Африканская бабочка и её жители. 34. Танцы народа Бамбара
Наверняка деревня Ндокоро будет веселиться до вечера. Время поджимает. Расплачиваемся за приглашение и уезжаем.
Наш водитель Мамаду тоже принадлежит к бамбара. Он не женат. Я начинаю спрашивать про свадьбу, про обряды, и Мамаду рассказывает примерно следующее.
Желающий жениться парень первым делом идёт к марабу. Тот помогает рассмотреть кандидатуру невесты, может и сам кого-то предложить. Если марабу даёт добро, жених покупает чемодан с подарками для родственников девушки (примерно на 40 дол.) и приходит свататься. Её родня будет демонстративно рассматривать кадо, стараясь высмеять жениха, дабы получить ещё что-то. Но вот согласие родителей невесты получено, теперь нужно обговаривать калым. Он как правило большой, и это часто сдерживает от разводов.
Далее играют свадебную церемонию. Зовут множество гостей и специальную бабку. На невестиной территории ставят свадебный шалаш, в котором первые 5-8 ночей обязательно должна присутствовать опытная бабка, дабы объяснить молодым дуракам, что куда вставлять и как двигаться.
Если мужчина берёт в жёны уже не первую жену, то он вправе попросить бабку не стоять над процессом. Старушка выходит из шалаша и садится рядом. Но в любом случае, по правилам этикета, она обязана быть рядом и учить девушку. Если у пары не будет детей, винить будут …… бабку.
Я спрашиваю про секс до брака. Он отвечает, что это сплошь и рядом. Раньше существовал у бамбара интересный обычай. Старейшина прикреплял к девушке смотрящего за ней парня. Если вертихвостка теряла честь до свадьбы, пусть даже от самого смотрящего — обоих били кнутом. Он обязан был передать жениху безгрешную невесту. Правило действовало даже в том случае, если женихом оказывался сам смотрящий.
Ещё 2 часа трясёмся до местности Масена. Местность Масена и переправа через Нигер-батюшку
Примерно в этом районе Мунго Парк, первый европеец нового времени, увидел Нигер-батюшку. Попав на берег великой реки, он «упал на колени, возблагодарил Бога и испил мутной воды» (Марк Дженкинс. На пути к Тимбухту).
Вид речной глади вдохновляет. Хочется петь стихами:
Опять я вижу белых цапель над водой
В их нежном танце мы с тобой
Позже расстроился, вспомнив, что это раньше уже пришло к Е.Мартынову.
Водители находят укромное местечко и молятся возле воды. Не упуская возможности прикоснуться к голубому спокойствию, гуляю босяком по бережку.
Пейзажи однообразны: пустынные берега, редкая зелень, кое-где бороздят Нигер длинные остроносые рыбацкие лодки. Сказываются испарения, в небе, впервые за много дней, довелось увидеть что-то похожее на облака.Дорога выводит к разлившейся протоке. Джипы препятствие преодолевают, взбираясь на остров, которого в прошлом году здесь не было. Как же переменчиво русло, Нигер колеблет его по своему усмотрению. Загружаясь на паром, прерываем отдых речников. Пыхтит мотор, ветер развевает малийский флаг, обгоняем рыбачью лодку, перевозящую мотоциклиста, и через 15 минут слышится лёгкое шуршание о другой берег. Далее движемся по асфальту, слева течёт Нигер-батюшка, справа искусственный водоканал, построенный ещё французами, за ним бесконечные рисовые поля. Через 2 часа возвращаемся на прежнюю сторону реки, проехав по мосту возле плотины, через бурлящий здесь Нигер.