Одним из самых ярких впечатлений от Сиены, да и вообще от Тосканы, в этот раз для меня стала Библиотека Пикколомини. Сам Сиенский собор — шедевр из шедевров, но когда мы вошли в библиотеку собора, всё виденное до этого померкло, возникло ощущение, что мы попали в волшебную расписную шкатулку. Столько прелести, столько радости в этих фресках, даже не верится, что они посвящены серьезным событиям.
Создал эти восхитительные фрески Пинтуриккио в 1503-1509 годах. Лучше А.Бенуа не скажешь: "Простодушная пестрота сообщает залу совершенно исключительный, веселый, праздничный, приветливый характер, в котором навеки отразилась душевная ясность художника, его украсившего".
Библиотека Сиенского собора — библиотека Пикколомини. В центре скульптурная группа Три грации — римский подлинник IV века, копия греческой скульптуры была куплена кардиналом Франческо Пикколомини и подарена библиотеке. В 19 в. по причине "непристойности" нагих тел в храме её перенесли в музей, затем всё же вернули в библиотеку. В годы фашизма её опять убрали, но она снова на своём месте, как символ высокой античности — источник вдохновения ренессансных гуманистов, одним из которых был Эней Сильвио Пикколомини, папа Пий II. Одно имя его — Эней — чего стоит!
Библиотека — монумент двум папам-сиенцам: заказчику — кардиналу Франческо Пикколомини (1439-1503), ставшему Папой лишь на несколько дней перед смертью, и, главным образом, его предку, знаменитому Энею Сильвио Пикколомини (1405-1464), вступившему на папский престол под именем Пия II. Важнейшие эпизоды из его жизни и рассказаны на десяти фресках.
Меня всегда интересуют люди, их судьбы. Ну, а человек, которому посвящена такая, единственная в своём роде библиотека, заинтересовал меня вдвойне. Личностью он был незаурядной, очень деятельный, состоял секретарём при нескольких европейских государях и непосредственно участвовал в политической и церковной жизни своего времени. А в молодости он, студент Сиенского университета, писал любовные поэмы и когда, через много лет, во время дипломатической миссии посетил германского императора, Фридрих III лично увенчал его лавровым венком поэта-лауреата.
Цикл фресок о жизни и деяниях Энеа Сильвио Пикколомини, папы Пия II, в библиотеке Сиенского собора. Фридрих III венчает Пикколомини венком поэта
А на этой фреске — одно из самых интересных и драматичных событий его жизни. Незадолго до его понтификата, в 1453 году произошло знаковое событие для христианского мира — Константинополь завоевала Османская империя. И мечтой Папы стало освобождение христианского города от турок. Его попытки объединить европейских государей для нового Крестового похода не удались. Тогда он написал письмо турецкому султану Мехмеду II, знаменитому Мехмеду Завоевателю, убеждая его принять христианство! (Оказывается, и Папа мог быть таким наивным). Не встретив понимания (как и следовало ожидать!), он сам снарядил и возглавил флот, и направился к Босфору.
Но он всё-таки надеялся на поддержку европейских стран и больной, страдающий лихорадкой, в порту Анконы ждал прибытия кораблей союзников из Венеции. Напрасно! Он умер, узнав, что никто не приедет.