Ирина давно просила сводить её в Радищевский музей, да всё как-то недосуг было.
В преддверии 8 марта в музее объявили акцию: для тех, кто придёт в музей 6 марта, будет проведена бесплатная экскурсия. Экскурсия планировалась на 1 час, но добросовестная и много знающая девушка экскурсовод провела нас по музею, я еще раз осмотрел экспозицию.Ирина хотела увидеть не только постоянную экспозицию, но и выставку "Русский авангард". Каково же было наше удивление — нас повели заодно на выставку, работавшую последний день. Пришлось расчехлять фотоаппарат и фотографировать выставку.
Было интересно, Ирина слушала экскурсовода, а я готовил материалы для фотоальбома, который выкладываю для любителей живописи.Русский авангард — одно из направлений модернизма в России. Расцвет русского авангарда пришелся на 1914-1922 года, хотя временные рамки начинаются в начале XX века и заканчиваются в тридцатых годах прошлого века.
В материале Памятник Репину. Художник: реальность, парадоксы и мистика я рассказывал о том, как ополчились на Репина представители объединения "Бубновый валет". Осмотр выставки мы начали с картин его основателей Петра Петровича Кончаловского (1876 — 1956) и Илья Иванович Машков (1881-1944).
Петр Петрович был первым председателем объединения "Бубновый валет" в 1911 году. Особо хорошо у него получались натюрморты.
Художники "Бубнового валета" были поклонниками Поля Сезанна. Кончаловский прекрасно говорил по французски и на выставке есть картина, изображающая город, находящийся на Лазурном Берегу Франции.
Натюрморт стал ведущим жанром для Ильи Ивановича Машкова после революции.
Хотя были в его творчестве разные картины, в том числе виды городов.Федоров Герман Васильевич (1885-1976) был участником объединения "Бубновый валет" с 1911 по 1917 год. Рисовать он учился помимо прочих учебных заведений в в школе-студии И.И.Машкова, а с 1918 года был ассистентом П.П.Кончаловского.
На выставке экспонировались два натюрморта еще одного представителя "Бубнового валета" Александра Васильевича Куприна (1880-1960).
Еще один член-учредитель "Бубнового валета" Аристарх Васильевич Лентулов (1882 -1943) представлен на выставке двумя портретами
и пейзажем.Важную роль играл в "Бубновом валете" Роберт Рафаилович Фальк (1886-1958), соединивший в своём творчестве модерн и авангард.
Когда смотришь на его картины, то кажется будто их нарисовал ребёнок.Еще один еврей внесший свой вклад в создание русского авангарда Иосиф Соломонович Школьник (1883 -1926) помимо живописи и графики занимался сценографией.
Обратите внимание — на картине Захарова Федора Ивановича (1882 -1968) стоит пометка о дате создания: "Не позднее 1923".
Дело в том, что Захаров в составе организационного комитета выставки Русского искусства в США выехал в 1923 году из СССР, да так и не вернулся обратно.Андрей Дмитриевич Гончаров (1903 -1979) в составе "группы трёх", включавших помимо его художников А.А.Дейнеку и Ю.И.Пименова, участвовал в 1-й дискуссионной выставке объединений активного революционного искусства (1924, Москва). Может поэтому его картина носит символическое название "Три фигуры".
Не только мужчины созидали в авангардном стиле, были среди них сильные живописцы такие, как Ольга Владимировна Розанова (1886 — 1918).
Жаль только, что она умерла в достаточно молодом возрасте от дифтерита.На следующей фотографии картины сразу двух художников: Варвары Фёдоровны Степановой (1894-1958) и Виктора Никандровича Пальмова (1888 -1929).
Александра Александровна Экстер (1882-1949 года) — художница, которую считают своей Россия. Родилась в Российской империи, затем в 1907 году и вновь с 1924 года жила во Франции.
Владимир Давидович Баранов-Россине (1888- 1944) погиб в лагере Аушвиц.
Лучшие работы Константина Николаевича Истомина (1886 — 1942) находятся в Третьяковской галерее и Русском музее.
Русаков Александр Исаакович (1898 -1952) более известен своими пейзажами, но на выставке был представлен портретом.
Многие слышали про "Чёрный квадрат" Казимира Севериновича Малевича (1879-1935), мало только кто знает, что был квадрат частью триптиха, куда входили еще чёрные крест и круг. А потом пошло-поехало: "Белый квадрат", "Красный квадрат" и различные комбинации квадратов. В Саратове хранится картина "Четыре квадрата".
Забытый художник Валентин Михайлович Юстицкий (1892-1951) с 1918 по 1935 год жил в городе Саратове, будучи профессором в Свободных художественных мастерских Саратова, реорганизованных из Боголюбовского рисовального училища. Видимо поэтому больше всего картин на выставке принадлежит ему.
Самая непонятная для нас оказалась живописная конструкция с проволокой.
Остальное более-мене походило на картины.Правда порой своеобразные.
В 1935 году Юстицкий уехал в Москву и это оказалось неправильным шагом. В 1937 году был арестован.
В 1946 году после освобождения вновь приехал в Саратов.Кроме картин Юстицкого на выставке была представлена его скульптура.
В 1925 году в Саратове появился памятник Борцам Революции 1905 года Памятник Борцам Революции 1905 года, в азле музея мы увидели эскиз к этому памятнику, созданный Борисом Даниловичем Королеымв (1884 -1963) в 1924 году.
Было время когда Лев Осипович Циперсон (1899−1963) сотрудничал с Малевичем, а теперь выставляется на одной выставке.
Саратовский художник Евгений Васильевич Егоров (1901−1942) в 1920 -1923 годах учился у Юстицкого, а теперь их картины висят рядом. Интересная зарисовка из жизни старого Саратова.
Есть в коллекции картины художницы Натальи Сергеевны Гончаровой (1881- 1962) , известной не только фактом родства с женой Пушкина, коей она приходилась правнучатой племянницей, но и тем фактом, что в 2009 году её картины стоили дороже, чем работы любой другой художницы в истории.
Анатолий Афанасьевич Арапов (1876 -1949) представлен двумя картинами.
Симон Николай Иванович (1892 -1951) родился в Саратов, учился в Боголюбовском рисовальном училище до 1912, затем уехал в Москву, во время Гражданской войны вернулся в Саратов, где жил с 1918 по 1922 год).
Поляков Константин Георгиевич (1885 -1970) учился в Саратовском художественном училище в 1918–1920 годах затем преподавал там же с 1920 по 1932 год.
Дмитриев Константин Куприянович (1905–1942) учился в Саратовском художественном училище в 1921–1926 годах у К.Г. Полякова. Погиб во время Великой Отечественной войны.
Одним из пионеров биоморфной абстракции был Борис Владимирович Эндер (1893- 1960).
Еще две картины на фотографии, одна из них принадлежит кисти Егоровой (Троицкой) Музы Александровны (1904 — 1990), учившей, ся в 1920-1925 годах одновременно в Саратовском художественно-практическом институте ( училище имени Боголюбова) и в Государственном университете на отделении истории искусств, вторая — Загоскина Давида Ефимовича (1900 -1942), учившегося в Саратове с 1918 по 1921 год, с перерывами, и умершего в блокадном Ленинграде.
Егорова- Троицкая М.А. "Натюрморт со скрипкой" Загоскин Д.Е. "Конструкция с граммофоннными пластинками" 1921-1922
И напоследок — образцы посуды, оформленные в стиле авангард.