"Храм сей, находящийся в совершенной целости, стоит как бы забытый временем, на бесплодной горе, окруженной скалами, столь же, как и гора сия, дикими, нагими и мертвыми; нет нигде ни травы, ни источника; не видно ни одной тропы, которая показывала бы следы человека; — глубокия трещины протягиваются по ребрам гор и оврагам; молчание сей дебри ничем не нарушается; солнце, повсюду благотворное, здесь, кажется, вредит; всё мертво...Неизвестно, какому божеству обречен был этот храм; но теперь обитает в нём печальный гений запустения...Если б это изящное здание не уверяло зрителя, что здесь процветал Сегест, то никакие предания не могли бы заставить его поверить этому"
(А.С.Норов)
Что не сокращает количество вопросов, неразрешенных и по сей день, например: почему целыми остались колонны и архитрав, однако внутренние помещения храма, даже в виде отдельных каменных блоков, отсутствует полностью? Храм так и остался незаконченным: края ступеней и колонны остались необработанными.
По одной версии, храм не успели достроить из-за начавшихся военных действий, а по другой — храм изначально проектировался не как культовое сооружение, но всего лишь как декорация. И вправду, с противоположного холма, где и находился древний Сегест, а сейчас располагаются остатки древнего театра, храм кажется цельным, сквозь просвет между колоннами на таком расстоянии ни за что не удается различить, есть ли внутри те самые тайные помещения, тщательно ли отшлифованы каменные блоки, или нет...