1027 материалов по 683 объектам, 12 968 фотографий
- GPS
- Россия, Саратов, Духосошественская пл., 3
- (8452)28-82-86
Духосошественский храм — дар саратовского купца Тюльпина
В 1832 году Генри Клей в Сенате впервые произнес фразу "self-made man", то есть "человек, который создал себя сам".
Генри Клей (англ. Henry Clay; 1777-1852) — американский юрист и государственный деятель, который представлял штат Кентукки в сенате США и Палате представителей США, был 7-м спикером Палаты и 9-м госсекретарём. Клей был кандидатом в президенты на выборах 1824, 1832 и 1844 года, хотя и не смог победить. Он стоял у истоков Республиканской партии.
Американский писатель Фредерик Дуглас говорил о «человеке, который сделал себя сам» с 1852 года. И посвятил этому цикл лекций.
Фредерик Дуглас (англ. Frederick Douglass; наст. имя — Фредерик Огастес Уошингтон Бейли (англ. Frederick Augustus Washington Bailey); 1818—1895) — американский писатель, просветитель, аболиционист, редактор и оратор. Один из известнейших борцов за права чернокожего населения Америки, руководитель негритянского освободительного движения.
Фредерик был темнокожим, родился рабом, отца своего не знал, а с матерью был разлучен в раннем детстве. До 7 лет мальчик жил с бабушкой. Когда ему исполнилось 7 лет, умирает его мать и ребенка отправляют работать на плантацию.
В 1838 бежал на Север, там он стал бороться против рабовладения. В 1847 году Фредерик начал издавать газету «The North Star» («Северная звезда»), которая стала одним из ведущих антирабовладельческих органов. Во время Гражданской войны в США 1861—1865 годов выдвинул лозунг немедленного освобождения рабов. Также принимал участие в формировании первых негритянских полков.
Считается, что первый self-made men – Бенджамин Франклин – (англ. Benjamin Franklin ; 1706, -1790) -один из отцов-основателей США. В своей автобиографии он рассказал о своем пути от бедного, неизвестного сына свечника до дипломата, выдающегося политического деятеля.
Ему принадлежит фраза: "Бог помогает тем, кто сам себе приходит на помощь".
В Россию понятие self-made men пришло ближе к 2000-м из Америки но в истории России множество людей, к которым можно применить это понятие.
С конца XVIII века ограничения на деятельность крепостных снялись, а в начале XIX века им разрешили открывать лавки, заниматься торговлей (сначала розничной, а потом и оптовой) и устраивать мануфактуры. В России появилась особая группа торгующих крестьян, многие из которых разбогатели и стали миллионерами. Они откупались от помещиков, переходили в другие сословия и часто давали стране целые династии купцов, предпринимателей и меценатов.
Многие имена были на слуху в царской России, да и сейчас выплывают из небытия. Вспомним некоторые имена
Основатель династии Демидовых Никита Демидович Антуфьев (1656 -1725) был сыном крепостного Легендарный тульский оружейник Никита Демидов и его потомки.
Русский предприниматель и меценат, основатель династии Морозовых.Савва Васильевич Морозов (1770 — 1860) был крепостным крестьянином . К 1821 году выкупился из крепостной зависимости вместе с сыновьями Елисеем, Захаром, Абрамом, Иваном и Тимофеем за огромную по тем временам сумму — 17 тысяч рублей ассигнациями.
Родоначальник торгово-промышленной династии Абрикосовых Степан Николаевич Абрикосов (1737 -1812) будучи крепостным помещицы А. П. Левашовой, поставлял к её столу лакомства и сладости. В 1804 году с позволения помещицы переселился с семьёй из села Троицкого в Москву на оброк, где открыл бакалейную торговлю и стал выпускать варенье и пастилу из абрикосов в созданной семейной мастерской. Позднее выкупил вольную, зарегистрировался московским купцом 3-й гильдии Семёновской слободы. Прозвище, а затем и фамилию Абрикосов получил за искусство изготовления сладостей из абрикосов.
Основатель династии Третьяковых Елисей Мартынович Третьяков (около 1710-1783) был выходцем из крепостных крестьян Калужской губернии.. Став купцом 3-й гильдии, обосновался в Москве в 1774 году, переехав из Малоярославца. Он занимался скупкой льна.
Основатель династии Мамонтовых Кондратий Мамонтов, был крепостным приказчиком при дворе помещика Семена Емельяновича Шиловского в 1716 году. В середине XVIII века внуки К. Мамонтова – Иван Никитович (1722–?), Анисим Никитович (1741–?) и Алексей Яковлевич (1745–?) освободились от крепостной зависимости, занялись торговлей и записались в купечество.
Основатель династии Прохоровых Василий был сыном монастырского крестьянина из Троице-Сергиевой Лавры и освободился от крепостной зависимости в 1764 году.
Этот ряд можно продолжать до бесконечности, но перенесёмся в город Саратов.
Хрисанф Иванович Образцов(1768 — 1847) не был крепостным крестьянином, но происходил из небогатой семьи и в молодости нередко испытывал тяжелую нужду.
О деловых качествах Хрисанфа Ивановича можно судить по скорости роста его капитала. В 1814 году Хрисанф Иванович числится в списке Саратовских купцов, не имеющих собственного дома. В 1825 году Хрисанф Иванович состоял уже в 1-й гильдии и помимо жилого дома имел лавку железных товаров на верхнем Базаре и два лабаза на берегу Волги. Надо отметить, что в ту пору в Саратове жили только два купца первой гильдии.
Хрисанф Иванович занимался благотворительностью, жертвовал на храмы, в 1849 году выстроил напротив своего дома, не принимая ни от кого участия, новую великолепную церковь во имя Вознесения Господня известную более, как собор Михаила Архангела. Здание находилось на пересечении нынешних улиц Московской и Октябрьской, и было разрушено в 1935 году.
В 1816 году старшая дочь Образцова Дарья Хрисанфовна вышла замуж. Ее избранником стал тверской купец Петр Федорович Тюльпин, который после этой удачной женитьбы приписался к Саратовскому купечеству.
Женитьба сыграла важную роль в судьбе Тюльпина. В 1826 году он уже купец 3-ей гильдии, а вскоре после смерти тестя- купец 1-ой гильдии.
Также много занимался благотворительностью.
Если смотреть со смотровой площадки возе памятника "Журавли" в Парке Победы на Соколовой горе, то открывается замечательный вид на Волгу, мост Саратов -Энгельс, часть Саратова. Мы видим Духосошественский храм помимо другой красоты.
Первое упоминание в саратовских газетах о новой церкви во имя Сошествия Святого Духа на апостолов датируется 1844 годом. Построенная церковь была деревянной и постепенно ветшала.
В 1855 году у Петра Федоровича Тюльпина умирает сын Николай. Купец предлагает построить новый, но уже каменный храм на стром месте. На это богоугодное дело купцом были выделены деньги. Предложение было принято и в 1855 году появился новый храм с колокольней. В 1858 году он был освящен, в нём появился придел в во имя Святителя и Чудотворца Николая, от этом не рассказывается, но видимо была договоренность.
Считается, что Духосошественский храм самый "мощный" и "сильный". Строили его, как гласит народная легенда, в особом "чистом месте". Естественно, подтверждения нет.
Интересная судьба была у храма, хотя трагических страниц хватало.
Долгие годы, когда в Саратове ещёё не было высотной застройки, купола Духосошественской церкви, расположенной «на горах» были видны издалека. Саратовцы называли церковь «Голубые купола».
Сейчас часть куполов стали золотыми — у колокольни и самого большого купола, да и цвет стен самого храма изменился.
Вечером из домов ,находящихся на улице Чернышевского и выходящие окнами на Соколовую гору очень красиво и завораживающе смотрится ,выделяясь яркими огнями на фоне ночи, Духосошественский храм.
8 апреля 1929 года появилось Постановление ВЦИК и СНК РСФСР "О религиозных объединениях ", которое ставило под тотальный контроль религиозную жизнь.
30 января 1930 года на свет появился документ, запретивший в Москве колокольный звон. В это же время аналогичные распоряжения местных властей вступили в силу в Московской области, Ярославле, Архангельске и других городах. Видимо, работа велась по единому плану и была хорошо скоординирована. Как будто специально была выбрана дата — ведь считается, что 30 января 1487 года родился на свет знаменитый московский малиновый звон.
Идейным вдохновителем идеи запрета колокольного звона стал Союз воинствующих безбожников (ранее — Союз безбожников; Общество друзей газеты «Безбожник») — добровольная общественная организация в СССР, существовавшая с 1925 по 1947 год. Ставила своей целью идейную борьбу с религией во всех её проявлениях Председателем Центрального совета СВБ все годы был Емельян Ярославский. После его смерти в 1943 году до роспуска СВБ в 1947 году обязанности председателя исполнял Фёдор Олещук.
Емельян Миха́йлович Ярославский (при рождении Миней Израилевич Губельман; 1878-1943, Москва) был идеологом и руководителем антирелигиозной политики в СССР.
Антирелигиозная комиссия при ЦК ВКП(б) (в 1922—1928 годах официально называлась Комиссией по проведению декрета об отделении церкви от государства при ЦК РКП(б)) — партийно-государственный орган, отвечавший в СССР за проведение антирелигиозной политики советской власти, существовала с 13 октября 1922 по 30 ноября 1929 года.
С 18 января 1923 года комиссию возглавил Е. М. Ярославский, который и оставался бессменным председателем до самого конца существования комиссии.
В 1930 году Ярославский, заявил на исполнительном бюро центрального совета Союза воинствующих безбожников:
**«...несколько времени тому назад мы очень робко намечали программу борьбы с колокольным звоном. Я помню, что на заседании антирелигиозной комиссии, даже при некотором сопротивлении со стороны отдельных руководящих товарищей, мы провели постановление о том, что необходимо разработать в законодательном порядке закон, по которому в местах, где имеется большое скопление рабочих и вообще ведется работа всякого рода учреждений, надо воспретить колокольный звон, причем воспретить его не окончательно, а, оставив колокола определенного небольшого веса, разрешить звонить только в определенные часы, совершенно запретить общий, так называемый «красный звон» и т. д. Словом у нас была, так сказать,
^программа-минимум», рассчитанная на более медленный ход событий. События пошли таким образом, что эти планы были сметены стихийно развивающимся процессом. **
Действительность развеяла все эти опасения. Целый ряд городов, как Кострома, Архангельск, Ярославль,Брянск, Самара, Смоленск, вынес постановление — снять все колокола. И после этого писать закон о том, запрещать или не запрещать колокольный звон конечно (раз колоколов нет) уже не приходится. Надо отметить, что есть кое у кого стремление задержать этот процесс, потому что он иногда протекает без всякой подготовки населения, а в отдельных случаях при некотором сопротивлении населения. Но думать, что вся эта борьба с религией, с церковными организациями легко пройдет это конечно наивно. Некоторые представляют себе, что можно вести борьбу против такой организации, как церковь, так, чтобы нигде не было никакой драки. Это — утопическая задача. Обязательно кое-где будет драка.
Это есть один из видов классовой борьбы, ожесточенной классовой борьбы. Попы сейчас будут участвовать и в бандитских организациях, и где угодно. К этому их поджигает и папа римский, и архиепископ Кентерберийский.».
Робость прошла и понеслась разруха по городам и весям Советского Союза. Колокола снимали и отправляли на переплавку.
Самое примечательное, что история повторилась. Правда, в более жестоком виде.
В декабре 1700 года появляется экстренный царский указ: «Для нынешнего воинского случая, на Москве, и в подмосковных монастырях, и в Московском уезде, и во всех городах у соборных и у приходских церквей взять на Пушечный двор в пушечное литье из колоколов весом четвертую часть…»
Царь Петр I затребовал срочно, до конца зимы, собрать в Москве четверть от общего веса всех имеющихся в России колоколов. За задержку сроков сбора для владельцев колоколов был установлен значительный по тому времени штраф – 2 рубля с каждого «просроченного» пуда. Напомним, что тогда за 2 рубля можно было купить лошадь, а хороший дом в Москве стоил 10 рублей.
Переписью и сбором колоколов по всей России занимались светские и духовные власти. Колокола всех храмов и церквей снимали со звонниц, взвешивали и четвертую по весу часть отправляли в столицу.
Колокольный металл содержал 80% меди и 20% олова. При переплавке в него добавляли красную (чистую) медь, чтобы повысить ее содержание в сплаве до 90%, – именно это соотношение обеспечивало лучшее качество орудийных стволов. Для создания запасов чистой меди 21 мая 1701 года появился царский указ о сборе по всей стране медной посуды: «пивоваренных и квасоваренных котлов и винокуренных кубов», а также «иной медной посуды, опричь самых нужных».
Постановлением Президиума Нижне-Волжского краевого исполкома советов РК и К депутатов от 06 октября 1931 года колокола собора были изъяты для нужд промышленности.
Разные статусы были у Духосошественской церкви.
Духосошественская церковь получила статус соборной предположительно в 1935 году, после закрытия Сретенской церкви.
2 сентября 1934 года Саратовский горисполком издал распоряжение о временном закрытии ряда церквей города, в том числе и Духосошественской, и о передаче их под зернохранилища. В Духосошественскую церковь предписано было засыпать не менее 1650 тонн зерна. Однако в ноябре 1935 года церковь вновь удалось открыть для богослужений. Коллектив церкви продержался до 1939 года. Постановлением Саратовского горсовета от 17 июня 1939 года Духосошественская церковь была закрыта.
В 1939 году в Саратове не осталось ни одного действующего храма.
13 июня 1941 года горисполком рассматривал ходатайство Волжского райсовета об использовании здания церкви под кинотеатр. Ходатайство было отклонено.
Великая Отечественная война много поменяла в отношении к православным храмам. В закрытом в 1936 году Троицком соборе (причем службы в нем не проводились с июля 1934 года) 8-го октября 1942 года были возобновлены регулярные богослужения.
17 декабря 1947 года был открыт Духосошественский храм. Хорошо, что не успели сломать колокольню и снести купола. Только два храма Саратова действовали до начала возрождения храмов.
В Советское время во время церковных праздников возле храмов дежурила милиция и отряды ДНД. Они могли остановить человека и проверить его документы, что могло быть чревато для членов КПСС и ВЛКСМ. Говорят, что охраняющих было больше возле Троицкого собора.
С 2001 по 2014 год Духосошественский храм носил статус кафедрального, т.к. в Троицком соборе проводилась реставрация.
28 декабря 2020 года указом митрополита Саратовского и Вольского Игнатия храму присвоен статус собора и статус Архиерейского подворья.
Храм продолжает служить людям.
- Адрес:
Саратов, Духосошественская пл., 3
- Дополнительная информация:
Информация о саратовских купцах частично взята: old-saratov.ru/2021/12/19/gor…
О колоколах во времена Петра Первого: profile.ru/culture/kolokolnay…
О закрытии храма- svyatoduhovhram.ru/nash-hram/… - Телефон:
(8452)28-82-86
Дешёвый ✈️ по направлению Саратов