Дворцов прекрасных, спрятанных от любопытных глаз или стоящих на всеобщем обозрении во всей красе в столице Андалусии достаточно. Но Алькасар — это нечто необыкновенное, особенное. И увидеть его не просто хотелось, а просто мечталось и грезилось.
Но в Иберийском вояже с замками и крепостями как-то сразу не задалось. То нам показывали их со смотровых площадок, то лишь обозначали направление, где находятся строения, в Севилье же наши сопровождающие сами себя переплюнули в организации экскурсий. Уже у крепости и то без казуса не обошлось. Прилететь за несколько тысяч километров, чтобы довольствоваться осмотром стен или колясок, запряженных лошадьми? Пардон, уж это слишком.
Пропущу всю прелюдию, связанную с «проникновением» (не совсем как должно, но вполне законно) на объект Всемирного наследия ЮНЕСКО, главное – я все-таки туда попала.
Хотя не на весь день (такое могут себе позволить лишь туристы, путешествующие самостоятельно) и даже не на несколько часов, не важно, что успела – то увидела и очень этому рада.
Маврам, владевшим несколько веков подряд большей частью земель на Пиренеях и создававшим на них архитектурные памятники, сегодня мы все обязаны удовольствием прикоснуться взглядом к шедеврам, похожим на восточную сказку. Пусть даже несколько видоизмененных испанцами после окончания арабского владычества.
Все крепости, окруженные садами, мусульмане именовали одинаково – Алькасар, что в переводе значит «крепость, укрепленный замок».
Строительство первого дворца на развалинах арабской крепости X века, бывшего мавританского форта, началось в 1161 году. С ваннами, со сторожевыми башнями, мечетью и Гипсовым двориком (Patio del Yeso), где совершались омовения. Рядом с ним появились со временем и сохранились до наших дней Зал Правосудия (Sala de la Justicia), где вершились судьбы людей, и небольшой Двор Знамён (Patio de Banderas), тоже использовавшийся для разбирательств.
А первое, куда попадают туристы, минуя Львиные ворота Пуэрта-дель-Леон, за которыми и начинается Алькасар — во двор Леона, ограниченный древними укреплениями времен Альмохадов.
Арки в крепостной стене прорубили позже, при короле Педро I Жестоком в 1364 году, когда перестраивался дворец (хотя за век до этого и Альфонсо X Мудрый внес в это дело свою лепту) по типу мавританского с внутренними дворами, но теперь уже защищенного высокими стенами, к чему были привлечены мастера из Толедо и Гранады.
За арками — названный в честь охотников двор Охоты (Patio de la Montería).
Но здесь не только собиралась свита короля, в Охотничьем дворике и головы рубили, как было однажды с судьями, которым не повезло быть застигнутыми Педро I с прозвищем Жестокий за дележом денег. Их головы в назидание другим были выставлены для обозрения в Зале Правосудия.
В XVII столетии здание во дворе служило тюрьмой, а в XIX веке его заняла Академия пехотных войск. Сейчас там музеи Вооружённых сил и Осады 1936-1939 (тогда крепостью командовал легендарный Сид, Родригес Диас де Вивар).
От комнаты Адмиралов и Зала аудиенций его отделяет несколько шагов.
Испанский вариант алтарного образа – ретабль с Богородицей над изображением Карла V в красном одеянии и Колумба в золоченом.
Именно здесь Изабелла Кастильская в 1503 году подписала указ об открытии «Дома торговли», где бы решались вопросы по связям с Новым светом. Здесь же проходили встречи королевских особ с исследователями заморских территорий, и где побывали Колумб с Магелланом перед покорением новых горизонтов.
Изящные изразцы, чудесная лепнина и белые колонны вокруг миниатюрного бассейна – это живописный Девичий дворик (Patio de las Doncellas),
который еще называют и Патио фрейлин, откуда прежде с галереи верхнего яруса дамская часть населения дворца могла наблюдать за присутствующими здесь гостями, или там (если верить легенде) отбирали наложниц для халифа Кордовы, присланных в качестве дани.
Имели ли куклы какое-то отношение к девам прекрасным, не известно,
но пара кукол украсила одну из арок двора с великолепным орнаментом возле покоев королевской семьи, которому куклы и дали название. И если Двор кукол (Patio de las Muñecas) считают одним из самых элегантных дворцовых помещений,
то самым роскошным и впечатляющим резьбой по дереву и золоченым куполом, символизирующим вселенную, неповторимой мавританской вязью и арками в виде подков, безусловно, называют Зал послов (Salon de los Embajadores).
Сверху по периметру Посольского зала 56 ниш с портретной галереей кастильских королей от вестготов до Филиппа III, он использовался для официальных приемов.
Но каким бы роскошным не был дворец с его изысканным декором и прекрасными гобеленами (в Зале Гобеленов),
сады Алькасара затмили впечатления о нем многократно. Несколько внутренних двориков симпатичных и разностилевых,
]расположенных террасами и окружающих дворец,
плавно и органично переходят в великолепный парк, не менее знаменитый, чем королевский дворец.
Садово-парковому ансамблю досталось около 4/5 территории всего комплекса. Они-то и есть живая «душа» Алькасара, запомнившиеся больше всего.
На подступах к нему
мимо фонтана Меркурия не пройти.
В зеленой воде плавают рыбы,
а бог торговли, прибыли и обогащения спокойно взирает на них с высоты своего пьедестала.
На сады и на самого Меркурия можно взглянуть, поднявшись на галерею Гротесков.
Она замысливалась как обрывистый морской берег и целое десятилетие трудами миланского архитектора на месте бывшей мавританской стены превращалась в задуманное.
Не знаю, усматривается ли в ней крутой берег, мне же она видится галереей дворца или замка. А вид с нее и впрямь замечательный.
За аркой с фигурной лепниной
раскинулся великолепный парк с фонтанами, овитыми растениями беседками,
с пышно цветущей бугенвиллией,
с аккуратно постриженными кустами мирта и жасмина вдоль дорожек, расчерченных как по линеечке,
с изразцовыми, призывающими к отдыху скамейками,
с цветниками, скульптурами, гротами и тенистыми аллеями.
Здесь каждый уголок дышит свежестью, а все пространство наполнено тишиной и умиротворением. И никакие слова здесь не нужны.
Сады высаживали по типу английских ландшафтных садов, которые было принято разбивать на Британских островах в XVIII веке. При этом строгую симметрию «разбавили» восточной утонченностью и южным колоритом. Парк Алькасара, которым могут сегодня восхищаться все, создан в 1909 году под руководством главного садовника королевства Хуана Гра на месте прежнего, заложенного еще при Карле V.
Весь садово-парковый ансамбль состоит из самостоятельных садов, удачно дополняющих друг друга. У них и названия звучные: сад Меркурия и сад Цветов, сад маркиза de la Vega Inclan и сад Поэтов, Апельсиновая роща и Лабиринт, сад Трои, сад Галера и т.д. Еще при арабах зарождалось это великолепие и, меняясь на протяжении столетий, вобрав в себя все лучшее, обретало черты разных эпох.
Это настоящий рай, где «сердце бьется в упоении» и в блаженстве отдыхает душа. Если бы не плотный график экскурсий и переездов, целого дня было бы не жалко зависнуть в этом оазисе красоты и совершенства.
Но, кроме того, что Алькасар являл собой чудо каменного зодчества и садово-парковой архитектуры, он всегда был и ареной исторических событий, связанных с испанской короной. Здесь:
14 июня 1478 года у короля Арагона Фердинанда II и королевы Кастилии Изабеллы I родился принц Хуан;
в 1526 году Алькасар стал местом свадебных торжеств короля Испании Карла V с Изабеллой Португальской;
в 1729 г. здесь у королевской четы Филиппа V и Элизабет Фарнезе появилась на свет инфанта Мария Антуанетта;
во время восстания 1823 г. король Фердинанд VII с семьей провел в Алькасаре почти 2 месяца, живя в Севилье. Здесь же в окружении любви и красоты 17 апреля того же года у Франсиско де Паула де Бурбона и Луизы Карлотты родился младенец Генрих де Бурбон, которому через несколько дней после рождения был пожалован титул герцога Севильи.
Великолепный дворцовый комплекс Алькасар (исп. Reales Alcázares de Sevilla), выполненный в характерном для Андалусии и юга Испании стиле мудехар, на протяжении 7 веков служил королевской резиденцией, которую не единожды расширяли и перестраивали. Побывав и народным достоянием, после восстановления монархии Алькасар снова был возвращен королевской семье. И сегодня члены ее, бывая с визитами в Севилье, верхние помещения дворца используют как личные покои, а некоторые залы в качестве официальной резиденции.
P.S. Что же до меня, очередная мечта сбылась, и пора было двигаться дальше. Но о Севилье еще не всё сказано...