Сюаньцзана по праву можно называть самым великим путешественником всех времён и народов. О нём знает в Китае каждый ребёнок. По мотивам его путешествия VII века создан знаменитый роман "Путешествие на Запад" (в XVI веке), где его сопровождают царь обезьян Сунь Укун, Человек-свинья(бывший маршал) Чжу Бацзе и генерал песчаных отмелей Ша Уцзин, а уже в XX веке на эту тему было поставлено несколько телесериалов и мультисериалов. При этом сохранилось подробное и детальное оригинальное описание путешествия Сюань Цзана (разумеется не так популярное как приключенческий роман, но вполне содержательное и увлекательное). На тему этого путешествия во многочисленныъх буддийских храмах Китая и Японии можо увидеть множество картин и рассказов в картинах
Больша пагода Диких Гусей (大雁塔 Даяньта) была построена в 652 году для хранения буддийских сочинений, которые Сюаньцзан привёз из Индии. В 629, несмотря на прямой запрет императора, на собственныё страх и риск, Сюань Цзан отправился через воюющие страны на запад - через Тибет, современные Киргизию, Узбекистан, Памир, Афганистан, Пакистан в Индию. Изучил десяток буддийских школ, останавливаясь во многих монастырях, и наконец пришёл в монастырь Наланда, где он учился Йогачаре и логике Дигнаги. В 645 он вернулся в Китай с множеством книг и был встречен новым императором с великим почётом. В Сиане (тогда Чанъян) он открыл монастырь, в котором пытался воссоздать дух индийского монастыря Наланде, учёных споров и постижений глубин самого себя. Многие страны, в которых он был, потом были завоёваны, разгромлены - и от них не осталось никаких воспоминаний и документов, и рассказ Сюань Цзана является сейчас единственным источником, рассказывающим об этих странах.
Сейчас внутри пагоды - выставка, рассказывающая об истории путешествия Сюань Цзана, с образцами живописи и каллиграфии. С пагоды открывается великолепный вид на Сиань. К сожалению там многолюдно - узкие лестницы не пропускают много людей. Самих буддийских рукописей там уже нет - лишь вывешены на стене немногие образцы переводов.
Сюань Цзана всегда почитали как героя и первопроходца, однако его учение не получило распространния после его смерти. Китайцам были чужды глубокие философские построения йогачаров, и ученики Сюань Цзана основали школу Хуаянь (критическую и интуитивную, которая позже привела к появлению Чань (дзэн)). Однако около пагоды до сих пор стоит монастырь Сюань Цзана (Храм матринской любви). В Японии учение Сюань Цзана представляет школв Хоссо - несколько храмов в Наре и вокруг Нары и большой храм Киёмидзу-дэра в Киото.
Пагода многократно перестраивалась - но основа её сохранилась со времён Сюань Цзана. Пагода поначалу была пятиярусная, потом частично разрушилась, в 704
её восстановили и достроили ешё пть ярусов, её отремонтировали в минскую эпоху, а после страшного землетрясения 1556 года ей восстановили уже с семью ярусами.
(Изображение Сюаньцзана из пешеры Дуньхуан взята из Википедии Monah_Xuanzang.jpg)