Этот огромный, похожий на целый город, монастырь располагает многими удивительными дворцами, внутри которых к сожалению запрещено фотографировать.
Про линию Панчен-лам надо рассказывать долго. Панчен-лама - отражение будды Амитабхи (в то время как Далай-лама - олицетворение Авалокитешвары).
Панчен-лама появился как наставник великого Пятого Далай-ламы (он оказался четвёртым по счёту так как у него было найдено три предшественника). После этого сложился порядок, что Панчен-ламы ищут перерожденцев Далай-лам и наоборот. Когда Далай-лама ещё мал, управление берёт на себя Панчен-лама, а когда новый Панчен-лама не вырос - управляет Далй-лама. Таким образом столица перемещалась от Лхасы (дворец Потала) в Шигадзе (Ташилунпо) и назад, а иногда между дворами Далай-ламы и Панчен-ламы возникало противостояние.
Десятый Панчен-лама был ещё мальчиком арестован китайцами и получил коммунистическое воспитание, однако он продолжал свою миссию как мог и попадал в тюрьму. Выйдя из тюрьмы, он выступил в поддержку Далай-ламы и стал осуждать китайскую оккупацию. Потом он скоропостижно умер. Далай-лама нашёл нового Панчен-ламу (Гендун Чокьи Ньима, 1989), но китайцы его арестовали в 1995 и больше никто не знает, где он находится. В Панчен-ламы был продвинут другой мальчик Гьентцэн Норбу, который живёт преимущественно в Пекине, но в Ташилунпо время от времени появляется на официальные церемонии. Однако повсюду в Ташилунпо выставлены его портреты.
Пройдя через входные ворота, поднимаешься вверх (может быть идти вверх немного, но на такой высоте трудно дышать), и за монастырскими общежитиями появляется вереница храмов. Самый первый слева - храм Майтреи (Джампа ) с огромным золотым Майтрейей. Далее идёт серия храмов - погребения Далай-ламы и нескольких Панчен-лам, А также храмы со старинными фигурами и уникальными тангками. Далее - огромный многоярусный дворец Панчен-ламы со многими залами и внутренним двором. Сбоку - философский факультет, тантрический факультет и лекционные залы монастыря. Трудно описать обстановку и ощущения в этом колоссальном монастыре. Не верится, что такой комплекс мог вырасти в средние века в таком трудном для проживания и неуютной районе, как Тибет.
Хотя туристов немало, но обстановка великого монастыря очень хорошо ощущается. В храмах сидят монахи, которые охотно контактируют с прихожанами и иногда могут ответить на вопросы.