Удивительная способность людей селиться и обустраивать огромные города в самых сейсмических регионах Земли меня всегда удивляла. Чили постоянно трясет. В каком-либо месте Анд или Кордильер ежедневно происходит той или иной силы землетрясение. Город Сантьяго – не исключение. И при всем при этом, Сантьяго застраивается многоэтажными зданиями, высотками и сейсмически-устоичивыми небоскребами. Мы остановились в отеле Редиссон на 17ом этаже, в центре города, и прямо рядом с нашим отелем велось строительство 70ти этажного нового здания. Планируется, что оно будет самым высоким зданием в Южной Америке. Пока, по крайней мере. Но рассказать я собиралась, честно говоря, совсем не об этом.
Прилетев из Куско в Сантьяго, мы вздохнули наконец-то свободной грудью чилийский воздух и попали прямо что ни на есть в самую настоящую цивилизацию. К сожалению, нам совершенно не удалось посмотреть Сантьяго. Нам даже не удалось с ним познакомиться, прямо говоря, потому-что с гидом нам уж не повезло, так не повезло. Девушка по имени Катя, по ее словам живущая в Сантьяго уже 7 лет, не смогла нам даже посоветовать место, где лучше поужинать, не говоря уже о том, что не свозили нас ни в центр города, ни на его окраины, а запихнули в машину из аеропорта да и привезли в отель. Так как при перелете нам покоцали чемодан и продолжать наше путешествие с чемоданом без колес мы не могли, то поперлись в первый же вечер в ближайший мол искать магазин Самсунит. На что наш первый вечер благополучно и убили.
А утром, опять нас запихнули в машину и повезли на ближайшие винные фермы. А после винных ферм, накормив в придорожной столовке абсолютно ничем не отличающимся по вкусу от нашего стейком, привезли нас как два мешка с картошкой опять в отель и выбросили. Время говорят истекло. Завтра утром готовность к 8 утра для отъезда в аэропорт. Вот и все наше Сантьяго. Остались только несколько фотографий, которые я сделала прямо из номера отеля на вечерний Сантьяго сверкающий огнями.
Вот дураки! – скажете вы. – Нафиг вам гид? Фотик на плечо да и попилили себе по вечернему городу гулять!
И отчасти будете правы, конечно. Но мы так устали в этом душащем за горло Куско, что вечером в Сантьяго, нам не то что гулять, нам разговаривать и моргать уже было тяжело от усталости.
Так вот рассказать я вам хочу о нашем посещении винных ферм и вообще немного поумничать тут о виноделии. Вином увлекаемся. Что есть то есть, не без греха. Поэтому посещение винных ферм было нашим абсолютнейшим маст хэв в Чили.
Сначала мы поехали на небольшую частную винодельню в пригороде Сантьяго. Нас встретил сам владелец фермы и любезно рассказал о том, каким образом его семья поселилась в Чили эмигрировав из Испании, о том, как его отец получил этот кусок земли и основал первое небольшое поле виноградников, подробно описал процесс выращивания винограда, различные тонкости по теме почвы, климата, орошению и других особенностях взращивания виноградных культур, производства качественного и не качественного вина, трудностях своего бизнеса, конкуренции с крупными производствами и о различных коммерческих мифах, используемых для успешных продаж.
Из его рассказа я запомнила вот что:
- Климат в Чили для выращивания винограда, один из самых благопрятных в мире. Так как в регионе долины Касабланка практически нет совсем дождей, то риск гниения лозы сводится на нет. Виноделец орошает поле ровно тогда и ровно на столько, на сколько он считает необходимым и не зависит от неконтролируемых осадков и так называемого «удачного» или «не удачного» года. Более того (об этом я уже узнала из литературных источников), виноградники в Чили – единственные в мире виноградники, не зараженные милдью и филлоксерой. Я предупреждала, что немного поумничаю. В долине Кассабланка в тот период, когда виноград вегетирует (есть такое слово?), температура воздуха не превышает 20 градусов, что является совершенно идеальной температурой для созревания белых сортов («шардоне» и «савиньон блан»), а также «пинот нуар».
- далее нам показали эксперементальное виноградное поле, которое выглядело совсем диким. Как нам объяснил господин владелец фермы (к сожалению я куда-то потеряла его визитку и не помню его имя), это делается намеренно. Одна из новых теорий/версий выращивания винограда гласит, что если не вспалывать сорняки и не очищать лозу от дикой травы, то достигается эффект более крепкого и здорового винограда. Виноделы часто сравнивают виноград с детьми. Если растить ребенка в полной чистоте и стерильности, то его иммунитет будет более слабым к окружающей среде, чем у того ребенка, которого растили в живой естественной среде и который сталкивался с нормальными нечистотами окружающего мира. Так и виноград. Сорняки отвлекают на себя мошкару и насекомых, почва становится более насыщенной от сорняков (если я правильно поняла), виноградная лоза таким образом получает больше минеральных элементов из почвы, растет более сильной и здоровой, с лучшим иммунитетом, с более насыщенным вкусом и сочнее, чем та лоза, за которой постоянно ухаживают, выпалывают все сорняки, холят и лелеют в «стерильности», дабы не дай бог не заболела. Но такого рода способ выращивания лозы может себе позволить только винодельня, находящаяся в идеальным для винограда климатических условиях. А в этом аспекте, Чили, повторюсь, одна из самых подходящих стран.
- потом нам рассказали какие типы пробок бывают, какой материал используют для пробок и для бочек. Многое из этого мы уже «проходили» на винных фермах в ЮАР, но все равно было интересно еще раз убедиться в том, что пластиковая пробка ставиться на белое вино для большей герметичности, а выдерживать в бочке вино как можно дольше вовсе не обязательно. Деревянная пробка дает возможность вину еще «подышать», но все-таки чем больше пор в деревянной пробке, тем хуже. И вовсе не каждому вину надо дышать. Определенным сортам вина «много дышать вредно» ... А ведь большинство потребителей вина, завидев в бутылке пластиковую пробку, сразу определяют вино как «дешевку», а на самом деле никакого соотношения пластиковая или деревянная пробка к качеству и цене и не имеет. Что одному сорту вина хорошо, то другому не подходит. Что одному типу вина дыхание, то дргуому – смерть. Все неоднозначно. Ведь виноделие – это настоящее искусство и сколько видов вина, столько мнений. А на вкус и цвет так и вовсе товарищей нет, как известно. Так что и пробка, и бочка, и бутылка, и цвет, и сорт, и вкус и послевкусие – все это субъективно и неоднозначно. Есть только один неоспоримый факт: вино должно быть сухое! Сладкое и полу-сладкое вино – это как чай Липтон в пакетиках или как мясо в макдональдсе. Но это мы из без господина-винодела знали, между прочим.
- конечно же нам рассказали еще и о том, что в Европе, по сравнению с Чили, климат совсем не соответвующий выращиванию хорошего качественного винограда, и далеко не благоприятный для выращивания здоровой и крепкой лозы. Что, в принципе, если подумать, наверное не лишено оснований. Так оно наверное и есть. Поэтому, в Италии и Франции существуют понятия удачного и не удачного года и урожая. Для того, что бы избежать заражения лозы или вообще ее гибели от сырости в дождливый период, европейские винодельни вынуждены использовать антибиотики и различного рода пестициды при взращивании и удобрении винограда. А это, естественно, сказывается на качестве продукта. Не вкусовом, конечно, а именно на уровне приносимого организму вреда при употреблении такого вина. Людей, подверженных алкоголизму от потребления вина в Европе то намного больше, чем в Южной Америке. И по статистике (так у Мединского написано), в Европе, а именно, Франции, Италии и Испании диагностика заболеваний раличного рода болезней связанных с печенью выше, чем в любых других странах и континентах. В общем, европейская индустрия, и даже индустрия вина, пичкает нашего брата химией и антибиотиками, собирая при этом несметные прибыли и присваивая при этот сами себе различного рода «призы года», лейбелы и гонорары! Это уже мои личные такие рассуждения и соображения. Конечно всего этого нам господин-винодел не рассказывал. Но, с другой точки зрения, вино – это не алкоголь. Это божественный напиток. Кровь Христа. Стоп, стоп, стоп ... полегче на поворотах. Это уже совсем другая версия и другая история.
- и в итоге нам показали заключительный этап в процессе изготовления конечного продукта: изготовление лейбела, выбор бутылки (стиль, размер, цвет и т.д.), наполнение бутылки вином, закупорка пробкой, наклеивание лейбела и прибамбасы коммерции в сфере продаж. Я не знаю верить мне самой или нет, тому что я сейчас скажу, но так утверждал мистер-винодел: внимание! все градации по якобы-выдержке типа “reserva”, “grand reserva”, “cru”, “grand cru” и тому подобное, указанные на лейбеле есть не что иное, как простой коммерческий ход/инструмент, позволяющий повысить стоимость вина в продажах, а на самом деле разницу между резерва и гран резерва даже искушенный винопивец особенно не различит, ибо нет конкретики и правила, что именно называют резервой, а что гран резервой. И по его мнению и практике, любое красное вино, выдержанное в бочке – есть резерва. А гран резерва абсолютно не обязательно означает большую выдержку и тем более не дает гарантии что это выдержка имеет какую-то вкусовую идею и ценность. Так как, еще раз, повторюсь виноделие – это искусство. И тут так же сложно спорить о качестве и вкусе, как было бы сложно спорить о красоте картин Да Винчи и Мане.
Было,конечно еще несметное кол-во информации, которую вылил на нас господин-владелец фермы, особенно почувстовав то, что мы интересуемся темой и живо задаем конкретные вопросы в точку. Но, так как, скорее всего большинство путешественников вся эта винная тема не особенно интересует, не буду растягивать удовольствие. Тем более что для многих это покажется вовсе даже и не удовольствием.
Просто подведу некоторые итоги (для себя):
1. Покупая и, даже выбирая с помощью сомилье, вино, мы никогда не можем быть уверены в качестве и ценности данного вина. Так же как и, покупая картину «Мона Лиза», мы (я имею ввиду простого обывателя), не можем быть уверены в ее подлинности и даже в ее гениальности.
2. На вкус и цвет товарищей нет, поэтому если кто-то похвалил вино, это совсем еще не повод его покупать и вторить похвалу. Как ни странно, большинству потребителей нравится полу-сладкое и сладкое вино, хотя это конечно-же «фу-гадость». Но что-же делать, что-же делать? Ответ производителей: выпускать полу-сладкую «фигню» под названием вино! Есть спрос –есть предложение. Все просто.
3. Высокая цена абсолютно не означает высокое качество! Ну это не новость, так как аналогичное правило распространяется и на большинство других продукций.
4. Нет закона, который бы обязывал производителя вина указывать на этикетке наличие и количество истанинов (вредных компонентов), различного рода химических добавок, антибиотиков и др. препаратов, если таковые использовались при обработке почвы и выращивании или хранении винограда/вина.
Я не буду оригинальна, завершив свой рассказ тем, что в конце экскурсии мы занялись дегустацией вин, производимых на этой ферме, и прикупили себе пару-тройку бутылочек, к стати очень хорошего, действительно приятного, мягкого сухого красного вина с этикетками «резерва» и «гран резерва». Мы же простые потребители! И именно для таких как мы, производители вина придумывают все эти «крю», и «гран крю» названия, что бы подороже втюхать нам свое вино и что бы мы, в свою очередь, попивая его в номере отеля Радиссон на 17ом этаже, ощущали бы избранность не только вина, которе мы вкушаем, но и избранность самих себя при этом от того, что мы такие «знатоки» хорошего продукта и качественного напитка!
Всем кто не поленился дочитать до конца эту заметку, я желаю приятного вечера за бутылочкой чилийского вина.