Первая попытка заглянуть несколько лет назад в музей Деревянный дом саратовского художника оказалась бесплодной, хотя были праздники, но музеи живут по своим законам и графикам. Понедельник для музея оказался выходным. И вот в тёплый майский день, но уже в воскресенье, мы повторили попытку, на этот раз успешно. Мне даже разрешили сфотографироваться на раритетном стуле.
Калитка во двор музея закрывается на обычную крутящуюся щеколду,
отбрасываем её и поднимаемся вверх по деревянному крылечку. Справа на стене дома мы видим копию автопортрета художника, написанного им в 1904-1905 годах. В крыльце свалены в кучу этюдники, мы открываем дверь и входим в небольшую комнату-прихожую, из которой ведут дальше три входа-двери. Направо — бывшая столовая, откуда можно также пройти в кухню. Прямо спальная, где жили мама художника и его сёстры. Налево -мастерская художника, где собственно и размещается экспозиция, посвященная художнику.Комната невелика по размерам, так она выглядит от входа,
а так выглядит пространство возле входа. Мне стало интересно, аутентичная мебель или нет. Выяснилось у хранительницы музея, что мебель старались подобрать в стиле той эпохи, ведь музей организовывался почти через сто лет после смерти художника и подлинная мебель не сохранилась. Зато все личные вещи и картины — подлинные. Оказывается был художник нашим собратом, у него была фотокамера "Кодак". Борисов-Мусатов специально обучался фотоделу и не редко использовал фотографии при подготовки эскизов к свои картинам.Сохранилось более 70 фотопластинок и отпечатков. Ряд из них представлены в музее. Увлечение фотографией началось в Париже и было пронесено через всю жизнь, часто он фотографировал своих сестёр. Фотографировать в музее было трудно, солнышко бликовало по стеклянным поверхностям, за которыми скрывались картины и фотографии, но на той фотографии, где запечатлён я, самая высоко расположенная фотография изображает его маму и двух сестёр. На фотографии за спинами родственников — картина художника "Череп и книга", которая висит рядом с фотографией. Таким образом, мы сможем видеть этот натюрморт в двух видах: оригинал и черно-белую копию на фотографии.В витрине под стеклом
и в горке представлены личные вещи семейства художника. Интерес представляют два автографа: письмо самого художника и книжечка "Конёк-Горбунок" Ершова, сделанная для маленького Виктора его отцом Эльпидифором Борисовичем. Издательством "Молодая гвардия" в серии ЖЗЛ (Жизнь замечательных людей) была выпущена книга Константина Шилова "Борисов-Мусатов", её экземпляр с автографом автора также имеется в музее.И естественно, как музею художника обойтись без его картин.
Интересная деталь оформления музея — рядом с картинами вывешены различные высказывания.Пробежимся взглядом по его картинам.
Слева: "Дубовые листья" (1903-1904) — Эскиз для картины "Изумрудное ожерелье"(1903-1904) Справа: "Дом в Зубриловке" (1901 -1903)
С 1901 года Борисов-Мусатов уехал из Саратова в имение Зубриловка Саратовской губернии и некоторое время жил там, работая над своими картинами. Но постоянно в ней никто не обитал, хозяева наезжали наскоками и усадьба пребывала в запустении. В 1902 году художник приезжал в Зубрировку с сестрой Еленой и художницей Еленой Владимировной Александровой — будущей женой. Поэтому среди картин художника мы можем увидеть картину его жены.
Картина была написана уже после смерти Виктора Эльпидифоровича, нас поразили глаза женщины на картине, какие-то странно-непонятные.Еще одна картина, посвященная Зубриловке.
Ирине понравилась вот эта картина.Смотритель музея разрешила полистать фотоальбомы, посвященные Борисову-Мусатову.
Одни из них отпечатан в Италии. В альбомах много изображений людей, в том числе обнаженной натуры. Но многие картины художника раскиданы по белу свету.На некоторых картинах из альбома узнавались черты дома, где ныне находится музей художника и я прошёлся вокруг дома, чтобы в этом убедиться.
Два места показались очень похожими.Посмотрите на картину "Майские цветы", написанную в 1894 году перед отъездом в Париж.
Вроде бы обыденная сцена показывает, насколько автор свежо воспринимал жизнь и как мастерски научился фиксировать момент. А вот к выглядят эти окна сейчас или так. Смотря с какой стороны дома художник рисовал.Похожа беседка на картине
на современную беседку, только ракурс несколько не тот.А вокруг цвела белая черёмуха.
Жаль только, что все посадки совершены после открытия музея, а до этого всё было выкорчевано.Вот такая получилась поездка в музей художника.