Мацусима – океанский залив, где из воды вылезло более 260 крошечных островов, до боли похожих на яблочные огрызки: снизу подтачивает волна, а сверху растут вечнозелёные сосны. В 1689 году древний японский Пушкин (у каждой страны должен быть свой) притопал к этому заливу как в ссылку. В те времена в Японии ещё водилось диких зверей больше чем людей, север был далеким и неизвестным, карты кривые и неточные, а люди – ещё меньше чем сейчас. Главный местный северный самурай лорд Датэ (у которого даже было три черепа, и все они выставлены на показ в местном Сэндайском музее) был ростом всего 159 сантиметров, так что же говорить про поэта! С таким ростом поэму Евгений Онегин не напишешь, и поэт Басё писал короткие японские трехстишия – хайку. Басё был не просто знаменитым поэтом, а очень знаменитым. Он писал стихи на скорость, побеждал на конкурсах поэтов и мог написать более трех стихотворений за то время, что вы уже потратили на чтение этого моего бреда, но, увы, увидев Мацусиму, Басё был так поражен её красотой, что не смог написать ни одного стихотворения. Некоторые, правда, считают, что Басё все-таки написал одно концептуальное хайку, вроде черного квадрата Малевича, только в стихах:
Matsushimaya Aa Matsushimaya Matsushimaya
Это стихотворение удобно хотя бы уже тем, что перевести его можно почти на любой европейский язык абсолютно одинаково.
Мацусима, Ах, Мацусима!
Ах, Мацусима, Ах!
Ах, Мацусима.
К сожалению, это стихотворение сыграло с Мацусимой дурную шутку. Залив назвали одним из трех самых красивых видов Японии, да ещё и первым из трех. Если бы Басё вернулся к жизни сейчас и увидел бы Мацусиму снова, то история бы повторилась – он бы просто не нашёл слов. А злые языки (к которым я отношу и себя) написали бы такое хайку:
Мацусима, Ох, Мацусима!
Ох, Мацусима, Ох!
Ох, Мацусима.
Ох, пенистый залив, в котором плавают пустые бутылки из под газированной воды. Ох, бесконечные отели и сувенирные магазины, в которых кукла поэта Басё продается с тем же упорством, с которым арабские торговцы предлагают всем туристам модели Эйфелевой башни. Ох, огромные туристические автобусы, полные туристических групп из японских старичков, от которых несет перегаром даже больше, чем от их автобусов гарью. Ох, эклектичные корабли в виде драконов, ежеминутно бороздящие серую воду, которые ездят на такой солярке, что к ним невозможно подойти, не зажав нос. Ох, туристы, кидающие в море горы чипсов для чаек, летящих вслед за кораблями. Ах, чайки!
Залив затихает лишь ночью, и только светятся в темноте отели и мост на один из островов, один из двух платных (берется плата за проход) пешеходных мостов, которые я видел в своей жизни.
Зато остров, на который он ведет, значительно меньше захламлен, чем остальные, там даже цветут ромашки.
А Сэндай – большой город. Но удивительно зеленый. Другое прозвище Сэндая – столица деревьев. И ещё – столица пауков. Раз в году, в июне, все пауки Японии проводят большую паукастую конференцию в Сэндае. Поэтому месяц июнь называется во всей Японии месяцем без пауков, и только в Сэндае – месяцем с пауками. После дождя капли садятся на паутину, которая затянула здесь абсолютно каждый куст.
Некоторые деревья пытаются сами подражать паукам.
А некоторые вороны – орлам с американского герба.
Подражание – вся история Сэндая. Второе значение фамилии главного сэндайского самурая Датэ в японском языке – «фальшивка». Здесь, на севере, стыдились провинциальности и завидовали столицам. Здесь строили самые вычурные замки и мавзолеи, обшивали шкафы золотом. Датэ, очевидно, был родственником Горбачёва, по линии Раисы Максимовны. В СССР рисовали портреты Горбачёва без родимого пятна, а в самурайской Японии – портреты Датэ с двумя глазами, вместо одного, который у него был на самом деле. Ещё Датэ любил писать своему народу воззвания вроде "Детей не убивать", "Христианина увидел - доложи" и т.д., короткие такие. Самураи вообще были люди весёлые. Мавзолей Датэ разбомбили во вторую мировую войну (и восстановили потом), замок – во время революции Мэйдзи, и не стали восстанавливать. Мавзолей стоит теперь стальной и без костей, с одной стороны касса и вход, с другой – просто вход и надпись: «Пожалуйста, не входите без билета». На месте замка – просто надпись: «Извините, но замка у нас нет, вы уж не обижайтесь, но вот за углом продаются билеты, чтобы посмотреть на компьютерную реконструкцию». В мавзолей мы пошли (и даже по билету), а в компьютерный замок – нет.
Зато в Сэндае цветут кувшинки, ходят неправильные школьницы в шортах вместо юбок, и продаются конфеты для моей коллекции – чайкины яйца.