из стали трофейной турецкой пушки, захваченной румынами во время войны за независимость против османской империи, чтобы подчеркнуть героизм румынских солдат.
Во владение он получил нищую страну с практически неграмотным населением, почти постоянно находившуюся под гнётом турок и страдающую от внутренних боярских междуусобиц.
Но это его не страшило, во всяком случае так казалось.
Весь его облик внушал доверие. Это был высокий, симпатичный брюнет со смуглым лицом и умным, глубоким взглядом черных глаза, с военной выправкой.
И это доверие он оправдал. Была изменена конституция. Румыния была признана как независимое государство, началось восстановление экономики, налаживание дипломатических контактов с другими странами, строились железные дороги, что способствовало развитию торговли. Хотя весь этот период становления не был гладким, возникали и народные волнения, но в конечном итоге королю удалось с этим справиться.
фото из интернета
Были налажены близкие связи с Россией, которая объявила войну Османской империи, тем самым помогая обрести Румынии независимость, её армия вместе с русской принимала участие в военных действиях. Александр I наградил Кароля орденами Андрея Первозванного и Георгия Победоносца II степени. В сентябре 1912 года Николай II пожаловал ему звание генерал-фельдмаршала российской армии.
В результате всех этих действий Россия получила выход к Дунаю, вновь обретя юг Бессарабии.
Всего достигнутого Каролю I удалось добиться благодаря его целеустремлённости и высокому чувству долга.
фото из интернета
Ну, а королевой была Елизавета Паулина Оттилия Луиза цу Вид (Елизавета Нойвидская).
Родилась она 29 декабря 1843 года в старинном мрачном замке с башнями, стоявшем на высокой горе над Рейном. Отец её принадлежал к древнему роду князей Видских известному ещё с 11 века, мать тоже была из не менее древнего рода.
Но детство её нельзя было назвать лёгким. Болезненный брат, мать, у которой после родов отнялись ноги и она передвигалась только на кресле с помощью слуг, но несмотря на всё это дом держался только на ней, благодаря её твёрдому характеру и железной воле.
Дети воспитывались в строгости, должны были не допускать слабости и обладать присутствием духа в любой обстановке.
А девочка росла мечтательной, романтичной, стеснительной и робкой. Поэтому мать пыталась “сломить природу”. Ещё в детстве она подарила ей печать, на которой было написано “смирение и веселость”. Он объяснила: “Мы обязаны быть такими для наших близких”.
В замке часто принимали гостей, людей образованных и талантливых — музыкантов, ученых, писателей. Была большая библиотека с семейным архивом, множество коллекций, одна из которых была древнеримской, все они были собраны принцем Максимилианом, дядей отца.
Елизавета с детства прекрасно владела несколькими иностранными языками, любила музыку, поэзию и сама рано начала писать стихи. Уже в 14 лет она взяла себе псевдоним Кармен Сильва, что в переводе звучало как "Лесная песня".
Подошло время выезжать в свет и здесь она поражала кавалеров своей серьёзностью и разговорами на философские темы. С атмосферой балов это как-то не совсем сочеталось.
Поэтому, когда проездом в городе оказалась двоюродная сестра матери великая княгиня Елена Павловна Романова, она решила взять племянницу с собой в Петербург и там найти ей достойную партию.
Елизавета же в это время восхищалась своим дядей, братом матери. Принц Николай Нассауский женился на дочери Александра Сергеевича Пушкина — Наталье. Для родственников это был шок, они всячески препятствовали этому браку, но влюблённые несколько лет добивались его и в конечном итоге их мечта осуществилась. Впечатлительная Елизавета сочувствовала им, восхищалась их смелостью и упорством. Возможно для неё это был идеал отношений.
В Петербурге она прожила полтора года. С домом Романовых она была связана множеством родственных уз, поэтому её везде встречали гостеприимно, но шумная светская жизнь её не привлекала. В столицу в это время, с концертами, приехала Клара Шуман, которая также остановилась у княгини. С ней и сдружилась Елизавета, она много музицировала, посещала оперу, концерты, присутствовала на вечерах у своей тётушки, где велись умные беседы.
Известие о смерти отца заставило её срочно покинуть Петербург. Надежды родственников на её брак в России не осуществились.
В 25 лет она встречает на концерте Карла, завязывается знакомство. Он делится с ней планами посвятить свою жизнь Румынии, и они ей показались рыцарскими и благородными.
Практически сразу следует предложение руки и сердца и Елизавета соглашается. Любви на тот момент ещё не было, “ему нужна спутница, которая понимала бы его, которая работала бы так же усердно, как и он, и взяла бы на себя часть его забот”. И она это понимала.
Обряд бракосочетания совершался четыре раза: гражданский — на основе законов Германии, по лютеранскому ( религия невесты), по католическому ( религия жениха) и православному (для того, чтобы брак имел законную силу в Румынии) обрядам.
Любовь пришла позднее, супруги относились друг к другу с большой нежностью. Умная, деятельная Елизавета быстро выучила румынский язык и была надёжной помощницей мужа.
У них рождается дочь, в которой они души не чают, но в возрасте четырёх лет она умирает от дифтерита. Эта боль от потери осталась на всю жизнь, больше детей у них не было.
Королеву любили в народе, она занималась благотворительностью, покровительствовала румынским национальным промыслам, устраивала вечера музыки и поэзии при дворе. При этом сама обратилась к литературе. Она продолжила писать стихи, сказки для детей. Занялась переводом на немецкий язык произведения румынских писателей и поэтов. [url=citaty.pro/avtor/ehlizabet-vi… Кармен Сильва[/ure]
И в процессе этого она поняла, что как же мало она знает об истории Румынии, о жизни её народа. В результате она сменила весь свой придворный штат. Немецких фрейлин отослали в Германию, а на их место взяты были девушки из румынских, боярский семей чаще всего с трудной судьбой, оказавшихся в сложной ситуации. И всем им королева помогала.
Светской жизни в столице Елизавета предпочитала уединение в Карпатском замке Пелеш, который муж, по сути, выстроил для неё, который она очень любила и чувствовала себя там комфортно, отдыхала душой.
Да и как его можно было не любить. Здесь каждая комната, каждый предмет отражают черты личности её и мужа. Воина и государственного деятеля и талантливой женщины, покровительствующей всему прекрасному. "Аскетизм был чужд владельцам замка: что поделать — положение обязывало жить по-королевски."
Удивлять он начинает со внутреннего дворика с небольшим фонтаном. Здесь чувствуется
немецкое влияние: фахверк и изящные аллегорические фрески на стенах, лепнина, что придаёт замку Пелеш особую красоту.
Входим во дворец и сразу же попадаем в небольшой вестибюль, а из него в парадный зал. Это самое высокое помещение дворца, высота его составляет 16 метров. Он впечатляет богатой отделкой дерева. Стены покрыты панелями из ореха, богато украшенными орнаментами. Мебель в стиле итальянского Возрождения.
Здесь находятся статуи предков короля,
а напротив их — бюсты владельцев замка, которые, как кажется, радушно встречают гостей.
В разных концах зала статуи Войны и Мира.
Очень необычен здесь потолок. В 1911 году была установлена система раздвижных потолочных витражей для вентиляции, которая используется и сейчас.
Из этого зала переходим в залы оружия. Не ожидала от себя, что оно может настолько заинтересовать. Поражает его количество и разнообразие. Во дворце Пелеш находится одна из самых богатых коллекции оружия Европы, в настоящее время здесь около 4000 предметов европейского и восточного оружия. Соответственно и два зала.
В зале европейского оружия собрана коллекция 15 -19 веков. Здесь можно увидеть доспехи немецкого аристократа шестого века и полную броню для лошади императора Максимилиана I.
А на стенах всевозможное вооружение. Здесь и арбалеты, копья, мечи, щиты. На одном из них на немецком языке сделана надпись, что тот, кто будет убит этим мечом, попадёт в Рай.
Здесь же есть небольшая скульптура, на которой королева оказывает помощь раненому солдату, что соответствует действительности. В годы войны Елизавета посещала госпитали и помогала персоналу.
За восточного оружия представлен, в основном, подарками преподнесёнными королю. Это всевозможное оружие украшенное серебром, золотом, драгоценными камнями, кораллами, жемчугом.
Рабочий кабинет короля не поражает показной роскошью, но всё здесь сделано изысканно, предрасполагает к работе.
На стенах копии картин Рембрандта и портреты самого Карла, Елизаветы и их дочери.
Яркие витражи в окнах и дверях, и декоративный камин с изображением герба Румынского королевства.
Прекрасная мебель, которая сочетается с отделкой кабинета.
Большая серебренная ваза, подарок королю на сорокалетие от родственников из Германии.
Рядом с кабинетом расположена библиотека короля, в ней около 800 книг. Самое интересное, что среди книжных шкафов есть потайная дверь ведущая по спиральной лестнице в спальню короля. Так хотелось бы написать, что в спальню королевы, было бы романтичнее, но...
Стены и потолок в библиотеке отделаны дубом, с резными украшениями.
Так как королева занималась и интересовалась музыкой, то, конечно же, во дворце имелся и музыкальный зал. В нём самые красивые витражи, которые были сделаны по просьбе Елизаветы, они изображают героев румынских поэм.
Здесь мы видим музыкальные инструменты на которых играла королева: рояль, скрипка, арфа.
Много картин, которые выполнены её подругой.
Мебельный гарнитур, установленный в зале, является подарком от индийского принца, его изготавливало три поколения мастеров.
Здесь часто собиралась творческая интеллигенция и, в частности, известные румынские музыканты.
Во флорентийском зале много золота, им отделаны потолок и стены. Зал освещается канделябрами и люстрой из муранского стекла. Много венецианских зеркал, в которых отражается всё это великолепие.
Здесь проводились особо торжественные приёмы. Производят впечатление монументальные бронзовые двери, которые были сделаны в Риме и великолепный камин из розового мрамора, выполненный по мотивами Микеланджело
Столовая. В окнах здесь витражи, сделанные в Мюнхене, на которых изображены сценки из жизни немецкого дворянства. Стены и потолок декорированы деревом различных пород. Мебель в стиле немецкого барокко. Стулья обиты кожей из Кордовы. Во дворце богатая коллекция посуды из мейсенского и севрского фарфора.
Доставка блюд осуществлялась с помощью лифта непосредственно из кухни в столовую, через небольшую замаскированную дверь.
Для приёмов существовал ещё и мавританский зал. Он является копией комнаты из дворца Альгамбра в Испании. Само название говорит о том, что оформлен он в арабском стиле с использованием слоновой кости, перламутра. Восточные ковры и коллекция восточного оружия на стенах украшают зал.
Восточный зал Пелеша посещался обычно мужчинами, которые пили здесь кофе и курили кальян. Украшен коврами, восточной вышивкой. И сейчас на столе стоит кальян короля.
Коридор, украшенный венецианскими зеркалами ведёт к театральному залу, позднее переделанному в кинозал.
Он небольшой, на шестьдесят мест. Необычен тем, что здесь можно увидеть работы Густава Климта. Росписи на стенах его творения. А вот потолок расписан его другом со студенческой скамьи Францем Матча.
Ими был образован кружок "Kunstler-Compagnie", в который входил и брат Климта — Эрнст. Так вот ими был получен большой заказ на создание тематических интерьеров Синайской резиденции румынского короля. Часть интерьеров и копии известных мастеров, которые мы видели, выполнены Климтом. Для меня это было большой новостью, его раннее творчество так не похоже на его последующие работы. Кстати во дворце в сентябре 2015 года проводилась выставка его работ.
Во дворце были воплощены все технические новинки того времени. Он стал первым в мире полностью электрифицированным дворцом. В нём действовали лифт, телефон, пылесос и всё это работает и до настоящего времени.
В замке насчитывается 160 комнат, но для туристов открыта лишь малая часть. Причём не разрешается проходить внутрь залов, а смотреть только со стороны.
Для меня Пелеш, к счастью, не оказался воплощением стиля гигантомании и кричащей золотой роскоши. Позолота и в нём присутствует, но есть чувство меры и красоты. В чём заслуга его обитателей.
mysea.dreamwidth.org allmonarchs.net/romania/carol… ru.pinterest.com/pin/56527219… ro.wikipedia.org/wiki/Carol_I…