14 материалов по 2 объектам, 412 фотографий
- GPS
- Россия, Солнечногорский р-н
- +7-925-010-62-40
- www.serednikovo.ru/
Осенние пейзажи и усадебная обстановка Середниково.
О владельцах усадьбы и местечке Середниково масса информации в интернете, да и здесь, на Турбине.
Чтобы не повторяться попробую на ее примере рассказать про усадьбы в целом.
Историк Л.В. Беловинский трактует понятие «усадьба» как «место непосредственного, постоянного или временного пребывания помещика». К слову, в «имении» владелец мог и не жить совсем.
Так вот, расцветом русской усадьбы считают вторую половину XVIII — первые годы XIX века. Связано это с «законом о вольности дворянской» 1763 года. По этому закону дворяне получили право не служить, и многие из них предпочли проводить время вдали от городской суеты, началось интенсивное усадебное строительство. Так имения превращались в усадьбы.
Модная тенденция была проста: усадьба помещика должна была символизировать в миниатюре незыблемость и могущество Российской империи.
Загородную усадьбу старались ставить вблизи от деревни или села, также принадлежавшего владельцу, но вне видимости избушек, в несколько сот сажен от них. В среднем владения считались обширными, если составляли 7 десятин. Кстати, десятина десятине рознь: казенная — чуть более гектара, а хозяйственная — в полтора раза больше!
Усадебные дома «старосветских» помещиков, о которых многие произведения Н.В. Гоголя, принято было ставить в окружении леса и сада. Строились они из дуба и сосны в 1 этаж.
Конечно, какой-нибудь владелец 1 000 и более душ крепостных мог выстроить себе каменный дом, в 2 этажа, однако в старину в России предпочитали жилье из дерева, прочное и теплое, дышащее.
Увы, деревянные строения да при печном отоплении очень редко сохраняются в веках.
Да и строения из камня часто страдали от пожаров, все то же печное отопление, освещение свечами, лучинами — как говорится, одно неосторожное движение... и вот пожар.
Усадьбы середины XIX века встречались от совсем маленьких, площадью в 10 — 20 кв. метров, до огромных, со множеством жилых построек, рассчитанных на несколько сотен человек прислуги.
Л.В. Тыдман пишет: «Усадебный характер жилья обуславливал большое сходство городского и сельского домов: во всех случаях жилой дом представлял собой совокупность различных по функциональному использованию помещений».
Помещения были такие: парадные (зал, гостиная, комната хозяйки, часто она же — парадная спальня) и жилые комнаты, предназначенные для семьи владельца дома. Жилые комнаты отличались небольшой площадью, причины понятны — зимой такие проще обогреть.
В любом случае приветствовались удобство для повседневной жизни, практичность, максимально эффективное использование жилой и хозяйственной площади дома, дешевые местные строительные материалы.
В Середниково Всеволожский в конце 1770 годов создал гармоничный и целостный усадебный ансамбль в стиле классицизма, выбрав автором проекта архитектора И.Е. Старова.
Парадная часть усадьбы рассчитана на постепенное восприятие, раскрываясь в перспективе подъездной аллеи. Мне понравился и обратный вид — из окна усадьбы на аллею.
Главный дом и пары флигелей связаны крытой галереей-колоннадой. Все постройки жилой части венчают надстройки-бельведеры.
.
Выделяются 2 типа планировки усадебных домов: центрическая и осевая, узнать какая есть какая легко. В центрической постройке темные чуланы и лестница, ведущая на верхний этаж, в мезонин, либо большая танцевальная зала располагались в центре, все остальное выстраивалось вокруг. Парадные и основные жилые помещения располагались по периметру постройки.
Афанасий Фет так описывал свой отчий дом (к Середниково отношения не имеет, но наглядно уж очень): «Поднявшись умственно по ступеням широкого каменного под деревянным навесом крыльца, вступаешь в просторные сени... Налево от этих теплых сеней дверь вела в лакейскую, в которой за перегородкой с балюстрадой помещался буфет, а с правой стороны поднималась лестница в антресоли. Из передней дверь вела в угольную такого же размера комнату в два окна, служившую столовой, из которой дверь направо вела в такого же размера угольную комнату противоположного фасада. Эта комната служила гостиной. Из нее дверь вела в комнату, получившую со временем название классной. Последней комнатой по этому фасаду был кабинет отца, откуда небольшая дверь снова выходила в сени».
Другой тип планировки — осевой, в этом случае чаще по продольной оси дома, реже — поперечной, проходил длинный коридор, который был без окон, темным, изредка освещенным 1-2 торцовыми окнами, а уже по сторонам от него располагали жилые помещения и парадные комнаты.
Фет о доме своего дядюшки: «Светлый и высокий дом, обращенный передним фасадом на широкий двор, а задним в прекрасный плодовый сад, примыкавший к роще, снабжен был продольным коридором и двумя каменными крыльцами по концам».
Внутреннее убранство усадьбы также регламентировалось. В XVIII — XIX веках в России вошла в моду удобная и не дорогая (по тем временам, конечно) мебель карельской березы, стены стали обивать атласом светлых тонов и английским ситчиком (!).
Расставляли мебель в гостиных «по интересам»: группировали на несколько человек небольшой диван на две-три персоны (как правило, пожилых дам и важных гостей), стол-бобик, за которым занимались вышивкой, вязанием и щипанием корпии, кресла с корытообразными спинками, стулья. Скамеечки для ног с мягкой покрышкой были очень популярны, так как дамы в ту пору носили легкую атласную обувь, а при анфиладном расположении комнат в домах образовывались сквозняки.
.
Трудно представить гостиную без камина, на каминную доску ставились часы в бронзовом или деревянном золоченом корпусе в виде аллегорической сцены, по бокам — жирандоли и канделябры.
Для освещения использовали бра над диваном, высокие торшеры по углам, на столах свечи в канделябрах, прогрессивные владельцы — масляные лампы кенкеты и карсели, разнятся они способом подачи масла к горелке.
Если гостиных было несколько, то одна из них предназначалась для карточных игр.
Здесь — бильярдная.
.
Стены украшались гравюрами, лепными барельефами, акварелями.
Всю столовую комнаты стоял длинный стол, который называли сороконожкой, к столу — 2 ряда стульев. На противоположный входу «верхний» конец стола, во главе его, всегда садились хозяин с хозяйкой, по правую и левую руку от них — почетные гости. Далее гости рассаживались «по убывающей», причем каждый знал свое место, таким образом возле входа сидели лица низшего статуса, к ним относили и детей с гувернантками и учителями.
Не так давно побывала в Гастрономическом театре Льва Толстого, устраивает такое действо с блюдами из кулинарной книги Софьи Андреевны театр им. Вахтангова в Арт-кафе, так вот, там рассказывали о некоторых нравах и обычаях приема пищи.
Например, за обедом пили множество разных настоечек и наливочек: пенник, полугар, третное, четвертное вино... Блюда на званых обедах чередовались в строгом порядке: сначала мясо, потом рыба, а в промежутках между ними подавалось так называемое «ентреме»: сыры, спаржа, артишоки, которые должны были отбить вкус предыдущего блюда. А в самом начале подавали маседуан — фруктовый салат определенных правил. В нашем случае он был в меню и так мне понравился, что я попросила добавки, но, увы, порции были рассчитаны по количеству проданных билетов (полный аншлаг, кстати).
Вина употреблялись соответственно кушаньям: с мясом красное, с рыбой белое, а шампанское при любых. Не полагалось мешать вина, в бокале не должно было оставаться запаха предыдущего вина, и поэтому разных бокалов и стаканчиков к блюдам ставилось много.
Лакеи обносили гостей блюдами, начиная с верхнего конца, где сидели лица с высоким статусом. Прислуга чувствовала субординацию, порою могла и схитрить, пронести какое-нибудь лакомое блюдо мимо не слишком уважаемого гостя.
После обеда мужчины отправлялись в кабинет хозяина курить и пить кофе с ликерами, а дамы удалялись в будуар хозяйки, где тоже пили кофе.
.
Помимо званых обедов и ужинов гостей часто приглашали на званый чай, который устраивался чаще всего в малой гостиной или малой столовой. Чай разливала хозяйка или старшая дочь. Первая чашка подавалась гостям лакеями, а потом они уходили и опустевшие чашки передавались хозяйке для споласкивания. Новую порцию чая наливали дети или молодые люди.
В Гастрономическом театре на десерт был торт из черного хлеба. оказалось, что для таких случаев специально пекли ржаной хлебушек, затем его высушивали, измельчали в крошку и уже ее использовали в выпечке торта вместо муки. Нам неожиданно понравился, правда, кремчика я бы предпочла побольше, немного суховато было. Но с кофе было вполне вкусно.
Для отдыха и спокойных бесед в доме могла быть и так называемая диванная, где вдоль стен стояли кожаные диваны с множеством подушек, 2-3 небольших столика, кресла и мягкие стулья. Она могла называться еще угОльной (сейчас бы назвали угловой) и боскетной. Эта комната обильно украшалась зеленью. Из классики: «Мы миновали сиреневую гостиную, наполненную мебелью еще Елизаветинских дней, отразились в высоком простеночном зеркале, с улыбкой проводил нас взглядом бронзовый золоченый амур, опершийся на такие же часы, и мы оказались в небольшой, но весьма уютной комнате; вдоль двух ее стен, в виде буквы Г, тянулся сплошной зеленый диван... — Диванная-с... — произнес приказчик...».
Из особенностей усадебного интерьера интересны личные библиотеки хозяев. Иногда это были огромные, со вкусом подобранные коллекции, составлением которых занимались специально нанятые образованные люди или букинисты. На такие библиотеки профессионалами заводились книжные каталоги, в отдельных случаях даже отпечатанные в типографии.
Существовали также библиотеки-обманки, где шкафы закрывались дверцами с вырезанными на них и раскрашенными корешками книг, а за ними хранилась всякая всячина, порою сапожные колодки, бутылки из-под вина...
Иногда обманки служили украшением настоящих библиотек, где помимо книг присутствали глобус, телескоп, папки с гравюрами, географические карты и тому подобное.
А вы замечали, что в обстановке усадеб редко представлены иконы?
Оказывается, в парадных комнатах не принято было их ставить. Здесь размещались портреты предков, акварели, гравюры, барельефы на патриотические темы, детские рисунки.
.
Иконы, конечно же, были — но в личных покоях, кабинете хозяина и спальне хозяйки.
Могли быть небольшие образные с множеством родовых икон, но чаще было 2-3, в основном семейные.
В 30-е годы XIX века популярными стали имитации икон: большую трехчастную гравюру с «Сикстинской мадонны» Рафаэля можно увидеть и в Ясной Поляне у Л.Н. Толстого, и на картине П. Федотова «Завтрак аристократа».
Украшениями парадных комнат служила скульптура — мраморные подлинники или хорошие гипсовые копии, бронзовая и фарфоровая миниатюра.
Обрамлял усадебный дом парк. В Середниково он меня покорил.
Начинаясь аллеями от дома, вскоре он превращался в лес.
.
Черные стволы лиственниц контрастируют с цветом колоннадой усадьбы, но повторяют ее форму, создают переход от архитектурных форм к естественной природе.
Разбивку аллей и дорожек делали, как и дом, при В. А. Всеволожском, и, на мой вкус использовали с большим искусством сложный рельеф усадьбы, изобилующей ложбинами и оврагами.
Местное население рассказывало в 1860-х годах как В. А. Всеволожский «насыпал гору сажен в семь вышины, чтоб поставить на ней беседку, и насадил на горе сосновую рощу. Беседку эту помнят еще некоторые. Для реки вырыл другое русло, а из старого сделал пруды… развел великолепный английский сад… от сада остался дикий старый лес, который до сих пор слывет у народа английским садом».
Большой пруд — словно зеркало, здесь стройный ряд лиственниц уже рассыпался, перегруппировался хаотично и живописно.
.
Сохранились мосты, облегчающие прогулку через овраги.
.
Здесь масса грибов. .
.
.
Деревья уже потеряли листву, но не утратили очарования.
.
А некоторые не скрываясь наблюдают за гуляющими людьми.
Интерес к человеку всегда выше интереса к мертвым вещам, поэтому из литературных усадеб для наших современников наиболее привлекательны те, которые, не всегда блистая особыми архитектурными достоинствами, сохраняют для нас образы классиков и неповторимую духовную атмосферу эпохи первой половины XIX столетия. Это не только Абрамцево, Мураново, Остафьево, Середниково, но и Михайловское, Тарханы, Ясная Поляна, многие другие памятные места российской глубинки. Все они нуждаются в нашем особенном, бережном отношении.
- Адрес:
Солнечногорский р-н
- Дополнительная информация:
Территория комплекса открыта с 10:00 до 18:00
- Телефон:
7-925-010-62-40
- Web-адрес:
Дешёвый ✈️ по направлению Середниково