В региональный центр с довольно распространенной фамилией Семенов мы заехали не столько ради любопытства, сколько ради поиска завтрака, а еще также потому, что он располагался очень удобно рядом с трассой идущей обратно из Поветлужья в Нижний Новгород. Впрочем за Семеновым мы рассчитывали сделать ответвление и посетить уже повторно знаменитый Городец.
В этой поездке мы были на двух машинах, но Женя торопился в Москву и пропустил этот город, предпочитая ему Городец. И в самом деле информация о Семенове в интернете весьма скудна и если уж нужно что-то выбрать из-за нехватки времени, то, конечно, более раскрученный Городец будет фаворитом. Тем более что Женя в компании со мной уже бывал в Городце зимой пару месяцев назад, нам тогда город понравился, а Женя такой человек, что предпочитает “синицу в руке чем жар-птицу вдалеке…”
Вот жар-птица то ему и не досталась!
Так что никаких ожиданий кроме завтрака по отношению к Семенову мы не питали, и как многие российские региональные города он казался нам вполне “проходным”. Так было до того, пока ранним утром в то майское воскресенье, а я продолжаю считать, что все майские воскресенья — это истинно магические солнечные дни, мы не припарковались в центре и не попали на центральную улицу Ванеева, обрамленную красивыми деревянными домами.
Такой красивой улицы я что-то давно не помню.
Напичканная лучшими образцами деревянного зодчества — палисады, расписные наличники, красивые тематические фигурки на воротах и фасадах домов, нет, право, Семен, с тобой что-то не то… Ты что-то скрываешь от нас…
Обратились за помощью к всезнающему интернету и ….
— Семен Семеныч… (бьем коллективно себя кулаком по лбу)
Не Горбунков конечно, а Семенов, и судя по всему не просто Семенов, а сразу вот Семенов-Хохломской.
С другим известным Семеновым -географом Петром Петровичем Семеновым-Тян-Шанским не путать!
Оказалось, что Семенов — это весьма интересный город, чье название эволюционировало вместе с его ростом как города. И что нет никакого революционера по фамилии Семенов с которым он связан, а название это его родное, исконное.
Столица Золотой Хохломы
Возникший в начале 17 века как поселение старообрядцев, ищущих душевного спокойствия и уединения в лесах Заволжья, Семенов вначале назывался не иначе как селишко Семеновское. Старообрядцев прибывало все больше и больше и селишком называть его было уже не с руки, потому где то с 1650 года стали это место называть село Семеново. Отсюда и пошло.
В конце 18 века село стало городом, центром губернского уезда, название же отбросило букву О и стало нынешним. Вот он корень зла — всегда чувствуется когда город зовется своим именем и что его не переименовывали сто раз на дню в зависимости от того куда политический ветер подует и куда политический флюгер повернется…
Потом в городе провели одно из ответвлений Транссиба и экономика пошла на подъем. Но как город он всегда оставался нишевым, уездным — население росло в советское время пока не достигло длительной стабильности на отметке в 25,000 человек, где и находится по сей день (примерно).
Семенов — центр лесного Заволжья. Почему и как так сложилось? В совете Эпизод 6: Безвозвратно уплывал дружный наш Лесоповал я уже рассказывал о богатстве лесного края Заволжья и конкретно Поветлужья. И о том как это богатство сплавляли вниз по Волге. Здесь по рекам Ветлуга, Керженец (рядом с которым стоит Семенов), справлялась древесина и с кораблями отправлялись всевозможные промыслы Заволжья.
Волга — самая большая транспортная артерия — кормила всех кто находился в непосредственной близости и был не ленив.
Староверы жили просто — лишнего не имели, а работали много. Со временем в деревнях Заволжья возникло множество самых разных промыслов, связанных с обработкой дерева главный из них всем известный Хохлома.
Это имя на слуху и все знают еще с советского времени как выглядят Хохлома, Палех или Гжель. Но если с Палехом и Гжелью все понятно, их корни ясны, то Хохлома долгое время не давала мне покоя — я не понял откуда она родом и есть ли в принципе такое место Хохлома? Можно ли найти его физически?
Искал — и нашел одно село неподалеку с таким названием, но оно такое маленькое и так скрыто глубоко в лесах, что я засомневался что это та самая Хохлома. Из истории, которую вполне можно считать легендой, считается, что Хохломой звалось одно из крупных торговых сел по левому берегу Волги, куда приходила ремесленная продукция из сел Заволжья, там перепродавалась и отправлялась с купеческими кораблями дальше на юг — вплоть до Астраханского края и Каспия.
А далее она уже отправлялась в дальние края — Персию и Европу. Именно так Хохлома стала известной в цивилизованном мире.
На мой вкус Хохлома — самая красивая и яркая из всех.
Хотя и близкий ей Палех тоже ничего. Про музей Палехской шкатулки я расскажу в отдельном материале. Хохлома — это солнце — это жар-птица, в ней, с ее яркими красками, золотыми цветами и каплями солнечного дождя — чувствуется проявления Хора-Даждьбога — бога солнца славян (Светлица русских богов).
Хор и Хохлома начинаются одинаково и в обоих присутствует много солнца. А как же его — Солнце-то не любить, ведь на параллели средней полосы России его так мало…
Так вот — я удивился, когда увидел в Семенове столько проявлений Хохломы. Тут можно сказать все декоративные элементы сделаны под Хохлому
Фонтаны
Обрамление местного дома культуры
и даже помойки…
Пристегните ремни… и — держитесь!
Вот этот самый заштатный Семенов считается родиной хохломского творчества, которое произошло из промыслов и ремесел старообрядцев Заволжья.
Википедия нам предлагает 2 версии того как это произошло:
Версия 1
Хохлома — это продукт творчества переселившихся сюда в том числе от гонений официальной церкви старообрядцев, среди которых было много искусстных мастеров — иконописцев, мастеров книжной гравюры. Они владели мастерством тонкой резьбы по дереву, каллиграфии, гравюры…, все это передавалось из поколения в поколение от мастера к ученикам и со временем совершенствовалось. Возможно секрет изготовления “золотой” посуды без применения золота также возник таким образом где-то в 17 веке в этих краях.
По ряду имеющихся свидетельств появление хохломского типа творчества могло возникнуть еще до массового переселения старообрядцев. Еще в начале 17 века в крупных нижегородских ремесленных селах Лысково, Мурашкино и Скоробогатово, а также в нашем Семеновском изготовлялась деревянная посуда — братины, ковши, блюда для праздничного стола окрашенные с применением оловянного порошка. Этот способ окраски, предшествующий хохломскому, сложился из опыта иконописцев и местных поволжских традиций посудного ремесла.
Назови село Скоробогатовым — и ты станешь скоро богат… Так в случае с Хохломой и случилось. Как явление оно подобно золотым приискам — и внешне на них похоже.
Но насчет версий о происхождении, то тут, возможно, сам Даждьбог ногу сломит, хотя кто-кто, а он-то должен это точно знать. Простые смертные — историки и искусствоведы так и не пришли к единому понимаю в этом вопросе. Но в конечном итоге неважно — версия 1 или версия 2. Главное — это то, что Хохлома как явление и в самом деле возникла в этих краях с центром в будущем Семенове.
Правда есть еще и Версия 3 объясняющее возникновение хохломской росписи как чуда — но она больше для любителей красивых легенд. Я лично в нее не верю, но как и любая легенда она конечно гораздо красивее сухих версий историков…
Жил-был такой иконописец Андрей Лоскут. Бежал он от гонений патриарха Никона вместе с другими староверами и поселился здесь в лесах. Обеспечивал он себя тем что раскрашивал деревянные поделки, а также писал иконы по старому образцу, что было строжайше запрещено. Об этом узнал Никон (или ему любезно рассказали) и отправил за бунтарем солдат. Андрей же отказался подчиниться и так и не вышел из избы. Пошел на принцип. Избу он поджег изнутри и сам сгорел вместе с ней. Люди видели, как он сгорал рассыпаясь на красивые искры. Перед смертью же Андрей передал серее своего творчества нескольким ученикам и с тех пор так и горят искрясь алым пламенем и солнечными самородками яркие краски Хохломы.
С самого начала Хохлома была эксклюзивом, изготавливалась под заказ и стоила дорого из-за дорогой стоимости сырья — олова. Она становилась украшением столовых помещиков, купцов и зажиточных крестьян. И если в относительно бедном 17 веке она только появилась, то уже в более богатом 18-м распространилась по всей России. И главным заказчиком хохломы стали не частные клиенты, а крупные монастыри. Именно они, к примеру, Троице-Сергиева лавра обеспечили основной приток денег в это творчество.
Интересна технология производства Хохломы, она не так проста. Вот памятка по шагам как делается Хохлома:
1. Сперва-наперво “бьем баклуши” — иначе говоря делаем грубые бруски-заготовки
2. Придаем баклушам нужную нам форму на станке
3. Получаем “белье” для дальнейшей обработки — то есть грубые пока еще ложки, блюда и тд
4. Сушим белье и далее грунтуем его “вапой” — очищенной жидкой глиной
5. Опять сушим белье, на этот раз долго пока не высохнет
6. Вручную несколькими слоями наносим “олифу” (льняное масло)
7. Для равномерности используем тампон из овечьей или телячьей кожи
8. И так 3-4 раза подряд с небольшими перерывами в течение дня
9. Последний слой сушим до «небольшого отлипа» — олифа прилипает к пальцу, но не пачкает его
10. Начинаем «лужение» — втираем в поверхность изделия алюминиевый порошок
11. Также используем тампоном из овечьей или телячьей кожи
12. После этой процедуры изделие становится “зеркальным” и готово для росписи
13. Роспись делаем маслом
14. Главные цвета, почерк хохломы— красный и чёрный (киноварь и сажа)
15. Для оживления узора используем и другие — коричневый, светло-зеленый, жёлтый
16. Кисти используем из беличьих хвостов, очень тонкие
Шестнадцать шагов в производственном процессе не считая мелких особенностей каждого шага. Последние — роспись — самые ответственные, жаль ошибиться, когда столько уже проинвестировано в изготовление “полотна”. Поэтому роспись делает только опытный мастер. И вообще многие из шагов делаются разными людьми, процесс специализирован. Все изделия расписываются вручную и роспись никогда не повторяется.
Классическая Хохлома использует несколько стандартных орнаментов:
Пряник — внутри чашки или блюда геометрическая фигура — квадрат или ромб — украшенная травкой, ягодами, цветами
Кудрина- листья и цветы в виде золотых завитков на красном или чёрном фоне
Все вручную, причём роспись нигде не повторяется. Какой бы выразительной ни была роспись, пока узор или фон остаются серебристыми, это ещё не настоящая «хохлома».
Как-правило полуфабрикаты — выточеные ложки-баклуши, подносы и другие заготовки, делались в деревнях и привозились в Семенов для отделки и окраски в одной из специализированных мастерских. Потом уже когда семеновско-хохломская промышленность набрала обороты, изделия отправлялись на Нижегородскую ярмарку, где и массово продавались.
Село Хохлома к этому времени уже давно кануло в лету и только Хор-Даждьбог знает что с ним случилось…
В Семенове был крупнейший в России ложкарный базар, а надо сказать тогда деревянными ложками хлебали щи в каждой семье и давали ложкой по лбу тоже почти в каждой (крестьянской во всяком случае). Можно представить объем производства и этого рынка в то время.
Кроме Хохломы и ложек Семенов в конце 19-начале 20 века сумел прославиться еще и как российский центр старообрядцев и товаров для них — например кожаных четок.
На гербе города разделенном четко на 2 половинки на верхней гарцует красный солнечный олень, символизирующий силу и богатство хорсовых лесов нижегородского края, а в нижней половине в виде костра собрана золотистая пирамида на ярко золотом фоне, отдавая дань легенде о том, откуда появился секрет хохломских узоров. Опять же олень, шагая по земле бьет копытом, и золотое подземелье рассыпается новыми богатствами для края.
Ну и конечно нельзя не упомянуть о другой настоящей легенде Семеновской матрешке. Я читал что на здешней фабрике их по-прежнему делают и можно записаться на мастер-классы.
Вы знаете что матрешку придумали не в России, а ее сюда завезли из Азии. Причем сделала это якобы супруга известного мецената Саввы Мамонтова. В Японии подобные куклы издавна любили буддисты — так как они выражали вложенные друг в друга 7 астральных тел медитирующего монаха... В России же решили по-своему и наладили производство матрешек в Семенове.
Поэтому знаменитая русская matryoshka — на самом деле Семеновская...
Такая интересная столица Золотой русской Хохломы.
Семеновский Есенин — Борис Корнилов
Гуляя в центре кроме традиционного гранитного памятника Ленину мы нашли еще интересный памятник поэту Борису Корнилову.
Их соседство не случайно так как талант Бориса раскрылся буквально через год после смерти Ленина.
Читая про этого человека, я захотел ознакомиться с его стихами. Прожил Борис недолго — всего 31 год — родился в 1907-м, был расстрелян в 1938-м, потом реабилитирован в 1957-м за отсутствие состава преступления.
Хоть родился Борис и в другом селе губернии, стихи он начал писать именно в Семенове, куда переселился в 1923 году. Похоже что у него неожиданно раскрылся талант и неизвестно что послужило тому толчком. Может быть влюбленность, а может быть и “золотые хохломские прииски” Семенова.
Усталость тихая, вечерняя
Зовёт из гула голосов
В Нижегородскую губернию
И в синь Семёновских лесов.
Сосновый шум и смех осиновый
Опять кулигами пройдёт.
Я вечера припомню синие
И дымом пахнущий омёт.
Берёзы нежной тело белое
В руках увижу ложкаря,
И вновь непочатая, целая
Заколыхается заря.
Ты не уйдёшь, моя сосновая,
Моя любимая страна!
Когда-нибудь, но буду снова я
Бросать на землю семена.
Когда хозяйки хлопнут ставнями
И — отдых скрюченным рукам,
Я расскажу про город каменный
Седым угрюмым старикам.
Познаю вновь любовь вечернюю,
Уйдя из гула голосов
В Нижегородскую губернию,
В разбег Семёновских лесов (1925)
В этих стихах чувствуется мистика этого края и его тайны (Только чистый сердцем и душой, найдет свой путь в Китеж)
Борис явно чувствовал свой талант и отправился в 1925 году в Питер показать свои стихи Есенину. Но не успел — не успел застать Есенина в живых… Возможно это было ему знаком, но кто на них в таком возрасте обращает внимание…
В Питере через участие в кружке поэтов “Смена” он довольно быстро стал известным. Многие считали его очень талантливым как и Есенина. Хоть он считался и просоветским поэтом, но корни все же дали о себе знать в серии стихов посвященных ликвидации кулачества и его обвинили в пропаганде кулачества. Ему было всего 25 лет тогда.
Некоторое время он пытался реабилитироваться, что ему удалось сделать частично через поэму “Триполье” про память комсомольцам убитым во время кулацкого восстания, но это не помогло. К середине 30-х Корнилов запил и скатился в тяжелую депрессию. В конце 1936 года его как неблагонадежного исключили из союза писателей, а в 37-м арестовали.
Луны сиянье белое
сошло на лопухи,
ревут, как обалделые,
вторые петухи.
Река мерцает тихая
в тяжелом полусне,
одни часы, тиктикая,
шагают по стене.
А что до сна касаемо,
идет со всех сторон
угрюмый храп хозяина,
усталый сон хозяина,
ненарушимый сон.
Приснился сон хозяину:
идут за ним грозя,
и убежать нельзя ему,
и спрятаться нельзя.
(фрагмент стихотворения "Одиночество")
…Но вернемся к нашему утреннику в столице “Золотой Хохломы”. Несмотря на яркие впечатления от прогулки, с завтраком Семенов нас в итоге “кинул”. Ну и ладно, зато сколько духовной пищи он нам дал! Из последнего нашего семейного анекдота, который я рассказал другу: Собака просит у меня еды. Я ей:
— Лили, не думай о материальном, думай о духовном, питайся духовной пищей…
Друг, которому я рассказал это, всерьез задумался и сказал что по его мнению не стоит смешивать эти понятия так как между ними нет ничего общего. На это я ему сказал, что по-моему духовное — это просто тонко-материальное, то есть своего рода разновидность материальной диеты, но суть того, что это материя от этого не меняется…
На этом моменте друг отказался от продолжения разговора к моему большому удивлению… )
Рассказы про некоторые другие малые русские города:
Ароматный и наваристый Кашин-на-воде
Бежецк: город, который бежит на месте
Торжок-восторжок
Соло на Трубчевске
Оборотная сторона калязинской утопленницы
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился: