Ну вот, мы уже успели приехать. Так что дописываю уже дома, а дописывать придется очень и очень много. Но, поскольку так получилось, что я проходила то место, где произошел теракт, двумя днями раньше, придется немного отвлечься.
Я ведь шла и кляла на чем свет стоит арабские службы безопасности. Они не только наших соседок достали, но и нас. По дороге на Цейлон, - вскрыли чемодан, сломав замок. В результате уже в Шри-Ланке мы покупали новый чемодан и закрыли его на купленный маленький замочек. И что вы думаете? Получив в Москве багаж, мы обнаружили, что замочка нет, чемодан переворошили (конечно же, ничего не взяли). Я даже пожаловалась в багажном отделении, где мне сказали, что безопасность в аэропорту Дубай часто вскрывает чемоданы, но обязана оставлять соответствующую бумагу на дне чемодана.
А вот сейчас я рада, что где-то нормально работает служба безопасности. Пусть вскрывают, пусть смотрят, лишь бы не было терактов...
Поэтому о терактах. Только на Шри-Ланке. Ведь только около года назад здесь закончилась гражданская война, которая длилась более 30 лет. Такие продолжительные гражданские войны бесследно не проходят, и бедная страна стала еще беднее. Но наступил мир, и все думают о будущем, строят планы.
Возможно, у кого-то на слуху или в памяти совсем недавние новостные строчки: «Сегодня боевики «Тигры освобождения Тамил Илама совершили очередной теракт». Выражение «Тигры освобождения Тамил Илама» – это официальное название террористической организации, которая держала в страхе основное населения целые десятилетия. Название не случайно: в Шри-Ланке существует четкое подразделение всех основных проживающих этнических групп. И разобраться в этом вопросе несложно.
Цифры, которые даются на месте, немного отличаются от тех, которые значатся в ближайших родных справочниках. Но тенденция сохраняется: 75% жителей – сингалы (буддисты), 15% тамилы (в большинстве – индуисты), остальные мусульмане и христиане (католики).
Первоначально на острове жило некое население, возможно, оно было совсем темнокожее. Затем пришли сингалы, следом – тамилы (все – из разных районов Индии), арабы, португальцы, голландцы и изгнавшие голландцев англичане.
После арабов остались ланкийцы-мусульмане, после голландцев – бюргеры: это официальное название потомков смешанных браков голландцев с местными жителями. Сейчас бюргерами называют всех потомков смешанных браков – и португальских, и голландских, и английских. Они христиане-католики.
То, что остров всегда был лакомым кусочком для европейцев – неудивительно. Это обычная колонизаторская практика по отношению к такой манящей заморской территории, богатой природой (остров – в акватории Индийского океана с тропическим климатом), драгоценными камнями и специями (что важнее). Окончательную официальную независимость от британской короны Цейлон получил только в 1948 году (4 февраля). В отличие от ряда других стран «передача власти» была мирной. После этого Цейлон стал именоваться Демократической Социалистической Республикой Шри-Ланка. Такой у них социализм - с многопартийностью и частной собственностью.
В целом, европейское влияние чувствуется в культуре ланкийцев – так называют жителей острова. Об этом – в следующий раз. Как и о связи Шри-Ланки с соседней Индией («Ланка» – остров упоминается в древнейшем древнеиндийском эпосе, именно здесь Равана похитил жену Рамы).
Гражданская война и терроризм
В вооруженном конфликте 20 века участвовали две стороны: сингальцы и тамилы, буддисты и индуисты. Сингальцы – выходцы с севера Индии (это ими всегда подчеркивается) появились на острове в 6 веке до нашей эры. Существует множество легенд, которые описывают миграцию индоевропейского населения Индии на остров, с участием демонов и духов, как полагается. Тамильское население пришло из Индии в 3 веке до нашей эры, сначала – в качестве торговцев, затем была волна тамильских завоеваний.
Первый легендарный вождь прибывших индоарийских племен – Виджая, он и стал королем острова. Племя его называлось синхала (львы), от него и пошли сингальцы, а также название острова – Цейлон. Сами сингальцы, конечно, не были первыми, кто-то на острове уже жил, эти местные племена были пришельцами с севера Индии ассимилированы, уничтожены или оттеснены. Остатками этих совсем древних исконных племен являются сохранившиеся в Шри-Ланке племена ведда. Эти племена до последнего времени жили охотой и собирательством, только недавно стали осваивать рисоводство.
Тамилы – выходцы с юга Индии, потомки древнейшего дравидийского населения. Сами тамилы, кстати, тоже себя отличают: есть тамилы – потомки завоевателей острова, а есть тамилы – потомки рабов, завезенных англичанами для работы на плантациях. Это еще и разные касты. Но, тем не менее, тамило-сингальский военный конфликт разгорался.
Как водится, национально-религиозный конфликт перерос в сепаратизм. Тамилы захотели отделиться. Захотели весьма жестко: по стране покатилась волна терроризма и военных действий. Мусульмане никаким образом в конфликте не участвовали, их заботило развитие собственного бизнеса. В целом, европейское влияние чувствуется в культуре ланкийцев – так называют жителей острова. Об этом – в следующий раз. Как и о связи Шри-Ланки с соседней Индией («Ланка» – остров упоминается в древнейшем древнеиндийском эпосе, именно здесь Равана похитил жену Рамы).
Гражданская война и терроризм
В вооруженном конфликте 20 века участвовали две стороны: сингальцы и тамилы, буддисты и индуисты. Сингальцы – выходцы с севера Индии (это ими всегда подчеркивается) появились на острове в 6 веке до нашей эры. Существует множество легенд, которые описывают миграцию индоевропейского населения Индии на остров, с участием демонов и духов, как полагается. Тамильское население пришло из Индии в 3 веке до нашей эры, сначала – в качестве торговцев, затем была волна тамильских завоеваний.
Первый легендарный вождь прибывших индоарийских племен – Виджая, он и стал королем острова. Племя его называлось синхала (львы), от него и пошли сингальцы, а также название острова – Цейлон. Сами сингальцы, конечно, не были первыми, кто-то на острове уже жил, эти местные племена были пришельцами с севера Индии ассимилированы, уничтожены или оттеснены. Остатками этих совсем древних исконных племен являются сохранившиеся в Шри-Ланке племена ведда. Эти племена до последнего времени жили охотой и собирательством, только недавно стали осваивать рисоводство.
Тамилы – выходцы с юга Индии, потомки древнейшего дравидийского населения. Сами тамилы, кстати, тоже себя отличают: есть тамилы – потомки завоевателей острова, а есть тамилы – потомки рабов, завезенных англичанами для работы на плантациях. Это еще и разные касты. Но, тем не менее, тамило-сингальский военный конфликт разгорался.
Как водится, национально-религиозный конфликт перерос в сепаратизм. Тамилы захотели отделиться. Захотели весьма жестко: по стране покатилась волна терроризма и военных действий. Мусульмане никаким образом в конфликте не участвовали, их заботило развитие собственного бизнеса. Мусульмане там, в основном, торгуют. "Настоящие арабские" мусульмане: в белых туниках, тюбетейках и кудрявыми бородами.
Противоречия тамило-сингальского конфликта уходят корнями в глубокое прошлое. Это и исторически так сложилось: сингалы пришли первыми, тамилы позже, а в дальнейшем – совершали бесчисленные набеги. Так сложилось и географически: сингалы жили на юго-западе, тамилы – на севере, в средние века у тамилов уже было отдельное государство на острове. Так сложилось и религиозно: одни ортодоксальные буддисты, другие – индуисты (часть знати тамилов могла принять и буддизм, есть тамилы-христиане, но в целом можно говорить о тамилах как индуистах). Так сложилось в 20 веке уже и политически, когда парламент Цейлона принял антитамильские законы, фактически лишившие тамилов гражданских прав.
Результатом явилась тяжелейшая гражданская война, которая не остановилась и тогда, когда парламент, одумавшись, принимал противоположные законы (возврат тамильского языка как государственного и так далее). Окончание вооруженного конфликта пришло вместе с победой правительственных сил над последними вооруженными формированиями тамилов – это случилось совсем недавно, фактически – год назад.
Цунами
Еще шла кровопролитная гражданская война, а на острове случилось грандиозное стихийное бедствие: страшная волна цунами 2004 года, в результате которой в целом погибло около 200000 человек, только в Шри-Ланке – 50000 жителей.
Волна смела все поселения неподалеку от Коломбо – неофициальной столицы острова. Сейчас этот кусочек побережья застраивается беднотой, чаще всего – незаконно. О волне с пятиэтажный дом напоминают только голые участки земли и человеческая память.
В соседнем отеле, где останавливались девушки-соседки, спаслись те, кто был на третьем этаже. В нашей гостинице тоже были разрушения, подробностей узнать не удалось.
Тем не менее, главные ужасы позади, ланкийцы твердо в это верят. Политическая жизнь – стабильна, экономика еще в упадке, но есть надежды и планы, древние города – под охраной ЮНЕСКО, общество в целом – едино, видимых жестких противоречий не осталось. Основные города и памятники ЮНЕСКО находятся под усиленной охраной армии и полиции.
Как и чем живут жители, что они о себе говорят, – можно прочитать в следующий раз. Так что продолжение следует.