• Родовой герб Палеологов и Мангупский орел
  • Плита 1425 г. с фрагментом монограммы , надписью и щитом с орлом
  • Печать Ивана III
...
1
Мангуп. Путь наверх Севастополь, Россия
  • Светлая тема
  • Серая тема
  • Бежевая тема
  • Зеленая тема
  • Темная тема

crimeaphile 11 августа 2011 г. в 14:09
вики-код
помощь
Вики-код фотографии:
код для блогов и форумов
помощь
HTML (для сайтов и блогов):
BBCode (для форумов):
сообщить модератору
закрыть

Или скопируйте этот код в ваш блог:

    Севастополь

    Севастополь

    LAT
  • 44.60342N, 33.52306E
  • Я здесь был
    Было: 564
    Хочу посетить
    2430

    266 материалов по 109 объектам,  4 398 фотографий

    Вики-код направления: помощь
    Топ авторов помощь
    grau59 637
    Были в Севастополе?

    Поделитесь впечатлениями!

     
    4
    crimeaphile
    помощь
    в друзья
    в контакты
    С нами с 2 июн 2011

    Мангуп. Путь наверх

     
    11 августа 2011 года||2 (2)| 9| 54584

    Эта заметка является частью дневника «Мангупские дневники»

    Мангуп. Путь наверх - начало дневников.

    «Это высокая крепость, расположенная на вытянувшейся к небу белой скале... Это ровный луг и приятная поверхность, а со всех сторон этой горы, на тысячи аршинов — ущелья, как адские колодцы... Внутри и снаружи этой крепости есть много тысяч пещер. Увидевший их поразится и приложит палец к устам... Потому что эту крепость нельзя сравнивать ни с одной крепостью в заселенной четверти [Земли]... потому что эта крепость есть творение Руки Могущественной» — так писал о Мангупе знаменитый турецкий путешественник XVII века Эвлия Челеби. Его именем, кстати, названа единственная улица в Ходжа-Сала, где мы так чудесно провели первую половину дня.

    1

    Автор: crimeaphile

    Из всех крымских «пещерных городов» Мангуп-Кале самый большой по площади, самый высоко расположенный и, несмотря на кажущееся отсутствие таких ярких, запоминающихся руин, как в Эски-Кермен или в Чуфут-Кале, кажется самым величественным, могущественным «пещерным» городом. Похоже, камни его впитали и сохранили силу и мощь столицы средневекового княжества Феодоро, раскинувшегося на весь горный Крым. Вряд ли создание такого влиятельного государства было возможно за такой короткий строк — из дошедших источников мы знаем лишь о столетии в его истории. Появлению княжества должен был предшествовать период объединения земель под чьей-то сильной рукой. Возможно, что эта рука была из знатного армянского рода Гаврасов, владевшего землями бывшего Понтийского царства внутри Трапезундской империи и опиравшегося на династические связи с ветвями императорских семейств Комнинов и Палеологов. Так, в русских летописях упоминается «князь Готии», Степан Васильевич Ховра, который был принят с честью в Москве в конце XIV века, позже принявшего там монашество под именем Симон.

    1

    Автор: crimeaphile

    Княжество Феодоро занимало видное место в Восточной Европе — в документе того времени «О происхождении оттоманских императоров» князь Готии упоминается на равных с королем Сербии, а готы — с валахами. Княжеский дом, конечно же, старался укрепить династические связи. Известно, что дочь князя Алексея — Мария в 1426 году была выдана замуж за Трапезундского царевича, позже ставшего последним императором. А другая Мария—дочь князя Исаака—в 1472 году была выдана за господаря Молдавского Стефана III.

    Родовой герб Палеологов и
    1

    Автор: crimeaphile

    Родовой герб Палеологов и Мангупский орел

    Также из документов известно, что в 1474—1475 годах великий князь московский Иван III Васильевич поручал своим послам вести переговоры о женитьбе своего сына на дочери князя Исаака, управлявшим тогда Феодоро. Браку помешало турецкое вторжение в Крым в 1475 году. Сам же великий князь московский Иван III женился на племяннице последнего византийского императора Константина XI Софье Палеолог парой лет раньше — в 1472 году. А сопровождал Софью — племянницу последнего византийского императора — мангупский князь Константин Гаврас. Он был удостоен этой чести как «родственник невесты», и, вероятно, потому, что члены его рода, потомки Степана Васильевича Ховры давно уже обосновались в Москве. Брак на девушке из рода Палеологов давал право на употребление семейного герба двухглавого орла.

    Плита 1425 г. с фрагменто
    0

    Автор: crimeaphile

    Плита 1425 г. с фрагментом монограммы , надписью и щитом с орлом

    Так византийский орёл стал символом Московского княжества и впоследствии всей России. А Москва стала претендовать на звание Третьего Рима…

    Печать Ивана III
    1

    Автор: crimeaphile

    Печать Ивана III

    С конца XV века великий князь, государь и самодержец Иван III именовался в церковных текстах «новым царём Константином», а Москва—Новым Константинополем. Таким образом брак с Палеологиней послужил внешней формой, закрепившей то, что уже осознали окраины византийского мира, куда входили южнославянские страны. Среди этих православных народов Русь стала преемницей Византийской империи.

    1

    Автор: crimeaphile


    Но вернёмся на Мангуп. Впервые он упоминается под именем Дорос, как столица Дори или Крымской Готии, созданной мигрировавшими с Балтики в Таврику готами. Но первые люди пришли на Мангуп гораздо раньше — где-то шесть тысяч лет назад. В первом тысячелетии до нашей эры тут селились тавры. В начале нашей эры основывается поселение в районе Чуфут-Чеарган-Бурун (мыса Призыва Иудеев). Здесь, спасаясь от степных кочевников, стали селиться скифо-сарматы. На рубеже V и VI веков начинается новое строительство, на Тешкли-Бурун (Дырявом мысе). На горе возникает новое поселение — город Дорос, ставший столицей страны Дори. Его жители — потомки готов-трапезитов, смешавшиеся с потомками тавров, скифов, сарматов, аланов; греками, армянами и другими народами полуострова. Этот конгломерат населения назывался просто — христиане, так как выяснить национальность было практически невозможно.

    1

    Автор: crimeaphile

    Вплоть до VIII века Дорос широко известен как центр самостоятельной Готской епархии. Несмотря на два успешных восстания против укрепившегося Хазарского каганата, Дорос был захвачен хазарами, подвергся разрушениям и обезлюдел. В документе X века он уже упоминается под именем Мангуп как укрепленное поселение, принадлежащее хазарам.

    В том же столетии, после падения Хазарии, на Мангупе появляются караимы - евреи, исповедывающие одно из древнейших течений в иудаизме. Селятся они в верховьях балки Табана-Дере (Кожевенный овраг) и на мысе Чуфут-Чеарган-Бурун, защищенных крепостными стенами.

    В 1362 г. Мангуп уже назывался Феодоро — в надписи на камне, обнаруженной при раскопках Мангупской базилики, говорится о восстановлении Феодоро и строительстве башни верхнего города. Однако этому событию предшествовал длительный период запустения с XI по XIII в. Столетия эти называют «тёмным временем» в истории города. До сих пор, несмотря на ежегодно проводимые раскопки, не только не удается выделить культурные слои, но чрезвычайно редки даже отдельные находки предметов этого времени. Нет данных и о существовании какой-либо заметной застройки на горе Мангуп в этот период. Возможно, жители Мангуп-Кале покинули город. И это могло произойти после расширения христианского комплекса на горе Мангуп.

    1

    Автор: crimeaphile

    О происхождении топонима «Мангуп» уверенно не говорит ни один источник. После Х в. он исчезает и появляется во второй половине XIV в., сосуществуя с названием Феодоро, обозначавшим княжество и его столицу. Татарские названия горы Мангуп — «Баба-Даг», «Баба-Кая» означают «Отчая Гора», «Отчая Скала», а «Мангуп-Кале» — всего лишь «крепость на вершине горы Мангуп». Существует гипотеза об очень древнем индоарийском (таврском) происхождении топонима «Мангуп» — «материнская гора». С.В.Харитонов в своей книге «Пещерные города Крыма» высказывает предположение о том, что корни названия уходят в легенды, ядром которых является повествование о женщинах, в силу тех или иных обстоятельств — в первую очередь из-за военных походов — разлученных с мужчинами своей семьи и нашедших убежище на вершине высокой горы. В подтверждение этой версии он приводит рассказ одного жителя села Ходжа-Сала: «Основание Мангупа, судя по преданию стариков, положено какими-то женщинами, которых мужья выступили на воинственный промысел в отдаленные богатейшие страны света... Женщины эти поселились на самой вершине Баба-Кая, а рабов своих разместили в пещерах, окружающих эту возвышенность». Далее рассказывается, что рабы пожелали сами сделаться господами, а женщины, узнав об их замысле, решили их истребить. Однако рабы одержали победу: старых женщин они сбросили в пропасть, а остальных обратили в жен-прислужниц. Но «...вдруг неожиданно возвратились их господа». Рабы растерялись настолько, «...что и сами решились броситься с той скалы, откуда сбросили некогда своих госпож. Сделавшись по-прежнему обладателями этой местности, воины эти, признав недостойным сожительство с женщинами, прижившими детей от рабов своих, постановили истребить их со всем поколением, а самим удалиться навсегда из этой страны. И невинно осужденные прекратили жизнь свою под ударами сабель. Деды наши рассказывали, что от крови их повырастали те деревья, листья которых ныне собираются здесь в громадном количестве для окраски сафьянов. После этих событий вершина Баба-Каи долго оставалась необитаемою, пока местные жители страны вынуждены были занять и укрепить её теми стенами и крепостями, развалины которых вы увидите завтра...».

    1

    Автор: crimeaphile

    Руины Мангуп-Кале сохранились на плато, максимальная высота которого 583 м над уровнем моря. С трёх сторон мангупское плато ограничено скалистыми обрывами, достигающими 70-метровой высоты. И только с северной стороны, где склон горы прорезан тремя глубокими балками, были расположены мощные оборонительные стены с башнями.

    0

    Автор: crimeaphile

    «Положение Мангупа необыкновенно, — писал русский исследователь-крымовед Петр Кеппен. — Находясь, так сказать, между небом и землей, он мог бы, кажется, противостоять всем превратностям мира». Но не сложилось. Старый житель села Ходжа-Сала завершил свой рассказ С.В.Харитонову о Мангупе следующими словами: «...там каждая почти пещера, каждая груда камней имеет свою повесть грустного содержания».

    Летом 1475 г. после захвата Каффы, Солдайи и других генуэзских владений на Южном берегу Крыма турецкая армия подошла к горе Мангуп и осадила город Феодоро. Вооруженные пушками, турки несколько раз штурмовали столицу Феодоро. Осадные действия велись с двух сторон. Вначале с южной стороны мангупского плато была предпринята попытка штурма по расщелине Демир-Капу (Железная дверь). Однако крутой склон, крепость стены и согласованные действия защитников не позволили туркам прорвать здесь оборону.

    1

    Автор: crimeaphile

    Тогда с противоположной, северной, стороны в верховье балки Гамам-Дере, под западным обрывом мыса Елли-Бурун (Мыс Ветров), была оборудована вторая позиция турецкой артиллерии. Причём, для доставки пушек в балку Гамам-Дере была проложена специальная дорога. Стены крепости обстреливались гранитными ядрами диаметром 40 см и массой до 80 кг. Раннесредневековая стена выдержала это испытание. С тыльной её стороны была сделана насыпь из камней и щебня, компенсировавшая сотрясения при попадании ядер. Во время раскопок археологами были найдены скелеты защитников, которым приходилось под обстрелом ремонтировать стену, и тысячи осколков ядер, а также наконечники турецких стрел.

    1

    Автор: crimeaphile

    Только в конце 1475 г. столица Мангупского княжества оказалась в руках осаждающих. Турецкие источники сообщают о том, что лишь хитростью — притворным снятием блокады и отступлением — удалось выманить осажденных из крепости и на их плечах ворваться в город. Последним очагом сопротивления феодоритов была цитадель на Дырявом мысе (Тешкли-Бурун). После падения Феодоро члены княжеской семьи были пленены и доставлены в Константинополь. Взрослые мужчины были казнены, а малолетние княжичи избежали сей участи — по тогдашней традиции они были обращены в ислам и получили воспитание при дворе турецкого султана.

    Бывшая же столица Феодоро была превращена в турецкую крепость, которая неоднократно перестраивалась и дополнялась новыми участками линии обороны вплоть до 1774 года, когда турецкий гарнизон покинул Мангуп-Кале, и город на вершине горы Мангуп опустел.

    1

    Автор: crimeaphile

    Меж тем, чтобы увидеть то, что осталось от города, сохранилось, невзирая на столетия и войны, нужно «уважить» Гору — подняться почти на 300 метров над приютившей нас чайханой.

    1

    Автор: crimeaphile

    «…Гора-чудовище, гора-страшилище, гора-эверестище, гора-ужас, гора-кошмар. Муравьишки у подножия, муравьишки суетятся, муравьишки поправляют рюкзаки… Дороги здесь две. Одна полегче, по ней когда-то на арбах ездили, но это далеко — с другой стороны. Обычно поднимаются туристской тропой, вот она, беленькая такая, по диагонали тянется. Да, Света, самое смешное, что по ней вполне можно взобраться. И даже быстро, обычный норматив — сорок пять минут. Удивляешься? А мы поднимемся быстрее, вот увидишь. Мы же без вещей, и солнце еще не в зените. К слову, на сердце никто не жалуется? Ну и прекрасно!» (А.Валентинов «Созвездье Пса»).

    0

    Автор: crimeaphile

    По «Валентиновской» тропе в Гамам-Дере (Банном овраге) мы и не ходили — она заросла и редко теперь используется, зато пару раз мы поднимались по крутой тропе в Капу-Дере (Воротный овраг) — та ещё потовыжималка — зато прямо к городским воротам. Сейчас традиционна более пологая — туристическая тропа от чайханы. И, к слову, по какой бы тропе ни шли, с вещами или налегке, мы всё равно укладывались в этот магический мангупский «норматив» — сорок (пять) минут. Быстрее не пойдёшь — дыхалка, сердце, жарко. А медленнее — какой смысл?

    1

    Автор: crimeaphile

    0

    Автор: crimeaphile

    Пройдя чуть больше полпути, мы видим широкий пролом в высокой оборонительной стене, перегораживавшей ущелье.

    1

    Автор: crimeaphile

    Возведена стена, согласно надписи, сохранившейся в каменной кладке, в 1503 г. Для постройки стены были использованы каменные блоки из более ранней фортификации.

    1

    Автор: crimeaphile

    Обычно (укладываясь в «норматив») с языком на плече мы просто ползли вверх по тропе до родника, но в прошлом году вдруг открыли для себя находящийся в стороне от торной тропы и шумных экскурсионных групп Северный монастырь. И теперь нам не терпелось показать его друзьям — ведь они, хоть и были здесь раньше, но, оказывается, столько всего не видели!

    1

    Автор: crimeaphile

    Мангуп. Северный монастырь - продолжение.

    Фотографии:
    Андрей Илюхин, Елена Свиридова, Юлия Шартова, Вадим Авдюнин, 2005-2011 гг.
    Использованы материалы книг:
    «Княжество Феодоро и его князья», Фадеева Т. М., Шапошников А. К.
    «Тайны горного Крыма», Фадеева Т. М.
    «Пещерные города Крыма», Харитонов С. В.

    вики-код
    помощь
    Вики-код:
    Выбор фотографии
    Все фотографии одной лентой
    20 фото
    dots

    Дешёвый ✈️ по направлению Севастополь
    сообщить модератору
    • vizantijka
      помощь
      vizantijka
      в друзья
      в контакты
      С нами с 29 окт 2010
      13 авг 2011, 14:19
      удалить
      Обалденно интересно! Вам книги и учебники надо писать. Так ярко, ясно, доходчиво и интересно написали.
      Я кое что знала из истории Крыма, но у Вас так замечательно изложено.. , читала как будто заново открывала Крым. Классно!
    • mgara
      помощь
      mgara
      в друзья
      в контакты
      С нами с 24 дек 2010
      26 авг 2011, 22:29
      удалить
      Мангуп- это вдохновение!
    Читайте также
    Наверх