• (Из Интернета)
  • (Из Интернета)
  • (Из Интернета)
  • (Из Интернета)
  • Из Интернета)
  • (Из Интернета)
  • (Из Интернета)
...
3
Кафедральный Духосошественский собор Саратов, Россия
  • Светлая тема
  • Серая тема
  • Бежевая тема
  • Зеленая тема
  • Темная тема

вики-код
помощь
Вики-код фотографии:
код для блогов и форумов
помощь
HTML (для сайтов и блогов):
BBCode (для форумов):
сообщить модератору
закрыть

Или скопируйте этот код в ваш блог:

    Саратов

    Саратов

    LAT
  • 51.53480N, 46.03237E
  • Я здесь был
    Было: 233
    Хочу посетить
    11505

    1027 материалов по 683 объектам,  12 968 фотографий

    Вики-код направления: помощь
    Топ авторов помощь
    grau59 10840
    7max7 292
    urik 32
     
    архитектура, памятники, парки
    • GPS
    • Россия, Саратов, Духосошественская пл., 3
    • (8452)28-82-86
    Фотографии
    Карта
    12 фото
    dots
    вики-код
    помощь
    Вики-код объекта:
    Советы и отзывы путешественников (1) помощь
    grau59
    помощь
    в друзья
    в контакты
    С нами с 16 апр 2011

    Духосошественский храм — дар саратовского купца Тюльпина

    Достопримечательности → архитектура, памятники, парки
    18 августа||
    GPS
    |2 (1)| 14| 17011
    5
    Понятие "self-made man" буквально означает «человек, сделавший самого себя».

    В 1832 году Генри Клей в Сенате впервые произнес фразу "self-made man", то есть "человек, который создал себя сам".

    Генри Клей (англ. Henry Clay; 1777-1852) — американский юрист и государственный деятель, который представлял штат Кентукки в сенате США и Палате представителей США, был 7-м спикером Палаты и 9-м госсекретарём.
    (Из Интернета)
    1

    Автор: grau59

    (Из Интернета)

    Клей был кандидатом в президенты на выборах 1824, 1832 и 1844 года, хотя и не смог победить. Он стоял у истоков Республиканской партии.

    Американский писатель Фредерик Дуглас говорил о «человеке, который сделал себя сам» с 1852 года. И посвятил этому цикл лекций.

    Фредерик Дуглас (англ. Frederick Douglass; наст. имя — Фредерик Огастес Уошингтон Бейли (англ. Frederick Augustus Washington Bailey); 1818—1895) — американский писатель, просветитель, аболиционист, редактор и оратор.
    (Из Интернета)
    0

    Автор: grau59

    (Из Интернета)

    Один из известнейших борцов за права чернокожего населения Америки, руководитель негритянского освободительного движения.

    Фредерик был темнокожим, родился рабом, отца своего не знал, а с матерью был разлучен в раннем детстве. До 7 лет мальчик жил с бабушкой. Когда ему исполнилось 7 лет, умирает его мать и ребенка отправляют работать на плантацию.

    В 1838 бежал на Север, там он стал бороться против рабовладения. В 1847 году Фредерик начал издавать газету «The North Star» («Северная звезда»), которая стала одним из ведущих антирабовладельческих органов. Во время Гражданской войны в США 1861—1865 годов выдвинул лозунг немедленного освобождения рабов. Также принимал участие в формировании первых негритянских полков.

    Считается, что первый self-made men – Бенджамин Франклин – (англ. Benjamin Franklin ; 1706, -1790) -один из отцов-основателей США. В своей автобиографии он рассказал о своем пути от бедного, неизвестного сына свечника до дипломата, выдающегося политического деятеля.

    Ему принадлежит фраза: "Бог помогает тем, кто сам себе приходит на помощь".

    В Россию понятие self-made men пришло ближе к 2000-м из Америки но в истории России множество людей, к которым можно применить это понятие.

    С конца XVIII века ограничения на деятельность крепостных снялись, а в начале XIX века им разрешили открывать лавки, заниматься торговлей (сначала розничной, а потом и оптовой) и устраивать мануфактуры. В России появилась особая группа торгующих крестьян, многие из которых разбогатели и стали миллионерами. Они откупались от помещиков, переходили в другие сословия и часто давали стране целые династии купцов, предпринимателей и меценатов.

    Многие имена были на слуху в царской России, да и сейчас выплывают из небытия. Вспомним некоторые имена

    Основатель династии Демидовых Никита Демидович Антуфьев (1656 -1725) был сыном крепостного Легендарный тульский оружейник Никита Демидов и его потомки.
    10

    Автор: grau59



    Русский предприниматель и меценат, основатель династии Морозовых.Савва Васильевич Морозов (1770 — 1860) был крепостным крестьянином .
    Из Интернета)
    0

    Автор: grau59

    Из Интернета)

    К 1821 году выкупился из крепостной зависимости вместе с сыновьями Елисеем, Захаром, Абрамом, Иваном и Тимофеем за огромную по тем временам сумму — 17 тысяч рублей ассигнациями.

    Родоначальник торгово-промышленной династии Абрикосовых Степан Николаевич Абрикосов (1737 -1812) будучи крепостным помещицы А. П. Левашовой, поставлял к её столу лакомства и сладости. В 1804 году с позволения помещицы переселился с семьёй из села Троицкого в Москву на оброк, где открыл бакалейную торговлю и стал выпускать варенье и пастилу из абрикосов в созданной семейной мастерской. Позднее выкупил вольную, зарегистрировался московским купцом 3-й гильдии Семёновской слободы. Прозвище, а затем и фамилию Абрикосов получил за искусство изготовления сладостей из абрикосов.

    Основатель династии Третьяковых Елисей Мартынович Третьяков (около 1710-1783) был выходцем из крепостных крестьян Калужской губернии.. Став купцом 3-й гильдии, обосновался в Москве в 1774 году, переехав из Малоярославца. Он занимался скупкой льна.

    Основатель династии Мамонтовых Кондратий Мамонтов, был крепостным приказчиком при дворе помещика Семена Емельяновича Шиловского в 1716 году. В середине XVIII века внуки К. Мамонтова – Иван Никитович (1722–?), Анисим Никитович (1741–?) и Алексей Яковлевич (1745–?) освободились от крепостной зависимости, занялись торговлей и записались в купечество.

    Основатель династии Прохоровых Василий был сыном монастырского крестьянина из Троице-Сергиевой Лавры и освободился от крепостной зависимости в 1764 году.

    Этот ряд можно продолжать до бесконечности, но перенесёмся в город Саратов.

    Хрисанф Иванович Образцов(1768 — 1847) не был крепостным крестьянином, но происходил из небогатой семьи и в молодости нередко испытывал тяжелую нужду.
    (Из Интернета)
    0

    Автор: grau59

    (Из Интернета)



    О деловых качествах Хрисанфа Ивановича можно судить по скорости роста его капитала. В 1814 году Хрисанф Иванович числится в списке Саратовских купцов, не имеющих собственного дома. В 1825 году Хрисанф Иванович состоял уже в 1-й гильдии и помимо жилого дома имел лавку железных товаров на верхнем Базаре и два лабаза на берегу Волги. Надо отметить, что в ту пору в Саратове жили только два купца первой гильдии.

    Хрисанф Иванович занимался благотворительностью, жертвовал на храмы, в 1849 году выстроил напротив своего дома, не принимая ни от кого участия, новую великолепную церковь во имя Вознесения Господня известную более, как собор Михаила Архангела.
    (Из Интернета)
    0

    Автор: grau59

    (Из Интернета)

    Здание находилось на пересечении нынешних улиц Московской и Октябрьской, и было разрушено в 1935 году.

    В 1816 году старшая дочь Образцова Дарья Хрисанфовна вышла замуж. Ее избранником стал тверской купец Петр Федорович Тюльпин, который после этой удачной женитьбы приписался к Саратовскому купечеству.

    Женитьба сыграла важную роль в судьбе Тюльпина. В 1826 году он уже купец 3-ей гильдии, а вскоре после смерти тестя- купец 1-ой гильдии.

    Также много занимался благотворительностью.

    Если смотреть со смотровой площадки возе памятника "Журавли" в Парке Победы на Соколовой горе, то открывается замечательный вид на Волгу, мост Саратов -Энгельс, часть Саратова.
    2

    Автор: grau59

    Мы видим Духосошественский храм помимо другой красоты.

    Первое упоминание в саратовских газетах о новой церкви во имя Сошествия Святого Духа на апостолов датируется 1844 годом. Построенная церковь была деревянной и постепенно ветшала.

    В 1855 году у Петра Федоровича Тюльпина умирает сын Николай. Купец предлагает построить новый, но уже каменный храм на стром месте. На это богоугодное дело купцом были выделены деньги. Предложение было принято и в 1855 году появился новый храм с колокольней. В 1858 году он был освящен, в нём появился придел в во имя Святителя и Чудотворца Николая, от этом не рассказывается, но видимо была договоренность.

    Считается, что Духосошественский храм самый "мощный" и "сильный". Строили его, как гласит народная легенда, в особом "чистом месте". Естественно, подтверждения нет.

    Интересная судьба была у храма, хотя трагических страниц хватало.

    Долгие годы, когда в Саратове ещёё не было высотной застройки, купола Духосошественской церкви, расположенной «на горах» были видны издалека. Саратовцы называли церковь «Голубые купола».
    (Из Интернета)
    0

    Автор: grau59

    (Из Интернета)



    Сейчас часть куполов стали золотыми — у колокольни
    4

    Автор: grau59

    и самого большого купола, да и цвет стен самого храма изменился.
    3

    Автор: grau59



    Вечером из домов ,находящихся на улице Чернышевского и выходящие окнами на Соколовую гору очень красиво и завораживающе смотрится ,выделяясь яркими огнями на фоне ночи, Духосошественский храм.

    8 апреля 1929 года появилось Постановление ВЦИК и СНК РСФСР "О религиозных объединениях ", которое ставило под тотальный контроль религиозную жизнь.

    30 января 1930 года на свет появился документ, запретивший в Москве колокольный звон. В это же время аналогичные распоряжения местных властей вступили в силу в Московской области, Ярославле, Архангельске и других городах. Видимо, работа велась по единому плану и была хорошо скоординирована. Как будто специально была выбрана дата — ведь считается, что 30 января 1487 года родился на свет знаменитый московский малиновый звон.

    Идейным вдохновителем идеи запрета колокольного звона стал Союз воинствующих безбожников (ранее — Союз безбожников; Общество друзей газеты «Безбожник») — добровольная общественная организация в СССР, существовавшая с 1925 по 1947 год. Ставила своей целью идейную борьбу с религией во всех её проявлениях Председателем Центрального совета СВБ все годы был Емельян Ярославский. После его смерти в 1943 году до роспуска СВБ в 1947 году обязанности председателя исполнял Фёдор Олещук.

    Емельян Миха́йлович Ярославский (при рождении Миней Израилевич Губельман; 1878-1943, Москва) был идеологом и руководителем антирелигиозной политики в СССР.
    (Из Интернета)
    0

    Автор: grau59

    (Из Интернета)



    Антирелигиозная комиссия при ЦК ВКП(б) (в 1922—1928 годах официально называлась Комиссией по проведению декрета об отделении церкви от государства при ЦК РКП(б)) — партийно-государственный орган, отвечавший в СССР за проведение антирелигиозной политики советской власти, существовала с 13 октября 1922 по 30 ноября 1929 года.

    С 18 января 1923 года комиссию возглавил Е. М. Ярославский, который и оставался бессменным председателем до самого конца существования комиссии.

    В 1930 году Ярославский, заявил на исполнительном бюро центрального совета Союза воинствующих безбожников:

    **«...несколько времени тому назад мы очень робко намечали программу борьбы с колокольным звоном. Я помню, что на заседании антирелигиозной комиссии, даже при некотором сопротивлении со стороны отдельных руководящих товарищей, мы провели постановление о том, что необходимо разработать в законодательном порядке закон, по которому в местах, где имеется большое скопление рабочих и вообще ведется работа всякого рода учреждений, надо воспретить колокольный звон, причем воспретить его не окончательно, а, оставив колокола определенного небольшого веса, разрешить звонить только в определенные часы, совершенно запретить общий, так называемый «красный звон» и т. д. Словом у нас была, так сказать,
    ^программа-минимум», рассчитанная на более медленный ход событий. События пошли таким образом, что эти планы были сметены стихийно развивающимся процессом. **

    Действительность развеяла все эти опасения. Целый ряд городов, как Кострома, Архангельск, Ярославль,Брянск, Самара, Смоленск, вынес постановление — снять все колокола. И после этого писать закон о том, запрещать или не запрещать колокольный звон конечно (раз колоколов нет) уже не приходится. Надо отметить, что есть кое у кого стремление задержать этот процесс, потому что он иногда протекает без всякой подготовки населения, а в отдельных случаях при некотором сопротивлении населения. Но думать, что вся эта борьба с религией, с церковными организациями легко пройдет это конечно наивно. Некоторые представляют себе, что можно вести борьбу против такой организации, как церковь, так, чтобы нигде не было никакой драки. Это — утопическая задача. Обязательно кое-где будет драка.

    Это есть один из видов классовой борьбы, ожесточенной классовой борьбы. Попы сейчас будут участвовать и в бандитских организациях, и где угодно. К этому их поджигает и папа римский, и архиепископ Кентерберийский.».

    Робость прошла и понеслась разруха по городам и весям Советского Союза. Колокола снимали и отправляли на переплавку.

    Самое примечательное, что история повторилась. Правда, в более жестоком виде.

    В декабре 1700 года появляется экстренный царский указ: «Для нынешнего воинского случая, на Москве, и в подмосковных монастырях, и в Московском уезде, и во всех городах у соборных и у приходских церквей взять на Пушечный двор в пушечное литье из колоколов весом четвертую часть…»

    Царь Петр I затребовал срочно, до конца зимы, собрать в Москве четверть от общего веса всех имеющихся в России колоколов. За задержку сроков сбора для владельцев колоколов был установлен значительный по тому времени штраф – 2 рубля с каждого «просроченного» пуда. Напомним, что тогда за 2 рубля можно было купить лошадь, а хороший дом в Москве стоил 10 рублей.

    Переписью и сбором колоколов по всей России занимались светские и духовные власти. Колокола всех храмов и церквей снимали со звонниц, взвешивали и четвертую по весу часть отправляли в столицу.

    Колокольный металл содержал 80% меди и 20% олова. При переплавке в него добавляли красную (чистую) медь, чтобы повысить ее содержание в сплаве до 90%, – именно это соотношение обеспечивало лучшее качество орудийных стволов. Для создания запасов чистой меди 21 мая 1701 года появился царский указ о сборе по всей стране медной посуды: «пивоваренных и квасоваренных котлов и винокуренных кубов», а также «иной медной посуды, опричь самых нужных».

    Постановлением Президиума Нижне-Волжского краевого исполкома советов РК и К депутатов от 06 октября 1931 года колокола собора были изъяты для нужд промышленности.

    Разные статусы были у Духосошественской церкви.

    Духосошественская церковь получила статус соборной предположительно в 1935 году, после закрытия Сретенской церкви.

    2 сентября 1934 года Саратовский горисполком издал распоряжение о временном закрытии ряда церквей города, в том числе и Духосошественской, и о передаче их под зернохранилища. В Духосошественскую церковь предписано было засыпать не менее 1650 тонн зерна. Однако в ноябре 1935 года церковь вновь удалось открыть для богослужений. Коллектив церкви продержался до 1939 года. Постановлением Саратовского горсовета от 17 июня 1939 года Духосошественская церковь была закрыта.

    В 1939 году в Саратове не осталось ни одного действующего храма.

    13 июня 1941 года горисполком рассматривал ходатайство Волжского райсовета об использовании здания церкви под кинотеатр. Ходатайство было отклонено.

    Великая Отечественная война много поменяла в отношении к православным храмам. В закрытом в 1936 году Троицком соборе (причем службы в нем не проводились с июля 1934 года) 8-го октября 1942 года были возобновлены регулярные богослужения.

    17 декабря 1947 года был открыт Духосошественский храм. Хорошо, что не успели сломать колокольню и снести купола. Только два храма Саратова действовали до начала возрождения храмов.

    В Советское время во время церковных праздников возле храмов дежурила милиция и отряды ДНД. Они могли остановить человека и проверить его документы, что могло быть чревато для членов КПСС и ВЛКСМ. Говорят, что охраняющих было больше возле Троицкого собора.

    С 2001 по 2014 год Духосошественский храм носил статус кафедрального, т.к. в Троицком соборе проводилась реставрация.

    28 декабря 2020 года указом митрополита Саратовского и Вольского Игнатия храму присвоен статус собора и статус Архиерейского подворья.
    1

    Автор: grau59



    Храм продолжает служить людям.
    3

    Автор: grau59

    вики-код
    помощь
    Вики-код:
    Выбор фотографии
    Все фотографии одной лентой
    13 фото
    dots

    Дешёвый ✈️ по направлению Саратов
    сообщить модератору
    • Alex2020
      помощь
      Alex2020
      в друзья
      в контакты
      С нами с 30 дек 2019
      23 авг, 22:09
      удалить
      Храм красавец!
    • grau59
      помощь
      grau59
      в друзья
      в контакты
      С нами с 16 апр 2011
      24 авг, 11:38
      удалить
      Alex2020 23 августа в 23:09

      Храм красавец!



      Замечательный храм!
    Наверх