В Сансеполькро мы приехали ближе к вечеру с небольшой, но емкой программой, чтобы прикоснуться к творчеству великого сына этого небольшого городка Пьеро делла Франческа, посетить местный музей и собор, а также увидеть этот чудесный холмистый пейзаж в окрестностях борго, который так знаком по картинам художника.
Сансеполькро – город, расположенный недалеко от Ареццо, образовавшийся на месте бенедиктинской обители и достигший наивысшего расцвета в 15-м веке. Сама обитель была основана в средние века пилигримами из Святой Земли. По легенде, они возвели часовню для хранения реликвий Гроба Господня – отсюда и произошло название города («Сансеполькро» означает «святое захоронение»). Именно в этом городе родились математик Лука Пачоли, один из основоположников современных принципов бухгалтерии и художник Пьеро делла Франческа, картины которого хранятся в местном музее.
Памятник Пьеро установлен на главной площади Сансеполькро в 1892 году в память о 400 — летней годовщине смерти художника, дизайн памятника создан скульптором Arnoldo Zocchi. Также по этому случаю были высажены деревья и обустроен небольшой сад.
По одной из распространенных легенд, город начал строиться двумя монахами, которые возвращались из Святой Земли приблизительно в 963 году. С собой они привезли несколько кирпичей из церкви Гроба Господня, которые и стали основой для первых местных строений. Монахи собственноручно возвели базилику там, где сегодня находится Кафедральный собор. Именно вокруг этой старинной базилики и разрастался город Сансеполькро.
Кафедральный собор Сан Джованни Евангелиста, стоящий на месте той самой часовни, которая была основана пилигримами, сохранил свой оригинальный облик 14-го века.
В самом соборе можно увидеть чудесный полиптих Никколо ди Сенья, картину Перуджино и с горечью замереть у алтаря, который осиротел без "Крещения" Пьеро и зияет памятной заплатой, как напоминание о местном непростительном расточительстве.
Об этом пронзительном столкновении с реальностью очень хорошо написано у П.П. Муратова в его "Образах Италии": "Коллекционерское рвение принесло, конечно, немало ущерба искусству, но ничем не лучше его во многих случаях и государственное ученое собирательство. Все эти огромные и великолепные музеи чужих столиц хочется помянуть недобрым словом, когда в скромном соборе Сансеполькро видишь пустое место, до сих пор оставшиеся после "Крещения" Пьеро. В шестидесятых годах эта дивная картина была куплена за три тысячи лир и вывезена в лондонскую Национальную галерею. И как недостает ее здесь, с волшебностью ее пепельно-серых тел, серебристым воздухом сурово-нежными ангелами в венках из роз и оливковых листьев и осколком фаянсово — голубого неба в реке!"
Маттео ди Джованни (1430-1495гг), еще один уроженец Сансеполькро, он создает большие алтарные картины и полиптихи для церквей. Это его алтарная композиция.
Про Пьеро.
Пьеро делла Франческа (Пьеро ди Бенедетто деи Франчески) — крупнейший художник и теоретик эпохи раннего Возрождения (1415 прим. -1492). Родился в семье красильщика и торговца шерстью. Назван был по имени матери, т.к. отец его умер до его рождения. О жизни художника дошло мало достоверных сведений. Первое упоминание относится к 1431 году, когда Пьеро работает над первым заказом — расписывает церковные свечи.
Его фрески и алтари отличали необыкновенная точность рисунка и скульптурность образов. Спокойные, несколько статичные, эти образы своей уравновешенностью, напоминали греческие статуи. Суховатость рисунка восполнял изысканный колорит.
Художнику низкого происхождения, чтобы спокойно творить в те времена, неплохо было иметь знатного и богатого покровителя, а если он еще и станет другом и ценителем твоего творчества, то все может сложиться удачно к радости действующих персон и благодарных потомков. В жизни Пьеро случился такой меценат в лице урбинского герцога Федерико да Монтефельтро. Вы видели эти парные портреты в галерее Уффици, где изображены герцог и его супруга Баттиста Сфорца, но что интересно, пейзаж на этих портретах имеет вид родного города художника — Сансеполькро.
Про фреску и Тони Кларка.
В этот городок все едут смотреть его прекрасную фреску "Воскресение Христа", но мало кто знает, что именно она через столько лет ( а написана она около 1460 года!) сможет защитить город от артиллерийского обстрела и разрушения во время войны! Это очень интересная и поучительная история из серии о том, как красота спасет мир, хотя, наверное, так вот буквально я с этим столкнулась впервые. Но, дело это хорошее, хотя и не столь заразительное, как показывает жизнь.
Фреска смогла пережить Вторую мировую войну благодаря тому, что британский артиллерийский офицер Тони Кларк не был неучем, а любил и читал интересные книжки и был поклонником творчества Олдоса Хаксли. В своё время английский писатель Олдос Хаксли в своем эссе "В дороге" назвал фреску «самой прекрасной живописью в мире». Позже, во время боевых действий британский капитан Энтони Кларк вспомнил об этом изречении Хаксли и немного задержал обстрел города. Спустя какое-то время немецкие части покинули Сансеполькро. Таким образом, брать город штурмом уже не было необходимости. В благодарность местные жители назвали в честь Кларка улицу.
Фреска располагается в городском музее в Палаццо делла Резиденца, куда мы непременно отправимся, когда дочитаем все истории про этот удивительно наполненный интересными фактами городок. Есть тут одна очень занимательная история, связанная с синим цветом, про нее надо обязательно рассказать.
Про синьку.
Синий цвет в Римской империи и Византии был мало распространен. Он считался цветом траура и скорби и ассоциировался с варварами — германцами, ведь они носили синие плащи и наносили на свои лица синюю краску. С распадом Римской империи и распространением христианства синий цвет стал использоваться, как цвет покровов Богоматери, символизируя ее чистоту и непорочность. Стоимость ляпис-лазури (лазурита), который привозили караванами с Востока, была очень дорогой, секрет изготовления синего пигмента арабы хранили веками и держали монополию на рынке, устанавливая соответствующие спросу цены. С синим цветом художники работали только по предварительному заказу, когда заказчик оплачивал расходы на синюю краску.
Синие плащи германцев, в результате, подсказали выход из этого положения. Синюю краску немцы получали из травянистого кустарника вайды, который произрастал в Европе, а рецепт изготовления появился еще в 8 веке в Тюрингии с центром в Эрфурте. Конечно, синяя краска из вайды проигрывала в светоносности сочному и яркому лазуриту почти в 30-ть раз, но она была доступна и находилась буквально под ногами, чем и решили воспользоваться сметливые жители Сансеполькро. В городе начало массово развиваться производство синей краски из местной вайды, в обилие произраставшей в окрестностях борго.
О процессе изготовления стоит рассказать подробнее, это не только познавательно, но и весело. Процесс трудоемкий и очень (скажу мягко) не ароматный. Листья и стебли вайды измельчали и заливали человеческой мочой с добавлением винного спирта, да и моча использовалась только пьяного человека. Синюю краску готовили исключительно в воскресенье и красильщикам приходилось напиваться до требующейся кондиции, чтобы соответствовала нужная концентрация. Какая вонь стояла в красильнях, можно только теперь предполагать. Кстати, отсюда и пошло выражение "напиться до посинения"!
Все изменилось для Сансеполькро, когда испанцы стали возить большими партиями из Нового света траву индиго. Не помогли и запреты императора Священной Римской империи использовать краску индиго под страхом смертной казни! Как в те времена беспокоились о местном производителе, стоит только позавидовать. Но, индиго была красивее и ярче, более стойкой в носке и стирке и знать постепенно перешла на одежду, окрашенную индиго, а дешевая синька из вайды осталась одеждой простолюдинов. Сансеполькро лишился рынков сбыта и превратился в тихий провинциальный городок. Один плюс, с запахами в городке стало приятнее.
Надо сказать, что именно местную синьку из вайды использовал, в основном, Пьеро делла Франческа в своих работах, вы всегда сможете отличить этот неповторимый приглушенный синий, немного пепельный на его картинах. Как, например, здесь в "Рождестве", наверное, одной из самых моих любимых картин Пьеро.
Ежегодно в сентябре город Сансеполькро наводняется туристами, которые хотят посмотреть на праздник Палио делла Балестра. На этом фестивале все жители города надевают старинные костюмы, а на главной площади города проводится исторический средневековый турнир, в рамках которого организовывается известное на всю Тоскану соревнование между арбалетчиками из соседнего городка Губбио и местными стрелками. Этот праздник насчитывает уже несколько веков и является одной из древнейших традиций для жителей города.
Ну, а теперь пойдем в музейMuseo Civico di Sansepolcro.
Продолжение следует...
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Белла, спасибо за знакомство с новым художником!
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Так интересно, Бэлла, ведь даже и не подозреваешь ни о чем подобном пока не начинаешь изучать (ну, или заметку писать:)))
Комментарий понравился: