287 материалов по 81 объекту, 4 107 фотографий
- GPS
- Испания, Patio de Banderas s/n. C.P, Sevilla
- +34 954 50 23 24
- www.patronato-alcazarsevilla.es
Севильский Королевский Алькасар
Этот совет является частью дневника «Недельный отрыв по югу Испании»
С арабского “Алькасар” переводится как “укреплённый замок” или просто “крепость”. Подобных строений в Испании достаточно много и мы уже во время своего непродолжительного путешествия по югу Испании успели либо увидеть, либо их посетить. Однако, на сегодняшний день, это единственный дворец принадлежащий испанским королям почти 700 лет и в котором по-прежнему проживает королевская семья. Старейший дворец Испании является официальной резиденцией и местом для торжественных церемоний. Здесь праздновалась свадьба испанского короля Карла V и Изабеллы Португальской и в разные годы появлялись на свет принцы, инфанты, будущие императоры.
Время основания этого дворцового комплекса относится ко временам, когда арабы только начинали свое правление на юге Иберийского полуострова. Алькасар в Севилье был предназначен для проживания представителей халифа Кордовы. Огороженная высокой стеной крепость в далёком 1161 году имела не так много построек. Несколько сторожевых башен, мечеть, купальни.
Севильский Алькасар был отвоёван христианами во время Реконкисты в 1248 году, после чего стал резиденцией католических королей и претерпел значительную реконструкцию.
История нынешнего Алькасара началась в 1254 году, когда король Альфонсо X Мудрый приказал построить три больших готических зала во дворце, заложенном династией Альмохадов на месте древнего форта.
Существенный вклад в нынешний облик здания внёс Педро I, прозванный Жестоким (1350-1369). При нем оно было почти полностью реконструировано, став одним из лучших образцов архитектуры в стиле мудехар.
Для строительства Алькасара Педро Жестокий привез сюда остатки различных мусульманских построек, а так же пленных из Толедо и Гранады, которые должны были возвести дворец по его замыслу. В результате были построены прекраснейшие здания, сочетающие в себе традиции арабского зодчества и христианской архитектуры.
Последующие короли тоже расширяли и реконструировали Севильский Алькасар под свои нужды, но реконструкции эти были не столь значительными.
На сегодняшний день от средневекового строения сохранилась лишь часть стен и некоторые внутренние постройки. Но главное — планировка. Алькасар спланирован, как типичный мавританский дворец, в котором основные помещения размещаются по периметру внутренних патио.
Изящная лепнина, богатые украшения стен и потолков, множество тихих двориков, комнат и огромных залов с ажурными арками.
Этот дворцовый комплекс, окружённый высокими стенами со всех сторон, по-королевски роскошен и утопает в роскоши убранства и зелени садов.
При посещении Алькасара можно пользоваться аудио гидом на русском языке и картой, что существенно облегчает понимание предназначений тех или иных помещений. Однако дворцовая территория столь большая, что мы, посещая с маленькими детьми, не ставим за цель идти по обозначенному плану. Поэтому и мое повествование скорее всего не будет последовательным переходом из одного райского уголка в другой.
Входим в Алькасар через львиные ворота XII века Пуэрта-дель-Леон, названные в честь выложенного плиткой льва в верхней части.
Лев в короне, держащий в лапе распятие — символ Реконкисты. Однако раньше ворота именовались охотничьими — отсюда был основной выезд на охоту и поэтому патио, в которое мы входим, (Patio de la Montería) тоже называют в честь охотников, сопровождавших короля.
Это самое светлое пространство из которого можно проследовать в разные стороны.
Но перед этим мы зайдём в первое помещение, именуемое залом правосудия или комнатой Совета. Здесь собирались мусульманские визири (советники), и решали наиболее важные экономические и политические вопросы. В центре небольшой фонтанчик, вода к которому поступает из бассейна Гипсового дворика (Patio del Yeso), примыкающего к залу правосудия, который является самой старой сохранившейся частью дворца периода Альмохадов.
Изначально комната предназначалась для любовных утех Альфонсо XI, который был влюблен в Леонор де Гусман, самую красивую женщину Испании.
Осмотрев центральный охотничий двор, мы поворачиваем направо и попадаем ещё в одно историческое место неразрывно связанное с историей реконкисты и колониальной эпохой — Дом торговли (Casa de Contratación). Это одно из самых новых зданий на территории комплекса, построенное в начале XVI века в честь свадьбы Фердинанда II и Изабеллы I, союз которых имел важное политическое значение сразу для нескольких европейских стран. В одной из комнат этого здания в 1503 году Изабелла Кастильская подписала приказ об открытии Casa de Contratacion, кабинета, где решались вопросы, связанные с торговлей с Новым Светом.
В зале Аудиенций, на протяжении многих лет испанские монархи принимали моряков и исследователей, среди которых были и Христофор Колумб и Фернан Магеллан. Зал Аудиенций впечатляет своим восхитительным потолком тончайшей ручной работы, великолепно декорированный позолотой и живописью, а так же стенами, на которых изображены гербы известных испанских адмиралов.
В капелле, находящейся за этой комнатой находится знаменитая религиозная картина "Мадонна — покровительница мореходов".
Изображённая Мадонна укрывает своей мантией путешественников и моряков. Под левым пологом её плаща — Колумб, Америко Виспучи и Карл V. Под правым, на втором плане — американские индейцы. Говорят, это первое их изображение в Старом Свете. У ног мадонны королевский флот и на первом плане корабль Колумба "Санта Мария".
На втором этаже этого здания расположился небольшой музей, где представлены не только образцы удивительных по красоте израсцов,
.
.
.но и демонстрируется процесс их изготовления. Ведь Алькасар представил нам весь многогранный спектр вариантов украшения интерьера и экстерьера зданий: от сдержанной двухцветной керамической плитки до невероятных россыпей восточных орнаментов, окрашенных во множество цветов, словно роскошные хвосты павлинов, чинно разгуливающих по его садам.
В витринах музея видим интересные образцы глиняной посуды, покрытой золотом. Они сверкают под лучами направленного света и не поддаются фотографированию. Ещё один экспонат, который заинтересовал не столько своей красотой, сколько своим функциональным назначением — так выглядели первые визитные карточки. Что ж, выполнено с большой фантазией и искусством.
Осмотрев музей, мы продолжаем свою экскурсию, где нас ждёт невероятное кружево стен и витиеватость потолков, матовый блеск лазорево-оливковых мавританских изразцов, яркость и лучезарность "солнца Испании" азулехос.
Впереди одна из самых древних построек которая датируется 1254 годом.
Palacio gótico – дворец, являвшийся личной резиденцией Альфонсо Мудрого.
В 13 веке готика была распространенным архитектурным стилем в Испании. Расписные стены и шикарные полы, над созданием которых трудились известные мастера.
Проходим Королевскую часовню, построенную в 1271 году. Но сегодня здесь возвышается алтарь Девы де-ла-Антигуа XVIII века — копия существующего в соборе Севильи.
Попалась информация, связанная с находкой, обнаруженной при проведении реставрационных работ под королевской часовней готического дворца в Алькасаре. (фотография из Интернета)
При реставрации половой плитки XVI века был найден свинцовый саркофаг XIII века, внутри которого находился изрядно повреждённый временем деревянный гроб, в котором покоилось тело ребенка — пятилетней девочки.
Ранее никаких захоронений в этом дворцовом комплексе не находили. Поэтому находка стала для археологов настоящим сюрпризом и породила пока неразрешимую загадку.
Симбиозом различных стилей встречает нас зал Карлоса I, где готический потолок соседствует с азулехос в нижней части стен. В сюжетах керамических панно всё чаще встречаются изображения животных, которые не приемлемы для мавританской керамической отделки.
В зале Гобеленов висят 6 огромных изображений завоевания Туниса в 1535 году королем Карлосом I. Отправив флот к берегам Туниса ему удалось взять город и освободить тысячи обращённых в рабство христиан. Правда исход Тунисской войны, в итоге, был совсем не победоносный для всего христианского мира. Гобелены фламандского происхождения и были сотканы Франциском и Корнелиусом Ван де Готте.
Перед нами двухъярусный фасад дворца дона Педро, который по праву считается шедевром архитектурного стиля мудехар.
Для строительства этого фасада Мохаммед V, правитель Гранады, прислал в Севилью собственных мавританских ремесленников в обмен на военную поддержку Педро I.
С первого взгляда, кажется, что здание выполнено полностью в традициях мавританской архитектуры, но при более внимательном рассмотрении замечаем и готические элементы — декоративную надпись с именем архитектора и времени строительства, украшающие верхушки колон сталактиты и гербы Педро I, изображающие льва, а также Леонскую и Кастильскую башни.
Заходим во внутрь дворца. В убранстве залов и патио использовано гармоничное сочетания природных материалов – керамики и дерева. Они переплетаются между собой, разделяют стены или смешиваются в отделке, где керамические детали инкрустированы в дерево. Здесь в удивительной гармонии встречаются керамические панно различной тематики, в том числе и геральдической, мозаики и фрески.
Прогуливаясь по галереям и комнатам, украшенными красивой плиткой, мы попадаем в живописный внутренний двор Девушек (Patio de las Doncellas). Однозначно — это шедевр андалузского мудехарского искусства.
Был он построен во второй половине XIV века. Главное не торопиться, а налюбоваться изящной лепниной, изразцами и фризами. Тонкие, как девичий стан колонны, ажурная резьба, украшающая аркады, которые почти в два раза выше колонн, обилие света и фонтан в центре. Мастерам удалось добиться архитектурной гармонии и утонченности. И, пожалуй, это самая изящная и воздушная часть Алькасара.
Двор Девушек, это не только архитектурный, но и политический центр дворца Педро I. Свое название от получил от галереи верхнего яруса, с которого фрейлины и придворные дамы могли наблюдать за гостями, присутствующими на важных встречах.
Есть и другое объяснение названия этого дворика. По одной из легенд, спрятанных в этих бесчисленных залах и патио, название двор получил после того, как здесь был устроен смотр ста девушкам, полученным в уплату дани халифом Кордобы. Все сто были признаны прекрасными.
Как бы то ни было, а мне нравится то, что всё самое красивое отдано дамам)))youtu.be/CBoeT1a_fLs
Через три подковообразные арки из Двора Девушек можно попасть в спальню королей, которая сообщается с Двором Кукол, названным так из-за двух кукольных голов, спрятанных в орнаменте. Я, рассматривая эту бесконечную игру фантазии мастеров, смогла найти только одно маленькое кукольное личико.
Кукольный дворик – единственный, находящийся во дворце, и не имеющий выхода на улицу. Здесь могли отдыхать только члены королевской семьи.
Самым красивым и орнаментально богатым местом дворца считается комната Карла V в Посольском зале (Salon de Embajadores). Ее истоки уходят ещё ко временам, когда дворец был арабским. Со временем декор менялся и вносились изменения, но как и прежде этот зал был предназначен для встречи почётных гостей. В убранстве зала, также как и во всем дворце гармонично сочетаются разные стили.
Нижняя часть стен зала покрыта изразцами отдельных панно, ни один из орнаментов которых не повторяется. Потрясающей красоты разноцветные изразцы с разнообразными растительными и геометрическими орнаментами, которые складываются в сложные геометрические рисунки. Выше стены декорированы разноцветным стукко, в котором преобладают различные оттенки золотого, красного и коричневого цветов, формирующие тончайшие узоры с ромбовидными формами, завитками и декоративными надписями на арабском.
И главный шедевр зала — величественный свод из лиственницы, покрытой позолотой с орнаментом из звёзд, символизирующих вселенную, в центре которых находится звезда с 12 лучами работы Диего Руиса.
В XVI веке Филипп II приказал установить в зале фриз с портретами кастильских королей в верхней части стены. Так же при нем было построено несколько балконов, соединяющих Зал Послов с Верхним дворцом.
Интересно, но Посольский зал имеет и второе название "Половинка апельсина", которое было присвоено за сводчатый куполообразный потолок, действительно напоминающий половину фрукта. А может быть истоки ведут к очередной легенде, связанной с самим Педро?
В ней речь идёт о выборе судьи, когда на одно место было четыре претендента. Педро сорвал ветку апельсина, разрезал плод пополам и бросил ветвь в воду таким образом, что сверху нельзя было определить целый апельсин или он разрезан. После этого король обратился к каждому претенденту с вопросом: "что это?" Первые трое немедленно ответили, что это апельсин, а четвертый вынул ветвь из воды и только потом ответил, за что и получил место судьи, а первые трое были с позором изгнаны. Поучительная бы была история и в наши дни...
А мы продолжаем рассматривать зал. Ведь сегодня мы самые почётные гости. В зале три аркады, соединяющие его с другими помещениями.
Подковообразные арки — то что характерно архитектуре ислама.
.
Выходим из дворцовых помещений в Сад Меркурия, главным элементом которого является пруд с фонтаном- водопадом и центральной скульптурой бога Меркурия.
Выбор бога торговли не случаен, ведь своего золотого века Севилья достигла именно благодаря торговле. Живописные и орнаментальные скамейки вокруг пруда приглашают визитёров отдохнуть и наполниться живительной влагой. Или прикоснуться ко льву на свою удачу!
Дворцовые сады украшены множеством фонтанчиков разных эпох – от раннего средневековья до позднего классицизма. Мы не увидели здесь больших фонтанов. Многие из них дополнены скульптурными работами животных или невиданных зверей. Но везде присутствует какая-нибудь изюминка или необычность. Вот например, фонтан-водопад Меркурия — сверху с водосточной трубы в пруд падает струя воды. youtu.be/Jlw0gzARiwc
Или ещё один фонтан, засаженный густо растущим папирусом — Фонтан славы. Это единственный фонтан-орган семнадцатого века, сохранившийся в Испании, и один из четырех сохранившихся в мире youtu.be/RwBUCWLF3uk
Это любопытное изобретение приводится в действие гидравлическим давлением воздуха, создаваемое водой. Услышать негромкое звучание органа в саду можно в начале каждого часа. Надо сказать, что в мире есть только один мастер или настройщик подобного рода механизмов.
Этот фонтан устроен в стене или Галерее Гротеск, которая была построена в XVII веке на месте старой арабской стены из грубых камней, имитирующих морские скалы и крутой обрывистый берег. В течении десяти лет её создавал миланский архитектор Реста. По галерее можно пройти и полюбоваться на сады с высоты. youtu.be/6oHv2JUlt5M
От фонтана Меркурия начинаются регулярные французские сады со стриженными кустами, фонтанами, беседками, которые постепенно переходят в откровенный лес с высоченными деревьями, у подножия которых разгуливают павлины. Лес упирается в высокие крепостные стены, обвитые плющем.
В одном из уголков сада, недалеко от фонтана Меркурия, есть подземная купальня (Los Baños de Doña María de Padilla), названная в честь любовницы Педро Жёсткого. Вода, которая использовалась для водных процедур, была дождевой и собиралась в специальные цистерны.
Прогулка по дворцовым садам приносит удовольствие, здесь можно насладиться тишиной, которая нарушается лишь пением птиц.
.
К счастью, что за прошедшие века никого из испанских королей не смутила затейливая арабская вязь, опоясавшая стены, надписи с изречениями восточных мудрецов и цитатами из Корана. Как, например, на одном из главных зданий католической империи, выгравирована надпись на арабском "Нет ни одного победителя, кроме Аллаха".
Никому не пришло в голову уничтожить их или заменить. Благодаря этому в Севилье сохранился один из лучших образцов мудехарской архитектуры, во всем изяществе орнаментов и великолепии внутреннего убранства.
Мы побывали в другом мире, который создавали то ли люди, то ли боги. Но очевидно одно, что им была известна драгоценная сущность бытия.
В 1987 году ЮНЕСКО включило Севильский Алькасар вместе с Севильским Кафедральным Собором и Архивом Индий в список Всемирного наследия.
- Адрес:
Patio de Banderas s/n. C.P, Sevilla
- Телефон:
34 954 50 23 24
- Web-адрес:
Дешёвый ✈️ по направлению Севилья
- 18 дек 2021, 10:13удалитьАудиогид на русском! Большая редкость! Дворец — потрясающе красив!
- 19 дек 2021, 02:21удалитьКак оказалось, в Испании аудиогид на русском — не редкость.
- 18 дек 2021, 12:27удалитьИрина, я снова еще больше влюбилась в Севилью.
Не помню, вроде бы мы здесь не были, а вот Альгамбру помню прекрасно и Алькасар мне слегка ее напомнил.
Потрясающие краски, выдумка и мастерство. Какое счастье, что все это осталось на века и теперь мы можем этим сокровищем любоваться.
Шла за вами, затаив дыхание и наслаждалась!!!
Спасибо. Вы, как и я, поете песню славы и любви любому месту, где бы вы ни находились. И эти места достойны того. - 19 дек 2021, 02:27удалитьТанюша, спасибо большое, что были рядом! И мысли созвучны!
А вот Альгамбру мне ещё не удалось увидеть! - 19 дек 2021, 14:19удалитьИра! Какая вы молодец! С детками на руках вы сделали столько шикарных фотографий, что позавидует каждый профессионал!
- 19 дек 2021, 18:20удалитьИрочка, а я ворчу на себя, что не смогла передать увиденную красоту! Спасибо, поддержали!
- 20 дек 2021, 04:56удалить
iraldaнаписала 20 декабря в 02:20
Ирочка, а я ворчу на себя, что не смогла передать увиденную красоту! Спасибо, поддержали!
Да нет, вам удалось передать не только невероятную красоту, а воссоздать в моей голове целостность картины. Материалов о комплексе видела много, но только прогулявшись по галерее второго этажа, увидела, что представляет дворец. Огромное патио в прямоугольнике дворцовых залов. За что моя благодарность вам. - 21 дек 2021, 02:31удалитьМайнур, неожиданно и приятно. Там, действительно, не так-то просто разобраться и выбрать для себя логистику передвижения. Всегда боишься что нибудь самое самое прозевать. А описание многие только вносят неразбериху в голове.
- 19 дек 2021, 20:20удалитьШикарная прогулка! Красота необыкновенная! Спасибо, Ирочка!
- 21 дек 2021, 02:34удалитьЛеночка, спасибо! Посетили Алькасар один из первых, а взялась за него — последним. Такое величие трудно выразить словами)))
- 21 дек 2021, 05:59удалитьОчень хорошо тебя понимаю! До сих пор не могу взяться за Териберку, хотя уже год прошёл.
- 22 дек 2021, 18:47удалитьА я вот еще 2014 год все никак не закончу, а с тех столько всего накопилось — и за рубежом и у себя дома...
- 18 сен 2022, 22:49удалитьЕще раз прочитал с большим удовольствием. И был там уже раза три... нравится мне этот алькасар