Об этом городе я знал и слышал давно, но без исторических справок и других подробностей. Сегодня решил восполнить этот пробел и заодно показать вам место, которое нужно обязательно посетить во время путешествия по НКР.
Шуши — один из крупных населённых пунктов Нагорно-Карабахской Республики. Расположен в предгорьях Карабахского хребта, на высоте 1368 метров над уровнем моря, в 11 км к югу от Степанакерта.
Согласно административно-территориальному делению НКР, фактически контролирующей город, является административным центром Шушинского района НКР; согласно административно-территориальному делению Азербайджанской Республики — административным центром Шушинского района Азербайджана, не совпадающего с одноимённым районом НКР.
История у Шуши не простая, как вы поняли из названия заметки — противоречивая. Аналогичные впечатления сложились у меня и от личного посещения города. Внешне он похож на большого старого волка на теле которого видны многочисленные шрамы. Они уже не кровоточат, но иногда дают о себе знать.
Я видел здесь много, как древних развалин, так и современных, оставшихся после известных всем трагических конфликтов.
Несмотря на некоторые печальные детали, в целом город показался мне душевным, тихим и умиротворённым.
Удивило и понравилось сегодняшнее отношение к исламским памятникам, которые начали реставрировать. Мы заходили в Верхнюю мечеть Гевхар-аги и увидели внутри стройматериалы. Надеюсь, в скором времени этот памятник архитектуры будет полностью восстановлен.
По данным азербайджанского историка XIX века Мирза Джамала, мечеть была построена по распоряжению Ибрагим хана «в 1663—1769 гг.».
Достроена зодчим Кербалаи Сефи-ханом Карабаги по указу дочери Ибрагим хана Гевхар-аги в 1883—1885 годах. После перехода в 1992 году Шуши под контроль Нагорно-Карабахской Республики мечеть прекратила своё функционирование.
Своё личное отношение к тому что происходило тут раньше, я высказывать не буду, в конце заметки поделюсь лишь парочкой мыслей.
Сейчас вы можете просто посмотреть общие фотографии, сделанные здесь мною в сентябре 2017 года.
А кому интересно, почитайте историческую справку, взятую из общего доступа.
Согласно ЭСБЕ (Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона), Шуша была основана в 1752 году создателем и первым правителем Карабахского ханства Панах-Али-беком.
Большой энциклопедический словарь и Институт географии РАН также называют датой основания города 1752 год. Согласно БСЭ, Шуша была основана в середине XVIII века как крепость для защиты Карабахского ханства.
В Энциклопедии ислама аналогично отмечается, что город, построенный в 1752 году Панах Али-ханом, был назван Панахабадом.
Существуют две версии основания города.
Азербайджанская версия
Согласно азербайджанской версии, возведение крепости Шуша непосредственно связано с именем Панах Али-хана — основателя Карабахского ханства, выделившегося в результате распада персидского государства Надир-шаха.
Как писал карабахский историк XVIII—XIX вв. Мирза Джамал Джеваншир:
Ещё в то время, когда армянские магалы Хамсе не подчинялись ему (Панах-хану), он нашёл целесообразным построить в удобном месте крепость среди илатов, с тем чтобы в случае похода окрестных ханов против него защитить в ней родственников, служащих, приближённых и знатных людей
Шуша стала третьей крепостью, возведённой Панах Али-ханом. В 1748 году он построил крепость в местечке Баят. Согласно Мирзе Джамалу Джеванширу, отразив осаду Баята со стороны правителей Шеки и Ширвана, «Панах-хан задумал подчинить себе армянские магалы Хамсе».
Первым из меликов Панах-хану подчинился Шахназар. В 1751 году Панах-хан построил новую крепость у источника Шахбулаг в равнинном Карабахе.
Решение о возведении ещё одной крепости в неприступной горной местности было принято после того, как стало известно, что каджарский хан Мохаммад Хасан-хан стал правителем Мазендерана и Гиляна. Это решение было принято при непосредственном участии армянского мелика Варанды Шахназара.
По сообщению Мир Мехди Хизани, место для строительства было выбрано такое, чтобы крепость располагалась на пути между зимними и летними пастбищами.
Новая крепость Панахабад была заложена примерно в 1751 году. Город вначале назывался Панахабадом в честь своего основателя, а позднее стал именоваться Шуша, по названию соседнего армянского селения Шош (Шушикенд), часть жителей которого была переселена в новый город вместе с жителями Шахбулага и нескольких других деревень.
В дальнейшем Панах Али-хан постепенно подчинил своей власти всех армянских меликов Хамсы и распространил свою власть на соседние территории. Таким образом, в результате междоусобиц армянских меликов, Нагорный Карабах впервые за свою историю оказался под властью тюркского правителя.
Армянская версия
Существующие армянские версии сводятся к тому, что к середине XVIII века крепость уже существовала и принадлежала армянскому мелику Шахназару, который и передал её Панах Али-хану.
В одном из исторических документов сообщается, что «оная деревня Шоша окружена каменными горами». Под «каменными горами» здесь подразумевается каменистое плато, в то время неприступное, которое с трёх сторон окружено отвесными скалами. Эта местность служила естественным укреплением или крепостью для защиты от врагов.
По утверждению Шагена Мкртчяна, основателем крепости был Аван-юзбаши, командующий боевыми силами сыгнахов (опорных пунктов), штаб которого размещался на вершине небольшого плато, неподалёку от селения Шош. Эта местность в архивных источниках называется «Укрепление Шоша», или «Кар» («Скала» или «Наскальная»).
Выходец из рода местных меликов, Аван-юзбаши, вероятно, в то время прибыл в Карабах из Ширвана. В одной из армянских хроник указано, что «Аван-юзбаши, прибыв и укрепившись в скале Шоша, прославился. Это имело место в 1717 году».
В письме русского генерала Матюшкина от 19 декабря 1725 года говорилось, что «сотник Аван, внимая просьбам населения Карабаха, своими людьми числом 10 тысяч … остаётся в схнахе и строит крепость».
15 ноября 1726 года Аван-юзбаши докладывал командиру русских войск, что османцы «со всей армией напали на Шоши — крепость Авана юзбаши и Охана юзбаши. Восемь дней воевали пушками и снарядами. Захватили половину скалы, но больше пройти не смогли».
Ашот Иоаннисян считает, что фундамент крепостной стены начал закладывать ещё в 1724 году Аван-юзбаши, а Панах Али-хан лишь возвёл с четвёртой стороны плато высокую стену, чтобы «на вершине плоскогорья поселение городского типа было бы защищено со всех четырёх сторон».
В 1733 году карабахские армяне выгнали тюрок из своих владений, при этом убив сераскира Сара Мустафу пашу, после чего между владетелями армянских меликств возникли междоусобные распри, вылившиеся в 20-летнюю войну.
Мелик Шахназар, пытаясь взять верх над своими противниками, пригласил себе на помощь предводителя кочующего джеванширского племени, сдав ему крепость Шуши.
В рапорте А.В. Суворова, направленном из Астрахани князю Г.А. Потемкину, сообщалось:
Шахназар… сей предатель своего отечества, призвал Панах-хана, бывшего прежде начальником незнатной части кочующих магометан близ границ карабагских, отдал ему в руки свой крепкий замок Шушикала и учинился ему с его сигнагом покорным
В Армянской советской энциклопедии утверждалось, что Шушинская крепость была известна ещё в раннем средневековье под названием Шикакар — именно здесь в IX веке князь Сахл Смбатян одержал победу над арабским войском. В позднем средневековье эта крепость упоминалась как Караглух, Кар, сигнах Караглух, крепость Шош.
По ещё одной версии, Шуша была построена на развалинах древнего города Шуши, разрушенного монголами. Мнение о ранее существовавшем армянском укреплении, согласно доктору исторических наук Гамлету Петросяну, получило археологическое подтверждение в ходе раскопок в начале XXI века.
С 1755 по 1823 годы Шуша оставалась столицей Карабахского ханства. При Ибрагим Халил-хане город был разделён на три квартала: Табризли, Казанчали и Аглисли. По данным источника 1795 года, в Шуше имелось более 10 тыс. населения. С 1813 года (фактически с 1805 года) — в составе России.
Во время Русско-персидской войны 1826—1828 малочисленный гарнизон Шуши под начальством полковника Реутта около 40 дней героически сопротивлялся иранской армии Аббаса-Мирзы.
С 1840 года Шуша — уездный город Каспийской области, с 14 декабря 1846 года — вновь образованной Шемахинской, а с 1859 года — Бакинской губернии. В декабре 1867 года вошёл в состав Елизаветпольской губернии.
В XIX веке были составлены три генеральных плана, согласно которым проводилась активная застройка города. К концу XIX века нагорная часть города была армянской, нижняя — татарской.
В 1889 году на средства азербайджанской поэтессы Хуршидбану Натаван в город был проведён водопровод из родника Исы.
Самая старая из сохранившихся в Шуше мечетей была построена в 1768 году Ибрагим-ханом, самая старая церковь — в 1816 братьями Баадурянами.
В 1912 году в Шуше стараниями врача Абдул Керима Мехмандарова была открыта первая русско-азербайджанская женская школа на 20-30 человек.
Шуша славилась своей богатой культурной жизнью, литературой, музыкой, архитектурой. В городе действовало большое количество различных литературных и музыкальных обществ.
В конце XVIII — начале XIX века складывается шушинская школа мугамата (один из основных жанров азербайджанской традиционной музыки), состоявшая в разные годы из нескольких творчески индивидуальных школ, во главе которых стоят крупные исполнители-мугаматисты (ханенде).
Школа эта прославилась не только в Закавказье, но и на всём Ближнем Востоке. Энциклопедия Британника связывает известность города с особой ролью, которую он играл в сохранении и развитии всех жанров этого древнего вида искусства. Мугам, по мнению американского историка Рональда Сюни, наиболее сильно ассоциируется именно с городом Шуша.
В 1905—1906 годы в Шуше начались первые армяно-азербайджанские столкновения. Всё это ужасное и трагическое противостояние с гибелью большого числа мирных жителей с обеих сторон длилось до 1992 года.
Эту длинную страницу истории я решил пропустить и не использовать в своей заметке. Кому интересно, можете сами почитать. Всю информацию я взял отсюда. Там собраны данные из многих источников.
Давайте лучше финальную часть материала я посвящу нескольким оставшимся достопримечательностям города.
Верхнюю мечеть Гевхар-аги вы уже видели. А это Нижняя мечеть Гевхар-аги. В отличие от первой, она пока находится в совсем заброшенном состоянии.
Для верующего, конечно, печально и трагично гулять здесь. Но, путешественнику понравится. Вокруг ни души, всё заросло кустарником и травой. Встречаются даже экспонаты из советского прошлого. Когда-то на этом автомобиле ездила счастливая семья...
Мне захотелось подняться на один из минаретов мечети и сделать снимки с высоты. Не часто удаётся такое осуществить. В действующих мечетях минареты, как правило, закрыты для туристов.
Вот эти минареты со стороны. Я был на том, что справа. Будете тут, сделайте тоже самое, на вверху классно. Только ничего не ломайте, не мусорите и не пишите на стенах (впрочем, как и в любом месте планеты).
Около отеля, где я ночевал в Шуши стоит ещё одна мечеть — Саатлы (по центру фрагмент минарета, здание справа). Была построена в 1883 году азербайджанским архитектором Сефи Ханом Карабахским на месте старой мечети и медресе, в котором преподавал азербайджанский поэт и визирь Карабахского ханства Молла Панах Вагиф.
Обязательно посетите собор Святого Христа Всеспасителя. Архитектурный комплекс состоит из церкви (1868—1887 годы) и колокольни (1858 год).
На главной площади города установлен памятник известному в НКР человеку — Вазгену Саркисяну. Армянский государственный и военный деятель, писатель, погиб в результате террористического акта 27 октября 1999 года. Прозаик, автор книг и публицистических статей.
Тогда таблички я там не заметил, прочитал про него только сейчас. Поэтому и выложил фото, чтобы вы знали о нём заранее.
Не мог я проехать мимо этого полуразрушенного здания. Попросил водителя остановится, чтобы всё детально сфотографировать.
На фасаде здания размещены красивые картины.
Некоторые вы уже видели в тексте заметки. Рисунки живые и хорошо иллюстрируют и рассказывают о жизни и быте простых людей из недавнего прошлого.
Символично, что "акварельный дом" разрушен, но в его окнах видна виртуальная жизнь, которая дарит надежду на спокойствие и мир. На картины смотреть легко и приятно, а вот на реальные шушинские дома глядеть уже непросто. Часть квартир пока остаются пустыми.
9 мая 2013 года в Шуши открылся Государственный Музей Изобразительного Искусства в духе армянских культурных традиций и полном соответствии архитектурному прошлому города.
Во дворе музея, под открытым небом проходила скульптурная выставка, где были представлены работы мастеров из Армении, Сербии, Индии и Египта.
Дверь в сам музей тоже была открыта и я зашёл внутрь, но подошла девушка и сказала, что сегодня выходной. До этого момента в холле я увидел несколько картин и успел сделал лишь два снимка.
Оба персонажа меня неожиданно и приятно удивили (жаль фото смазалось). Слева, знаменитый на весь мир мой земляк, а справа — известный уроженец этой местности и отец одного из популярных авторов сайта. Надеюсь, ему будет приятно увидеть здесь этот портрет.
На этом, наверное и закончу свой фото-справочный материал из города Шуши. Кстати, Шуша до сих пор является кандидатом на внесение в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО от Азербайджана.
Это означает, что город, несмотря на немного печальное архитектурное состояние, по-прежнему интересен и аутентичен с точки зрения своей богатой истории и культуры.
Разногласия двух стран по данному региону очень серьёзные, но всё равно хочется, чтобы здесь больше никогда не было войны.
Люди и политики всегда должны понимать и уметь заглядывать в будущее, которого может не быть из-за ошибок допущенных в настоящем времени. Прежде всего нужно беречь и заботиться о подрастающем поколении и не допускать гибели наших детей от бессмысленных военных столкновений.
Мне очень понравился один фрагмент в российском сериале "Обратная сторона Луны". Там сначала капитан полиции попадает из 2011-го в 1979 год. Находясь в том времени кое-что меняет и когда снова возвращается назад, видит, что в 2011 году СССР не распался и процветает лучше прежнего. На фото замечательный гид по Армении и НКР
В одной из серий есть сюжет как герой Павла Деревянко оказывается на дружной и весёлой азербайджано-армянской свадьбе и сильно удивляется этому. Задает окружающим вопросы про конфликт в Карабахе, а его никто не понимает.
Как жаль, что нельзя возвращаться в прошлое и писать новый сценарий для нашей реальной жизни, где есть только любовь, красота и мир.
Здесь общий обзор поездки по НКР. В этой заметке есть несколько других снимков из города Шуши Одна из самых древних стран мира, ч.2 - Нагорный Карабах