Серпухов

Серпухов

LAT
  • 54.92061N, 37.41690E
  • Я здесь был
    Было: 137
    Хочу посетить
    668

    87 материалов по 47 объектам,  885 фотографий

    Вики-код направления: помощь
    Топ авторов помощь
    Vazlav 105
     
    3
    NatalyA
    помощь
    в друзья
    в контакты
    С нами с 6 апр 2009

    Серпухов или Павлиный глаз. Ч.1

     
    10 июля 2009 года|| 20| 48863

    Оглавление 1й части: Путеводители. Немного про Серпухов. Серпухов и павлины. Как древние мастера строили города. Владычный женский монастырь.
    Как найти. История монастыря. Сегодняшний облик монастыря.

    Нравятся нам путешествия одного дня. Мы вошли во вкус, распробовали их и уже разгорелся аппетит, постоянно хочется ещё-ё-ё. Во-первых, удобно – один день, не очень большие расстояния и дорога не выматывает. Во-вторых – все впечатления концентрированные. В-третьих – удовольствие получает ещё от одного факта, что оказывается в ближнем и дальнем Подмосковье есть просто замечательные места, о которых ты либо ни сном ни духом, либо краем уха, а тут такие подарки.
    Серпухов – неоднозначный, упрямый город. Раскрылся он нам не с первого раза, когда мы сюда приехали познакомиться с городом, а со второго, когда через него мы уже проезжали в Зубровник в Приокско-Террасном заповеднике (о нем в следующем рассказе). Неоднозначность города обусловлена, прежде всего, нашей суетой. Хочется сразу посмотреть и то, и это, начинаешь метаться и пропускаешь главное. А это «главное», как ни странно и обычно – что-то не очень заметное, скромное, невысовывающееся, некричащее. Так вот в Серпухове главное – это попасть в ритм жизни и побродить по его улочкам.
    Потому что у Серпухова – уникальная застройка. Плюс два очень интересных монастыря – Высоцкий мужской и Владычный женский. Плюс церкви. Плюс Кремлевская (Красная) гора. И плюс павлины. Обо всем не торопясь, расскажу ниже.

    Путеводители.
    Мы пользовались мини-путеводителем «Подмосковье. Маршруты выходного дня» (Егорова Л.). В принципе из него мы узнали немного общей информации о Серпухове. Зато в самом городе в Историко-Художественном музее (Троицкий собор, Красная гора) я случайно выловила книжку «Художественное наследие Серпуховской земли» (Разумовский Ф.) – желтенькая, размером ~20х10см, мягкая бумажная обложка, плохая типография, рассыпающиеся страницы, стоимостью 80руб. Зато – содержание! Это что-то. Вот от всей души спасибо автору за мысли, за идеи, изложенные в этом труде.
    Заметила странную вещь – покупаю много книг, но прямо пропорционально этому количеству и выкидываю их с полок. И ведь вроде обложки красивые, и авторы популярные, но прочитал раз – и забыл. А зачем мне устраивать дома склад одноразовых изданий? Зато вот эту книжку обчирикала карандашом - очень необычное нестандартное наполнение, есть о чём задуматься, язык отличный, интерес неподдельный к истории Серпухова.
    Ещё важный совет – когда едешь в любой подмосковный город – нужна его карта. Но где её брать? Один из вариантов – купить на месте, в первом попавшемся на глаза киоске «Союзпечать». Мы так и сделали. Но это была не карта, это была бумажная скатерть невероятных размеров. Когда мы её разворачивали в машине, она заполоняла собой всё свободное пространство. На ней мы с трудом, утирая пот, находили нужные улицы, и приклеивали к ним палец, чтобы случайно не сбить его с найденного места, а потом полчаса снова не искать. На этой карте были указаны даже номера всех домов. Я думаю, что это полезная информация для таксистов, но туристам-то оно зачем??
    Лучше всего выбрать грамотно составленный атлас Подмосковья. Ищите такой, чтобы в нём присутствовали «схемы проезда по городам Подмосковья». Вот это весчь! У нас два таких атласа-помощника: в одном подробные, хорошо прорисованные дороги (сиреневый, Московская область), в другом как раз уличные схемы городов (зелёный, Атлас автодорог Подмосковья). Почему два?  - потому что составителям, наверное, крайне трудно и сложно, совместить два этих ценных качества в одном полноценном атласе.
    В Поленово обязательно купите книгу внука художника Фёдоро Поленова «Хранители родников». Она продается в Фахверковом сарае, у неё очень маленький тираж.

    Немного про Серпухов.
    Надо сказать спасибо московскому князю Иване Калите, который в нач.14в. беспокоясь о своих трёх сыновьях и о своём очередном непредсказуемом визите в Орду, написал две духовные грамоты, в которых распределил всё своё княжеское имущество между ними. Теперь именно благодаря этим документам историки знают о существовании русских городов. Здесь есть и про Серпухов, который достался в наследство младшему сыну Андрею: «А се даль сыну своему Андрею: Лопасну, Северьску, Нарунижское, Серпухов…». Дата написания датируется ~ 1339.
    А через 30 лет в 1374 здесь в Серпухове уже сыном князя Андрея – князем Владимиром Андреевичем (будущим Храбрым) строится Кремль. Древний Серпухов называли – «Свят Град».
    Серпухов находится в 100км от Москвы. От МКАД (Варшавское шоссе) к нему ведут две дороги: Е95 - обычная через Подольск и Чехов, которая называется либо Старой Симферопольской дорогой, либо Старой Московской и М2 - скоростное шоссе Москва-Симферополь.
    В Серпухове живет ~ 130тыс.человек.
    Сайт города: www.serpuhov.ru.

    Серпухов и павлины.
    Представляете – на гербе старинного русского города Серпухов изображены – павлины!
    Герб Серпухова: «В червлёном (красном) щите на серебряном холме стоящий золотой павлин с зелёными блестками на перьях распущенного хвоста и с червлёными глазами. В вольной части - герб Московской области - изображение Георгия Победоносца на коне, поражающего копьём змия».
    Герб Серпуховской области тоже с павлином, к которому только ещё добавился зубр: «В зеленом поле повышенный узкий серебряный пояс, вверху над которым золотой павлин с червлеными (красными) блестками на перьях распущенного хвоста и с червлеными глазами, а внизу золотой зубр с черными рогами, глазами и копытами».
    Геральдисты трактуют так:
    Золото - символ прочности, силы, великодушия, богатства и солнечного света.
    Серебряный пояс – река Ока.
    Зелёный цвет - отражает красоту местной природы и сельскохозяйственную направленность района.
    Красный цвет - символ богатства, любви и мужества.
    Зубры – водятся в Приокско-Террасном заповеднике рядом с Серпуховом и символизируют заботу об охране природы.
    А павлины? Про них почему-то ни слова…!?.
    В Серпухове этих экзотических птиц почему-то разводят в древнем Владычном монастыре. Почему? Павлин появился на первом гербе города, утверждённом в 1781 году. Распушил себе хвост на весь можно сказать герб. Оказывается, павлин – символ раскрытого сознания, а на его хвосте рисунок с множеством глаз - которые символически «видят повсюду». Вот тебе и «павлины, говоришь».
    Кстати, станция московского метро «Серпуховская» тоже имеет оформление в виде павлина.

    Как древние мастера строили города.
    Архитектура древних русских городов была уникальной. Потому – что между пространством и человеком возникали особые отношения. Во времена Киевской Руси древние мастера обладали ландшафтным зрением и пейзажным мышлением и знанием системы прозоров.
    Ландшафтное зрение – это способ вчувствоваться в окружающий мир.
    Пейзажное мышление – умение увидеть, пережить и осмыслить окружающее пространство.
    Прозоры – красивейшие виды, основа необыкновенной гармонии и зрелищности любого древнего русского города.
    Древнерусский образ города сильно влиял на человека. Он мог и не блистать архитектурными шедеврами, но быть «совершенным воплощением изумительного художественного замысла» древнего строителя. Земля была другом и величайшей ценностью. А города были идеально вписаны в тонкости рельефа и пейзажа. Культовые здания стояли на особых энергетически сильных точках. В любом городе были такие места, откуда открывались потрясающие душу виды русской природы и самого «града». И это любование городом-«градом», умело и бережно вписанного в природные объятия – это было личным богатством любого думающего русского человека.
    Серпухов строили древние мастера из 14 века именно по таким правилам.
    Цитата к месту: «Вид старинного города и разных в нём зданий подали мне также поводы к размышлениям особым…» /из книги 18 века.

    Владычный женский монастырь.
    (ул. Октябрьская, 40)
    Как найти.
    Я сначала написала подробно, как мы его долго искали – получилось на полстраницы. Поэтому решила всё стереть и переписать. Зачем кого-то тоже путать, лучше напишу сразу, как доехать. Почему-то издалека из Москвы, Серпухов кажется ма-а-леньким городом, и думается, что никакой карты не потребуется – монастыри увидим, церкви найдем, спросим, разыщем, там до всего рукой подать. Но с учётом того, что Серпухов, расчерченный улицами, напоминает листок в клеточку из школьной тетради, оказывается, задача перед вами – не ошибиться в повороте на нужную улицу – не из простых.
    Мы въехали в Серпухов по Старой Симферопольской дороге (это не скоростная трасса М2). Это важно, потому что она плавно переходит в Московское шоссе, потом в Московскую улицу в Серпухове. Проехали прямо, перед рекой Нарой и мостом мы свернули направо по стрелке-указателю «Владычный монастырь». Это улица Володарского. По ней снова нужно ехать прямо, и переехать через новый небольшой мост/ик через всё ту же Нару (в этом месте она узкая). Сразу за мостом – поворот налево по второй стрелке-указателю. Это Пролетарская улица. По ней ехать до конца и повернуть направо. Это улица Октябрьская. Улица Октябрьская – очень длинная, едем почти до конца (у монастыря адрес - дом 40), и, наконец, видим монастырские ворота.
    Ещё не успели припарковаться, как я выскакиваю из машины и бегу к палатке «Монастырский хлеб» слева у ворот. Выбор очень большой, продается много разного хлеба, как дрожжевого, так и на хмелевой основе, сдоба. Скажу сразу – вкуснее монастырского хлеба и выпечки, чем здесь в Серпухове, во Владычном монастыре, пока не пробовали. Особенно понравился – Заварной пряный (с кориандром, тмином, фенхелем, на хмелевой композиции), Сергеевский (из пшеничной и ржаной обдирной муки), Афонский. Вообще весь хлеб и вся сдобная выпечка – бесподобные. Спасибо всем, кто советовал.
    История монастыря.
    Владычный монастырь стоит на реке Наре. В этом месте у неё берега разной высоты. Один – низкая пойма (раньше здесь шумел густой «хоромный» сосновый бор). Ровно противоположный берег – высокий и крутой, назывался Высокий холм.
    Владычный монастырь находится на менее выигрышном по красоте, низком берегу, но, тем не менее, место это – особое.
    В 1360 году его выбрал для монастыря митрополит Киевской и Всея Руси Алексий (Елевферий Бяконт), который, если кто знает не шаблонную русскую историю - был русским правителем (7 лет, 1359-68гг.). Московский князь Иван Красный (сын Ивана Калиты) завещал Алексия быть опекуном его малолетнего сына Дмитрия (будущего Донского), и «принять на себя заботы о судьбе династии и Московского княжества». Митрополит согласился исполнить его волю. В это же время ему было тонкое видение – «великий свет осветил келию его и он услышал глас от иконы Пресвятой Богородицы: «Алексие, Алексие, поставь монастырь во имя Мое. В пределе града Серпухова, там возлюбила Я место на спасение многим душам человеческим».
    Алексий посылает в Серпухов своего келейника Варлаама. Тот стал бродить по окрестностям и как-то приглянулся ему этот берег Нары недалеко от впадения её в Оку (в 4-х км). Он заночевал здесь и ночью ему был дан знак: слышал «звон великий и гремения сосудов железных и медных». Алексий тоже сюда подъехал, но выбранным местом остался недоволен. Заночевал, а ночью и сам услышал те же звуки. Поэтому он повиновался и велел заложить обитель. А Варлаама назначил руководить строительством. Монастырь именовался не Алексиевским, а Владычным потому – что Варлаам «видел Владычицу (Божию Матерь на Руси называли Владычицей Богородицей) и устроился он Ее Промыслом».
    Надо также отметить, что помимо знаков, это место Владычному монастырю выбрали и по другим причинам: Высокий холм и так «держал» пространство над рекой – поэтому нужен был зрительный противовес, другая доминанта, чтобы привлекать глаза, взгляд в сторону «града». Ландшафтное мышление, понимаешь.
    Полное название монастыря – Владычный Введенский. Дело в том, что митрополит Алексий блестяще владел символическим языком, и решил основать близ Серпухова монастырь в честь праздника «Введения во храм Богоматери» - когда 3-х летнюю Деву Марию родители приводят в храм «воспитатися». Суть праздника была намёком на свою роль воспитателя царевича Дмитрия и его двух младших его братьев; как бы на духовный смысл своей задачи; на полный отвод мыслей о своих тайных претензиях на престол.
    И ещё была важная причина возведения обители. Возведение белокаменных храмов не в Москве, а в крохотном, слабо укреплённом городке, окраинном уделе Московского княжества – имело важное значение, поскольку это было место духовной силы, так необходимой русскому народу. Через 20 лет (в 1380) произойдёт Куликовская битва - не просто сражение, а победа, первая русская победа над 200-летним Игом. Это было идейное строительство, сейчас бы сказали – целевое. И именно ради этой высокой цели, предчувствуя её и, готовя её, митрополит Алексий возвёл обитель, одолев немыслимые трудности, даже, несмотря на обладание всеми княжескими полномочиями,
    Владычный монастырь – 1-й из четырёх (это Спасо-Андроников, Чудов и Симонов монастыри), основанных митрополитом Алексием.
    Через 200 лет, в нач.16в. для монастыря наступил период расцвета, связанного с именем Бориса Годунова. Этот русский царь-«болярин», под которым шатались ножки незаконно занятого престола, предпринял декоративный PR-поход на татарского хана Казы-Гирея. Сначала, как подобает, громогласно раструбил, что идёт «спасать Отечество», вышел из Москвы, дошел до Серпухова, разбил здесь полотняные шатры, в которые прибыло крымское посольство. В шатрах, поели мёду, попили пива, душевно поговорили и полюбовно разошлись в разные стороны. Так царь присовокупил к своему образу характеристику «победитель», массово раздал медали и подарки, и вернулся в Москву.
    Владычному монастырю, около которого и стоял «полотняный град», очень повезло – Годунов пожаловал ему значительную сумму, на которую были очень быстро перестроены все здания. Все, что сейчас мы видим в монастыре – каменный Введенский собор, шатровая Георгиевская церковь с трапезной, каменные стены с башнями, надвратной церковью – составляют уникальный ансамбль годуновского времени. (Историки даже выявили интересную деталь – надвратная церковь посвящена Феодоту Ангирскому – «личному» святому Бориса Годунова. Феодот переводится на русский, как имя Богдан – а его получил Годунов при крещении. Теперь это храм в честь Спаса Нерукотворного).
    В нач.19в. Владычная обитель стала женской – и тогда начался её полный расцвет. Женщины-монахини тут же занялись делом - века были обновлены и благоукрашены храмы, возведены новые каменные корпуса, гостиницы для паломников, устроен медкорпус с лабораторией и домашней аптекой. При монастыре было обширное хозяйство: огороды, сады, луговые и пахотные земли, лес, скотный двор, пчельник. Во Владычной обители поселилась бывшая фрейлина императрицы Екатерины II, сбежавшая из дворца – святая блаженная Евфросиния (урожденная княжна Вяземская), старица Колюпановская.
    При Советской власти во Владычном монастыре – лётное училище, и у обители теперь новое имя - Авиагородок. Потом училище закрыли, а древние кирпичи потихоньку растаскали к себе местные жители «на гаражи и дачи». В 1995 – монастырь ожил. Потихоньку-потихоньку стал восставать из пепла, храмы постепенно реставрировались. Сейчас сёстры возрождают забытый золотошвейный промысел.
    Сегодняшний облик монастыря.
    Владычный монастырь – иссиня белоснежный, много цветов, спокойный, тихий, небольшой, аккуратный, одним словом – женский.
    «Годуновскую архитектуру» узнаешь сразу – это почти всегда пятиглавые храмы, сахарно-белого цвета с тёмно-антрацитовыми маковками, похожими на перевёрнутый котелок; и очень много идеально полукруглых кокошников, ярусов-рядов которых не «много-много» и они не «мелкие-мелкие», а максимум два ряда по несколько таких солидных «срезов яблок» в каждом (архитектурный язык их называет «полуциркульные закомары»). Ещё – это всегда пристройки похожие на терема – массивные, неповоротливые, чисто «боярские», могут быть с несколькими круглыми арками. И всегда – узкие окна-щели.
    Впереди, по ходу движения, глаза сразу видят «типичного годуновца» - Введенский собор (сейчас он закрыт на реставрацию). У его стен перед входом стоит большой деревянный крест – это место захоронения келейника Варлаама Серпуховского, он так и просил: «чтобы я всегда зрел церковь Пресвятыя Богородицы». Здесь всегда горит неугасимая лампада, верующим раздают масло из неё, а по молитвам преподобного происходят чудеса исцеления.
    Около собора, на центральной площадке (на парадном дворе) есть источник в виде мраморного барельефа, на котором изображена Божья Матерь «Неупиваемая чаша» - вода льётся из краника в мраморную раковину. Вода вкусная, но бутылку, подставить невозможно, чтобы набрать, если только небольшую.
    Слева – Георгиевская церковь. Маковки – золотые, но уже похожи не на котелки, а на царские «шапки Мономаха». Церковь шатровая, маленькая, очень уютная и спокойная. Она открыта, в неё можно зайти. Сразу по центру находится небольшая знаменитая икона «Неупиваемая Чаша». Сейчас перед нами список (1996). Первая икона была явлена монастырю в 1878, её отыскали среди прочих по настойчивой просьбе одного солдата-пьяницы, которому «видение было». Она была старинного письма, лик Богородицы совершенно как живой, Маленький Иисус стоял перед ней в чаше. Драгоценная икона после 1919 была передана из Владычного монастыря в храм Николы Белого, а потом пропала….
    Также в Георгиевской церкви находятся чудотворные иконы:
    - «Введение Пресвятой Богородицы во Святая Святых» (написанная по описанию преподобного Варлаама, кон.14в.);
    - святого Георгия Победоносца (предание говорит, что перед нею сама собой возгоралась свеча, предупреждая монахов о вражеском нашествии, и с ней на Куликовом поле билось серпуховское ополчение);
    - святого Иоанна Воина (на ней сохранились следы от распила её татарином в 1382, после чего икона удивительным образом срослась);
    - святого царевича Дмитрия Угличского (на ней есть надпись, что она принесла победу серпуховскому войску над вторым самозванцем).
    Монахиня слева принимает записочки. Здесь во Владычном монастыре сёстры читают Неусыпаемую Псалтирь, её можно заказать. (Псалтирь обычно и читают только в монастырях, но как показывает опыт заказать эту службу можно почему-то далеко не во всех).
    Справа – огороженная ажурной невысокой решёткой-заборчиком приватная монастырская территория, яркие цветники, и, наверное, жилые корпуса, трапезная.
    Самое интересное – здесь во Владычном монастыре, сёстры разводят … - павлинов! К сожалению, мы были в прохладный день мая, и павлинов гулять не выпустили. Мы только слышали их гортанные звуки, мягко говоря - далеко не соловьиные, где-то рядом за забором.
    Стен, я уже писала, у этого монастыря – две. Одна – родная, каменная, толстая, белая. Вторая – пристроенная, и не по-монастырски игривая – густо-розовая, с башенками, воротами, и с пёстрым зигзагообразным (как молния) декором. Это пристройка 19в. и по замыслу она окружала новую, присоединённую к обители территорию. Сразу за воротами можно взять юбки, если кто одет «не по монастырскому уставу».
    Почитать про монастырь можно здесь: http://www.pserpuhov.ru/vlmonastir/history/index.php.

    Продолжение следует.

    (c) http://www.pamsik.ru – здесь размещены другие наши рассказы и фото.
    http://pamsik.livejournal.com - новые фотографии из путешествий
    При использовании наших текстов – гиперссылка на сайт и указание имя автора – НатА – обязательны.

    вики-код
    помощь
    Вики-код:
    Выбор фотографии
    Все фотографии одной лентой
    16 фото
    dots

    Дешёвый ✈️ по направлению Серпухов
    сообщить модератору
      Наверх