О Шэньяне я почти ничего не знал, когда ехал сюда из Чанчуня на двухэтажной электричке. Несмотря на обилие мест, свободного места мне не досталось, пришлось купить стоячий билет. Слава богу, у меня был большой чемодан, который я разместил в укромном месте на лестничном пролете. Там я и просидел где-то 4 часа, глядя на менявшийся пейзаж за окном. Видно было, что мы направляемся на юг, природа стала более живописной, поселки и города стали встречаться чаще. Каждый клочок земли использован под посевы, вдали на горизонте высились электрические ветряные мельницы, словно это Франция или Голландия.
Шэньян раньше назывался Мукденом, это название россиянам больше знакомо – Мукденская японская армия, Мукденский инцидент и т.д. Китайцам же город всегда был известен как Шэньян, причем он известен так с глубокой древности. Маньчжуры завоевали его в начале XVII века и превратили в свою столицу. Когда они захватили Китай, то не спешили переводить правительство в Пекин, и первые императоры Цинской династии правили отсюда, для чего в центре города был построен Запретный город (Гугон). Он также знаменит как и его пекинский собрат, из-за чего ЮНЕСКО в 1987 году признала шэньянский Гугон с пекинским Запретным городом памятником Мирового наследия, объединив их под записью «Императорские дворцы династий Мин и Цин в Пекине и Шэньяне».
Ну вот, мы и приехали на южный вокзал города. Как и в Чанчуне я нигде не бронировал комнату, просто пошел с чемоданом искать ночлег. В Китае довольно легко найти ночлег, так как около вокзалов можно найти кучу гостиниц, от стареющих зданий эпохи китайского социализма, где даже не бывает окон в комнатах, до современных филиалов гостиничных сетей. В начале Zhongshan Lu слева как раз стоял такой Peace Hotel. Он на самом деле неплох, уж лучше чем Shentie Shenzhan с правой стороны от вокзала, но довольно старенький. А вот напротив Peace высился новый ярко-желтый отель сети Home Inn, на первом этаже круглосуточный ресторан. Комнаты сугубо функциональные, без лишнего декора, но вроде есть все для жизни, включая кабель с бесплатным высокоскоростным интернетом. Что я бы отметил - стены были разноцветные: розового, желтого, песочного цвета, а постельное белье темно-зеленое.
Но такая раскраска номера все равно не скрасит пребывание иностранцев в этом динамичном, но как-то унылом мегаполисе. В Шэньяне живет 7.4 млн человек, это один из крупнейших городов Китая, однако иностранные лица на здешних улицах редкость. Во всяком случае за три дня я не встретил ни одного блондина, кроме одного (о котором расскажу позднее). Город невероятно развился за последние десятилетия, превратился в урбанизированный рай, с гигантскими небоскребами, сверкающими лимузинами, проносящимися по широким автострадам, банкоматами на каждом углу. Рядом с вокзалом в моем районе я видел и коробку «Уол Марта» и несколько «Макдональдсов», «Пицца Хат» и т.п. Но это все скучно, однотипно. Когда я сделал видеоклип из фоток Шэньяна и выложил его на Рутуб, то получил такой комментарий: «Ну, я посмотрел на эти каменные джунгли. И что?».
Мне же в первую очередь в этих джунглях нужно было ориентироваться, найти дорогу к интересным местам. На следующее утро я отправился в исторический центр города. Он лежит довольно далеко на карте, мне кажется километров 10, пешком не дойти. Тем не менее, я пошел своим ходом по Zhongshan Lu. Эта улица – двухэтажный хайвэй, где места нет пешеходам. По бокам стояли высотки офисов, и когда я шел, то видел работниц, делающих зарядку. Вот такой коммунизм мне нравится.
Пройдя до многоэтажного перекрестка я повернул на юг, так как подумал, что эта автострада ведет совсем не к Гугону, а на север. Вокруг меня были рядовые кварталы, ничего интересного, но мне повезло - я увидел знакомое желтое здание еще одного филиала Home Inn. Я обрадовался и поспешил туда. Штат, конечно, не говорил на английском, но на языке жестов удалось объяснить, что мне надо. Ресепшенистка начертала на бумажке иероглифы со словом Гугон. На улице я поймал машину и показал водителю бумажку, он кивнул головой и мы поехали во дворец.
Исторический центр Шэньяна выглядел хорошо, как только мы въехали в ворота Старого города, то все здания вдруг стали китайскими с изогнутыми крышами, резными окнами и баконами, красными светильниками. Не уверен насчет старины, может это новостройки в традиционном стиле. Здесь оказалось много отелей, ресторанов, банков, я пожалел, что вчера с вокзала не приехал прямо сюда. Туристам здесь жить, питаться, отдыхать, заниматься шопингом очень удобно.
Купив билет, я прошел внутрь комплекса, наконец-то попал в родовое гнездо маньчжурских императоров. Мне очень понравились сосны в первом дворе, даже не знаю как ботаники их называют, но у этих не слишком высоких деревьев очень красивый вид, их роскошные, раскидистые кроны издалека выглядят миловидно мягко, лишь подойдя поближе можно разглядеть длинные острые иголки. Я бы назвал это дерево национальным символом Китая, ведь для иностранцев, особенно соседей, такой кажется страна – мягкая, добрая на вид, но внутри жесткая и практичная. Пройдя мимо сосен я поднялся к трехэтажной пагоде в типичном китайском стиле. Декор башни восхитителен, разноцветные колонны со скульптурами драконов, резные балки, выкрашенные в ярко-зеленый цвет. Но эта башня – только ворота в комплекс, ничего более.
Дальше было как обычно, полупустые (видимо разграбленные еще в древности) дворцовые помещения с редкими экспонатами и репродукциями портретов императорских особ. В садике с камнями и фонтанами можно было сфотографироваться с мальчиком в костюме цинского императора, бросить монетки на счастье в огромные бронзовые чаны с водой. С правой стороны комплекса меня поразила широкая императорская дорога, по которой правители выезжали, в конце ее стояли главные ворота комплекса. Я представил, как тут проводились парады, думаю, это было впечатляющее зрелище. Для императора и придворных в конце дороги стоял дворец с троном, с которого он мог взирать на солдат. Возможно, здесь же проводились все важные церемонии, от приема послов до лицезрения царственной особы. Уж больно место подходящее, широкое.
По сторонам этого плаца стоят серые домики-офисы. На каждом была табличка с указанием, какой министр, принц, вельможа здесь работал. Некоторые домики еще не отремонтировали, в уже открытых были размещены экспонаты, шкуры медведей, манекены маньчжурских воинов в полном боевом облачении, стяги, оружие и т.д. Хотя маньчжуры, как всем известно, намного уступали китайцам в древности и утонченности цивилизации, здесь это не чувствовалось, настолько все было устроено с умом, продумано до мелочей. Не было варварской грубости, которую я ожидал увидеть.
Посетив музей я вернулся на вокзал, попытавшись купить билет куда угодно. Были доступны билеты только в Далянь (Дальний), популярный у наших курортников. Описание в путеводителе не внушало оптимизм, в Даляне нет экстраординарных достопримечательностей, зато есть все блага цивилизации, утверждал последний 2011 года выпуск «Лонли Планет» по Китаю.
Перспектива шататься по железобетонным и стеклянным джунглям меня не прельщала, поэтому я решился уехать на автобусе. Как вы помните в блокноте ресепшенистка в Харбине написала три слова «гостиница», «ж/д вокзал» и «автовокзал». Последнее слово она написала не так, просто «автобусная остановка», поэтому я никак не мог поймать такси, таксисты смотрели на мою бумажку, показывали на остановку, на которой я стоял, один даже покрутил пальцем у виска, типа «ты с ума сошел?». Тогда я решился на хитрость – тормознув очередного таксиста сказал ему «Бейджинг/Пекин» и показываю ему бумажку. Догадливый водила сразу выскочил из машины помочь мне запихнуть чемодан в багажник.
Автовокзал Шэньяна находится рядом с северным ж/д вокзалом, окруженный устрашающими небоскребами. На вокзал я не зашел, так как меня поймали зазывалы, поняв куда мне надо, они провели в кассу на улице, там я купив билет немного подождал. Пришел старенький автобус, но со свирепо работавшей системой охлаждения воздуха, так можно и заболеть, настолько было холодно в салоне. Все места уже были заняты китайцами рабоче-крестьянского вида, видать гастарбайтеры, едут в Пекин, а может и дальше на юг на заработки.
Ехали мы до столицы Китая часов 6 или 7, по великолепнейшей автостраде без светофоров и перекрестков это было несложно. Пару раз останавливались около дорожных магазинов с кафе и на пропускных пунктах, где у всех пассажиров проверяли идентификационные карточки, у меня же был загранпаспорт. На первом пункте долго стояли, что пассажиры забеспокоились и вдруг мои соседи стали меня толкать, лопоча что-то. Они подумали, что автобус стоит из-за меня, и могли бы и вышвырнуть меня, если бы кондуктор не вернулся в тот момент с документами.
Все в порядке, но проверки будут еще не раз. Надо сказать трасса почти все 600-700 км была на мое удивление совершенно однотипной, полосы разделены аккуратно подстриженным кустарником, а по бокам дороги рос специально посаженный лес, так что мы ничего не видели. 600-700 км и ни одного поселка, ни полян, лугов, ничего – только частокол из деревьев. К концу поездки я уже их ненавидел, и думал побыстрее бы доехать.
Приехали в Пекин уже почти ночью. Автобус высадил нас на какой-то частной стоянке на северо-востоке города. Разумеется там были бомбилы, один ловко заграбастал мой чемодан и положил в багажник. Я не промах, спрашиваю сколько стоит проезд до улицы Дажалан в Цянмэне. Конечно, он хотел взять с меня втридорога, если в пять раз больше, чем по счетчику. Еще чемодан не хотел отдавать, слав богу у меня был телефон с сим-картой China Mobile, и я стал звонить в гестхаус «Лео». Таксист испугался, сразу же отдал чемодан.
Поймав другое такси на улице я приехал в «Лео», но забронированную комнату они уже кому-то отдали. Зимой я останавливался в другом гестхаусе «Цянмэнь» по соседству на Мэйши Дже, пошел туда, ресторан в приемном покое еще работал. Там всего два столика и за моим сидели шведы, парень - студент, а девушка работает на телевидении продюсером. Я попросил их покараулить за моими вещами, и обегал всю округу в поисках комнаты. Бесполезно, ничего не нашел. Тут мне повезло в «Цянмэне» - они ждали иностранную пару, забронировавшую номер, но те так и не появились. Поэтому эту комнату отдали мне. Я вернулся к шведам, мы выпили по бутылке пива на дорожку, они как раз уезжали в аэропорт. Поболтали о путешествиях, книгах Стига Ларссона, о работе, и разошлись уже в середине ночи.
Здесь есть четыре моих фотоальбома о Шэньяне, можете найти их либо через дневник, либо через мои материалы.