Когда готовил материал Поиск французских следов в Саратове в густом тумане истории, прочитал про Самуила Богуслава Пешке (1779-1837), бывшего врачом в польском 10-м гусарском полку, входившего в состав наполеоновской армии. Пешке был взят в плен под Москвой в 1812 году и отправлен в Саратовскую губернию, где он жил в городе Петровске и занимался лечением заболевших военнопленных. В мае 1813 года побывал в Саратове, о своей жизни в плену оставил записки "Мое пребывание в российском плену в 1812 году ". ("Urzednik zdrowia klasy I-ej wojska polskiego. Moj pobyt w niewoli rosyiskiej w r. 1812"). Стало интересно, ведь Польша длительное время входила в состав Российской империи и поляков должно было побывать в Саратов больше, чем французов. Но не всегда наши предположения бывают абсолютно точными.
Наиболее засветились в Саратове поляки на культурной ниве.
Не могу припомнить, кому было установлено больше мемориальных досок в Саратове, чем Олегу Ивановичу Янковскому (1944- 2009). Их четыре: на здании, где он жил Любят Янковского в Саратове,
на зданиях школы и театрального училища, где учился "Давайте негромко, давайте вполголоса..." , и внутри здания театра, где работал Память об Янковском О.И. и Ермаковой В.А.. Род Янковских имел белорусские и польские корни. В Саратове Олег Иванович прожил с 1951 по 1973 год, с небольшим перерывом в несколько лет, когда уезжал в Минск, где жил у дяди и где дебютировал еще школьником на сцене Минского русского драматического театра имени Максима Горького.Его сын Филипп Олегович Янковский родился в 1968 году в Саратове, еще до отъезда Олега Ивановича в Москву.
Связано с Саратовом несколько поколений Врубелей. Майор Александр Михайлович Врубель (1828 -1899) в январе 1865 года приступил к командованию Саратовским внутренним гарнизонным батальоном. Семья, включая будущего известного художника Михаила Александровича Врубеля (1856-1910), переехала в Саратов. Жили Врубели в главном корпусе казарм.
Здесь сейчас находится Саратовское художественное училище имени А.П. Боголюбова, на здании несколько мемориальных досок, в том числе одна из них посвящена Михаилу Врубелю. Прослужил отец художника в Саратове недолго, получил звание подполковника и в апреле 1867 года переехал в Санкт-ПетербургЗанятия живописью поощрялись и для обучения мальчику был приглашен саратовский преподаватель рисунка Андрей Сергеевич Годин. Большое впечатление на мальчика произвела огромная картина "Страшный суд", являющаяся копией с картины фламандского живописца Яна ван Эйка ( ок. 1385-1441), которая украшала кафедральный собор святой Марии в городе Данциге (Гданьске). Эта копия демонстрировалась в различных городах Европы, побывала в Москве и Санкт-Петербурге, а с октября по декабрь 1865 года гостила в Саратове. Михаил дважды ходил смотреть на картину. Размещалась картина в двухэтажном домике возле лютеранской кирхи.
В настоящее время нет ни кирхи, ни этого домика. Вместо них построен корпус аграрного университета. А неподалёку находился католический храм, куда регулярно ходила семья.Не только живописью жил маленький Миша, как он сам потом писал в воспоминаниях: "В детстве меня часто водили в театр и непременно на романтические пьесы" Благо до театра от места жительства в Саратове было буквально несколько кварталов.
В музее имени Радищева «Племянник Эрмитажа, Третьяковки старший брат» имеется рисунок изображающий проект майоликового камина.
Часть задумок Врубеля была претворена в жизнь. В здании, где ныне располагается библиотека имени Пушкина Юный Пушкин, в 1911 году был открыт кинематограф "Мурава". Главным украшением помещения, оформленного "в старом русском стиле конца XVI — начала XVII века" была печь с изразцами из майолики с рельефами и рисунками Врубеля и Коровина работы знаменитой гончарной мастерской "Абрамцево" Саввы Ивановича Мамонтова. Жаль только что ни удивительные интерьеры, ни печь до наших дней не дожили. Была порушена красота, а жаль. Вполне возможна, что выглядела печь как эта с изразцами Врубеля, дожившая до наших дней, коих было создано более 20, но сохранилась лишь малая толика.После своего отъезда более художник в Саратове не бывал, но кто мог предполагать, что романтическая история, случившаяся с Михаилом Александровичем Врубелем в Киеве, свяжет потомков художника с Саратовом. Когда в 1884 году Врубель приехал для восстановления росписей Кирилловской церкви ХII века, ныне здесь размещается Свято-Кирилловский мужской монастырь, то время от времени гостил у Николая Николаевича Ге (1831-1894), у которого был небольшой хутор в Черниговской губернии. Рядом жила молодая паненка Марцелла Соколовская. В результате бурного романа Марцелла забеременела, но родители польской красавицы посчитали возможный брак бедного художника и своей дочери мезальянсом. Родился мальчик, которого назвали в честь деда — отца Марцеллы. Ян Соколовский разрешил дать своему внуку отчество и фамилию биологического отца, так на свет появился Ян Михайлович Врубель, которого отдали на воспитание дальним родственникам, а Марцелла была выдана за богатого американца польского происхождения и уехала в Америку.
Насыщенной была жизнь у внука Михаила Врубеля — Сергея Яновича Врубеля (1929 — 2010). Родился он на КВЖД в городе Харбин. Ребёнком уехал во Францию, стал моряком и ходил по французским флагом в течение пяти лет по морям и волнам, шесть раз обогнул земной, повидал множество стран. После Второй мировой войны уехал в СССР его родной брат Николай, за ним в 1949 году Сергей. Работал военным переводчиком, в 1971 году перехал в Саратов, долгое время трудился в НИИ "Микроб". Увлекался восточной медициной и считался одним из лучших целителей страны. От деда досталась любовь в живописи, в своих полотнах Сергей Янович отражал увиденное.
Много имен польских музыкантов связано с Саратовом. Кто-то жил здесь долгое время, кто-то приезжал на гастроли.
Основателем и первым директором Саратовского музыкального училища в 1895 году стал выпускник Лейпцигской и Петербургской консерваторий поляк Станислав Каспарович Экснер (1859 — 1934). Благодаря ему у училища появилось собственное здание, построенное в 1902 году. На базе музыкального училища в 1912 году была открыта третья в России и первая в провинции консерватория Третье музыкальное.
Первым директором консерватории стал Экснер, о чем рассказывает мемориальная доска на стене консерватории.Вторым директором консерватории, с 1914 по 1916 год, был также поляк, пианист и дирижер Юзеф Сливиньский (1865-1930).
Чуть более года прожил в Саратове профессор Московской консерватории, композитор и педагог Болеслав Леопольдович Яворский (1877-1942), создатель теории ладового ритма, эвакуированный в октябре 1941 года, а умерший в ноябре 1942 года.
В 1853 году в Саратове побывали с концертом братья Венявские: скрипач и композитор Генрик Венявский (1835 -1880) , а также пианист и композитор Юзеф Венявский (1837-1912). В XVIII -XIX веках многие композиторы сочиняли полонезы, полонез "Гром победы раздавайся!" был даже одно время официальным русским гимном. Не прошел мимо этой музыкальной темы Генрик Венявский и вполне возможно, что какие-то из его полонезов звучали на берегах Волги. А вот мемориальная доска в честь Генрика Венявского есть в Москве Здесь бывали Чайковский, Рубинштейн и Дебюсси,
в Саратове же нет.Гораздо чаще бывал и давал концерты в Саратове другой выдающийся польский пианист и композитор Юзеф (Иосиф) Казимир Гофман (1876 -1957). Первое выступление его выступление было 15 марта 1900 года в здании коммерческого собрания.
Затем Саратов радовался концертам Гофмана 16-18 ноября 1900 года, 28 февраля и 2 марта 1907 года, 8, 10 и 19 октября 1911 года. Правда последние концерты проходили в здании музыкального училища.Родилась в Саратове в 1955 году и здесь начала учиться в театральном училище советская и испанская актриса Марина Мечиславовна Шиманская,
но в отличие от Янковского его не закончила, а переехала в Москву, где и завершила театральное образование в ГИТИСе.Пешке был не единственным ссыльным поляком в Саратове. Помимо его друзей по несчастью из наполеоновской армии в Саратове появилась большая группа поляков, сосланная после восстания 1830-1831 годов, затем появились новые ссыльные в 1864 году после очередного восстания, всего к сентябрю 1864 года в Саратовской губернии находилось 95 ссыльных поляков. Не для всех ссыльных Саратов был конечной точкой, некоторые транзитом следовали дальше на восток, как к примеру Станислав Андреевич Яворовский, доехавший до Усть-Каменогорска.
Хотя официальная версия склонилась к тому, что "бабушка русской революции" Екатерина Константиновна Брешко-Брешковская (1844 -1934)
родилась в Витебской губернии, но немало исследователей считают, что она родилась в Саратове в семье отставного гвардейского поручика, помещика Константина Михайловича Вериго, имевшего польские корни. Ох уж эти польские корни. В разных источникам по многим людям с польскими корнями указывается, что корни у них были не польские, а украинские или белорусские. Не будем гоняться за доказательствами, а примем одну из версий. Раз рассказываем о поляках — остановимся на польской версии. В Саратове Брешко-Брешковская еще раз появилась после амнистии 1896 года, когда она участвовала в создании партии социалистов-революционеров. Здесь она организовала местную партийную ячейку и боевую организацию.25 августа 1888 года Саратов посетил знаменитый путешественник Николай Михайлович Пржевальский (1839-1888), тоже имевший польско-украинские корни. Саратов был только одной точкой на его пути в Туркестан. А вот его внучатый племянник Владимир Владимирович Пржевальский (младший) (1907-1956) жил с 1927 года в Саратове и работал на Рязанско-Уральской железной дороге. Жила также в Саратове представительница дальняя родственница путешественника из другого колена рода Пржевальских Зоя Васильевна Батечко (1937 года рождения), в замужестве Титова.
Не только ссыльные вынуждено приезжали в Саратов, подчас люди бежали от ужасов войны. Во время Первой мировой войны, к осени 1917 года, в губернии оказалось более 20 тысяч поляков. Во время Великой Отечественной войны в селе Расскатово Марксовского района Саратовской области находится польский детский дом.
Территориально-административное деление страны — вещь не заскорузлая и застылая, границы время от времени меняются. Два поляка не бывали никогда в Саратовской губернии, но в Саратовской области побывали. Парадокс? Ни коим образом. До революции Новоузенский и Николаевский уезды, находящившиеся на левом берегу Волги, входили в состав Самарской губернии, а ныне находятся в составе Саратовской области.
Николай Константинович Судзиловский-Руссель (1850 -1930) — человек с удивительной судьбой, судьба его помотала по свету. Вершиной политической карьеры его стал пост президента гавайского сената в 1900 году под именем Каука Лукини (в переводе с канакского "русский доктор"). Его партия вела борьбу против колониального гнёта американских плантаторов. Правда успеха эта борьба не принесла Не стали Россией. Часть 4. Гавайские острова. А в 1874 году он вёл революционную борьбу в Покровской слободе (ныне город Энгельс) и городе Николаевске (ныне город Пугачёв).
Тадеуш Северинович Хилинский (1855 — 1905) был известным самарским архитектором и осуществлял надзор за строительством зданий на территории 11 нынешних районов Саратовской области, получившихся из двух уездов Самарской губернии, в том числе храмов и даже памятника Александру III в Новоузенске.
Еще один польский архитектор Войцех Францевич Езеровский (1838 -1901) с 1874 по 1887 год был саратовским губернским архитектором, множество зданий за это время было им построено в Саратове, а также Саратовской губернии и Николаевском и Новоузенском уездах Самарской губернии.
Я уже упоминал ранее, что многие поляки посещали католический собор на Немецкой улице, чьи растезанные останки стали основой кинотеатра "Пионер".
Принадлежал собор римско-католической Тираспольской епархии, базировавшейся с 1856 года в г. Саратове. Среди ординариев епархии был епископ Эдуард Михаэль Иоганн Мария фон Ропп (1851 — 1939), поляк по национальности, возглавлявший епархию с 1902 по 1903 год.Как-то получилось так, что о многих поляках, живших и трудившихся на благо Саратова, нет никаких упоминаний на улицах. Зато имеется несколько скульптур и памятников людей, никогда не бывавших в Саратове.
Первой из них появился бюст Адаму Мицкевичу на здании, построенном саратовским судейским чиновником, поляком по происхождению, Александром Николаевичем Вольским Дом с бюстами Пушкина и Мицкевича на фасаде.
В советское время появился памятник Дзержинскому возле железнодорожного вокзала Железный Феликс на Привокзальной площади,
а на улице Дзержинского памятная доска с его барельефом.Пока последним на сегодняшний день "польским" памятником стал бюст маршала Рокоссовского, появившийся в Саратове 2015 году Одному из творцов победы в битве на Курской дуге.