Третий день.
Сегодня мы поехали в относительно недавно открытое для посещения место под названием Beng Mealea. Огромный храмовый комплекс, построенный в ангкорском стиле, расположен более чем в 70 километрах от города. Всего пару лет назад в том направлении провели хорошее асфальтированное шоссе, а раньше туда вела, по Бориным словам, разбитая и пыльная проселочная дорога, проехать по которой такое расстояние было проблематично.
Вот это был храм, так храм. Настоящий кхмерский храм в моем представлении. Минимум народа. Минимум деревянных дорожек (без них там не пройти совсем), и что самое интересное, они были проложены на уровне крыш, так что это единственное место, где можно смотреть на оставшиеся постройки сверху вниз. Местами строения сохранились довольно хорошо, местами они обвалились, поэтому вся территория завалена огромными замшелыми глыбами, которые раньше были стенами и крышей зданий и коридоров. На сохранившихся стенах и крышах, как и в Та Проме, растут деревья, единственно, что не такие огромные. В любом месте можно было спуститься с дорожек вниз, и лазить по камням, пробираясь внутрь уцелевших построек. Вот это был настоящий кайф! Лара Крофт отдыхает…
На примере очередного барельефа с Шивой и танцующими вокруг него Апсарами, Боря прочел мне получасовую лекцию на тему Индуистской мифологии, и это было чертовки интересно. Особенно если учесть, что ты сидишь на камне на высоте второго-третьего этажа, вокруг живописнейшие развалины на фоне ярких джунглей, и перед тобой, как открытая книга лежит барельеф, который лет 700-800 назад вырезал из песчаника неизвестный мастер.
В результате, мы пролазили по этому комплексу больше трех часов, и потом еще долго сидели на стене и Боря мне рассказывал про Камбоджу древнюю и современную. День явно удался.
На обратном пути мы завернули в древнюю каменоломню, где в свое время добывали камень для постройки храмов, в том числе и Ангкора. Трудно себе представить, как огромные каменные блоки возили на слонах за 70 с лишним километров, что бы построить огромнейший Ангкор Ват и прочие храмы. Судя по всему, что с транспортом, что с людскими ресурсами, все было в порядке в Кхмерской Империи.
На каменном основании каменоломен до сих пор видны прямоугольные силуэты, по которым из породы вырубали строительные блоки.
Это был мой последний день в Камбодже. Вечером, по дороге на ночной рынок, зашел в кафешку, где надолго зацепился языком с чешкой Бланкой и ее мужем, англичанином Бобом. Ребята собирались двигать в Чианг Май, пришлось опять просвещать, куда там идти и чего делать…
Порадовал Боб.
- Everywhere here is fucking American dollars! – громко возмущался англичанин, потрясая пачкой зеленых, которые он достал из кармана.
- They haven’t their own money. Dollars, dollars, only fucking dollars!!!
Я не стал выяснять, почему он так не любит американцев и их валюту (можно и так догадаться), но возмущался мужик сильно.
Последний заход на рынок.
- Как, я не могу поверить, неужели тебе не нужны такие красивые платочки? – не понимал моего отказа продавец.
- Не, у меня уже полно таких платочков, - говорил я ему. – Могу сам тебе продать…
- Даже за доллар не нужны?
- Нет, даже за полдоллара…
- А вот такие наволочки? Три бакса за пару?
- Не, пара не нужна. Одна нужна.
- Я только комплектом продаю.
- Ну и продавай тогда кому-нибудь другому…
- А одну за сколько возьмешь?
- Ну… Дорого у тебя все. Но за доллар возьму.
- Ладно, бери две за полтора.
- Ок, только я выберу себе цвет и рисунок.
- Да на здоровье!
Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ, АЗИЯ!!!