1027 материалов по 683 объектам, 12 968 фотографий
- GPS
- Россия, г. Саратов, ул. Зарубина, 158/162.
Памяти художника, умершего в блокадном Ленинграде
В конце ноября 2023 там открылась выставка, посвященная Ивану Яковлевичу Билибину (1876-1942) – русскому художнику, знаменитому иллюстратору русских сказок и былин, в том числе сказок Александра Пушкина.
Билибин по сей день остается самым известным книжным иллюстратором, мастером русской сказочной темы.
Я же эту выставку увидел в Центральной городской библиотеке, когда пришёл на встречу с художницами Выставка "Акварельное настроение".
Открывал выставку портрет Билибина кисти Кустодиева.
Живописец Борис Михайлович Кусто́диев (1878- 1927) планировал написать групповой портрет членов объединения "Мир искусства", написав к нему эскиз (1920) и создав отдельные портреты всех своих соратников по объединению.
Ивана Билибина Кустодиев писал несколько раз. Портрет 1901 года – самый ранний, его высоко оценило жюри Международной выставки 1901 года в Мюнхене, присудив ученику Академии Кустодиеву золотую медаль второго класса.
Непростой жизненный путь был у Билибина. Став дипломированным юристом, он открыл в себе страсть к живописи.
В 1895—1898 годах занимался в рисовальной школе Общества поощрения художеств. В 1898 году два месяца учился в мастерской художника Антона Ашбе в Мюнхене. Несколько лет (1898—1900) занимался под руководством Ильи Репина в школе-мастерской княгини Марии Тенишевой, в 1900—1904 годах, под руководством того же И. Е. Репина, — в Высшем художественном училище Академии художеств.
Замечательный, но ныне забытый художник-график, погибший в ленинградскую блокаду Владимир Николаевич Левитский (1879-1942) вспоминал о времени создания портрета: «…Я увидел молодого, жизнерадостного, черноватого, с большой бородой для его лет студентика с курьезной подпрыгивающей походкой… Когда Репина не было в мастерской, то одним из первых застрельщиков по части острот, веселых разговоров и общих песенок за рисованием был Иван Яковлевич… работающий так, что как будто рисование у него между прочим; случалось, что болтал больше с Марией Чемберс-Билибиной (будущая жена), чем рисовал, а результаты же были неплохи в рисунке».
Мария Яковлевна Чемберс-Билибина (англ. Marie Elisabeth Veronika Chambers-Bilibina; 1874—1962) была первой женой Билибина с 1902 по 1911 год. В 1890-х годах Мария училась в рисовальной школе Императорского общества поощрения художеств, в школе княгини М. К. Тенишевой у русского художника И. Е. Репина.
В 1912 году Билибин женился второй раз. Его избранницей стала Рене Рудольфовна О’Коннель-Михайловская (урожд. О’Коннель; 1891—1981) — художник по фарфору, график. Училась у Билибина в Рисовальной школе Общества Поощрения художеств, после окончания школы преподавала в ней.
В марте 1912 года газета «Одесский листок» написала: «Близ Байдар, в живописнейшей местности Крыма, группой общественных деятелей решено устроить поселок интеллигентов. Пайщиков в 1911 — 1912 годах числилось уже 26 человек.
По жребию Билибину достался отрезок земли у самого моря, на котором уже стоял рыбачий домик. К домику была пристроена мастерская. После этого ежегодно, по окончании занятий в школе ОПХ, Билибин отправлялся в Батилиман и возвращался в Петербург осенью, к началу занятий.
На выставке есть картина "Франция. Вид из окна дачи. 1935 год".
Я было подумал, что этой пейзаж французский. Но это Крым.
«Смолистый запах сосен и можжевельника, скрипение цикад, горячие скалы, шум прибоя на этом самом глубоком по берегу Крыма месте моря и полное отсутствие людей», так Рене О’Коннель описывала это место.
21 февраля 1920 года на пароходе «Саратов» Билибин эвакуировался из Новороссийска. Со временем Билибин захотел вернуться на родину. Видимо эта картина — дань ностальгическим воспоминаниям.
Есть на выставке портрет Л.Е.Чириковой (1919 год).
В 1917 году Билибин расстается со своей второй супругой Рене О’Коннель. После Октябрьской революции художник уезжает в Крым, в Батилиман, где живёт до сентября 1919 года.
Романтическая была история...
Известный российский юрист Никола́й Серге́евич Кари́нский ( 1873 — 1948), эмигрировавший после Гражданской войны, побывал в гостях у Билибина. А познакомил его с художником «Бард русской интеллигенции» писатель Евгений Николаевич Чириков (1864–1932).
В семье Чириковых было пятеро детей: Новелла (1894—1978) — в замужестве Ретивова, Людмила (1896—1995) — в замужестве Шнитникова, Валентина (1897—1988) — в замужестве Ульянищева, Евгений (1899—1970) и Георгий (1901—1993).
Дачи Чириковых и Билибина располагались рядом в Крыму.
11 сентября 1945 года Каринский пишет статью в американской "Русской жизни":
"Шумно и весело провели день моих именин, а когда расходились, Билибин задержался и сказал мне: я хочу тебя попросить. Поговори за меня с Милой Чириковой. Я люблю её всей душой, а она не обращает на меня внимания. Девчонка! Насмешница! Ты это понимаешь?"
"Там в Батилимане он показал себя также выдающимся портретистом – превосходные портреты Новеллы и Людмилы Чириковых, в которых он был влюблён поочерёдно."
Надпись на портрете: "Портрет Л.Е.Чириковой. 1919".
Из воспоминаний Людмилы Чириковой: "…Когда я познакомилась с Билибиным, могу сказать, что это произошло очень давно в Петербурге. Иван Яковлевич был большим другом моего отца — писателя Евгения Николаевича Чирикова. Отец водил нас показывать рисунки и книги Ивана Яковлевича. Когда я еще была девочкой с косичками (Билибин старше меня на 20 лет), но я уже тогда интересовалась искусством. Но особенно мы сдружились, конечно, в трудное время войны и революции в Батилимане, где наша семья, как и Иван Яковлевич, имели дачи. Билибин и раньше приезжал туда с красивой молодой художницей Рене О’Коннель. И мы дружно ездили на этюды, занимались графикой. Но в это трудное время он приехал в Батилиман уже один, холостяком, и был очень занят работой. Тогда же он сделал карандашные портреты моего отца, моей старшей сестры и мой в 1919 году. ."
Романтическая влюбленность мужчины "за 40" в девушку моложе его на двадцать лет.
Но именно Билибин спас обеих сестёр. Снова Каринский: "Расстались мы навсегда в Новороссийске. Он уезжал в Египет вместе с Милой и Валей Чириковыми. Оне заболели тифом, а родители их – Евг. Николаевич и Валентина Георгиевна («Валя старшая») – должны были эвакуироваться раньше их выздоровления. Остался около них, как верный рыцарь, Ив. Яковлевич."
В 1919 году Билибин вслед за семейством Чириковых уехал из Крыма, сначала в Ростов на Дону, затем в Новороссийск. Смог достать билеты на последний пароход не только себе, но и девушкам.
Попали они в Египет.
После трудных дней Билибин смог обосноваться в Египте и снова стал трудиться на живописной ниве. Людмиле он предложил быть его помощницей, но через два года Людмила уезжает к родителям во Францию, так и не ответив взаимностью Билибину.
В 1923 году Билибин женился в третий раз. Его избранницей стала Александра Васильевна Щекатихина-Потоцкая (урожд. Щекатихина; 1892—1967).
В 1936 году художник на теплоходе «Ладога» вместе с семьей вернулся в Советский Союз и поселился в Ленинграде. После начала Великой Отечественной войны отказался эвакуироваться и умер в блокадном Ленинграде 7 февраля 1942 года в больнице при Всероссийской Академии художеств от истощения.
На Смоленском кладбище Санкт-Петербурга есть братская могила профессоров Академии художеств .
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/f/f2/Братская_могила_профессоров_Академии_художеств_на_Смоленском_кладбище_в_Ленинграде.JPG
Крупными буквами на могиле вычеканено «Здесь похоронены погибшие в блокаду в 1942 году профессора Академии Художеств». Ниже указаны 8 фамилий, первое из них — имя Ивана Яковлевича Билибина.
Остались его шикарные иллюстрации.
"Испытание огнём. Суд во времена "Русской правды" (1907).
"Ру́сская Пра́вда" — сборник правовых норм Киевской Руси, датированный различными годами, начиная с 1016 года. Происхождение наиболее ранней части Русской Правды связано с деятельностью князя Ярослава Мудрого.
"Палаты" (Иллюстрация к сказке А.С.Пушкина "Сказка о золотой рыбке" (1933).
"Подводное царство" (к опере "Садко", 1914).
Премьера оперы-былины на музыку Н.А.Римского-Корсакова состоялась в московской Русской Частной опере в 1897 году.Но одними из лучших стали декорации к „Садко“, созданные И.Я.Билибиным в 1913–1914 годах.
Эскиз декорации к VI картине оперы Н. А. Римского-Корсакова „Садко“ «Берег Ильмень-озера» был создан для Театра при народном доме (1914 год).
Кстати, есть еще одна иллюстрация «Садко» для оперы Римского Корсакова, датированная 1939 годом.
"Русалочка и мраморный мальчик" (иллюстрация к сказке Г.Х.Андерсена "Русалочка", 1936).
"Добрыня Никитич освобождает Забаву Путятичну" (Эскиз иллюстрации с сборнику русских былин Н.В.Водовозова "Сказ о стольном Киеве и о русских богатырях", 1940).
Среди репродукций картин Билибина есть картина Лидии Ивановны Ионовой (1948 г.р.), которая сделала великолепные иллюстрации к сказке С.Аксакова "Аленький цветочек" (1980).
- Адрес:
г. Саратов, ул. Зарубина, 158/162.
Дешёвый ✈️ по направлению Саратов
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Пожалуйста! На самом деле трагедий было еще больше в жизни Билибина, но материал — не резиновый, да и отталкивался я от картин, что видел.
Комментарий понравился: